Власть и СМИ: гайки откручиваются на полградуса
Потепление в отношениях Минска с Европой пролило лучик света и на медиасферу. В частности, под эгидой ОБСЕ в контакте с белорусскими властями прошло несколько семинаров по вопросам прессы. Очередной открылся в столице 8 сентября. Тема — саморегулирование СМИ. Дискуссия, однако, по крайней мере в первый день, вылилась в русло больной темы: пресса и власть. В сухом остатке: аппарат готов слегка открутить гайки, но не более.
Александру Болдыреву, старшему советнику Бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, досталась неблагодарная миссия. Попробуй-ка удержи дискуссию в неком академическом русле, когда представители негосударственной прессы спешат воспользоваться редкой возможностью выплеснуть наболевшее в прямом диалоге с чиновниками высокого ранга.
На семинар пришли первый заместитель главы президентской администрации Наталья Петкевич и помощник президента Всеволод Янчевский. Последнему автор этих строк как представитель негосударственной прессы первым делом сказал: спасибо за интернет! Тот понял без расшифровки.
Предыстория такова. В прошлый раз мы дискутировали — и публично, и в кулуарах — на таком же семинаре под эгидой ОБСЕ. Тогда власти намерились ввести регистрацию интернет-СМИ. Была жесткая полемика. Помощник президента пообещал, что интернет в Беларуси останется свободным. И на сегодняшний день власть слово держит.
В принципе Байнет действительно остается пространством свободы. Г-н Янчевский отметил, выступая 8 сентября: государство в Сети присутствует весьма скромно.
Добавлю: сама специфика интернета такова, что там не в пример труднее установить монополию. Юзера не заставишь ходить на скучный казенный портал, тут методы добровольно-принудительной подписки не работают. И потом, государственный журналист, которому и в сетевом формате надо согласовывать с начальством, что и как писать, априори проигрывает вольному блогеру в оперативности. А мгновенность реакции и есть коронка, фишка интернета.
Далее: интернет-изданию не надо хлопотать насчет бумаги, типографии, допуска в каталоги и союзпечать. Оно экономично и может успешно делаться маленькой креативной командой. И потому здесь свободная журналистика кладет на лопатки государственную.
Но на сегодня это свобода плавать в лягушатнике. В новом законе о СМИ статья о регистрации сетевых СМИ так и осталась висеть дамокловым мечом. Ее никто не отменял, и в момент, когда сетевая вольница покажется властям чересчур опасной, инструмент для укорота долго искать не придется. В этом же законе припрятан и еще ряд капканов. Стоит испортиться диалогу с Европой — и взять прессу за жабры будет делом техники.
Вот так и выглядит свобода СМИ в Беларуси: ее ровно столько, сколько отмеряют чиновники, строго следя, чтобы независимая пресса не набрала критической массы.
Крупнейшие печатные СМИ, телевидение и радио остаются государственными рупорами. Во многих регионах поле независимой прессы выжжено дотла. Монополизм же развращает. С другой стороны, негосударственную прессу развращает маргинальность.
Чиновники на семинаре пропагандировали идею единого этического кодекса, который-де решит проблемы профессиональной морали, саморегулирования СМИ. Но дело не в универсальном кодексе. В принципе достаточно придерживаться Нагорной проповеди, заметил маститый московский медиаэксперт Михаил Федотов.
Навязывание прессе роли идеологической обслуги, двойные стандарты по отношению к СМИ разных форм собственности, дискриминация негосударственных изданий — вот что сильнее всего деформирует профессиональную мораль. Ее уродует баррикадная журналистика, когда миссия информирования и анализа подменяется пропагандистским «мочиловом».
Развитый медиарынок с честной конкуренцией был бы не в пример полезнее всяких отвлеченных моралите. Тогда казенщину, сервильность, грубый пиар просто не продашь — вылетишь в трубу.
Да, блажен, кто верует…
Что же в сухом остатке? Судя по тону людей из высокого руководства (обещаний никто не дает), не исключено, что в скором времени могут вернуть в систему распространения еще несколько газет, выметенных оттуда перед выборами-2006. Тем более что к декабрю надо продемонстрировать некий прогресс перед Евросоюзом, который будет решать судьбу замороженных санкций против высоких белорусских чиновников.
Всеволод Янчевский пообещал разобраться с чиновниками, которые отсекают журналистов от информации. Возможно, идеологический аппарат умерит ретивость по части отфутболивания негосударственных СМИ.
Ключевые проблемы медиасферы в обозримой перспективе решены не будут. Власти не хотят признавать сам факт монополизации СМИ. Наталья Петкевич высказывается за конкуренцию в этой сфере, но тут же заявляет, что госорганы вряд ли откажутся от своих изданий.
Излюбленный тезис чиновников: мол, у нас и так две трети газет — негосударственные, лукав. Благостную статистику дают всякие альманахи для садоводов-огородников да сборники чайнвордов. Крупнейшие газеты, телевидение и радио нынешняя власть целиком взяла в наследство от власти коммунистической. Тут по сути ничего не поменялось. Как были рупоры аппарата (даже не государства, а именно аппарата!), так и остались. Без демонополизации белорусская медиасфера останется в значительной степени архаичной, пропагандистской, сервильной.
Между тем не за горами президентские выборы. Тут уж не до игр с Европой, не до гнилого плюрализма. Идеологическая машина должна сработать безотказно. Сами знаете на какой результат.
С другой стороны, наивно ожидать, что руководящие товарищи вот так возьмут и отпустят медийные вожжи. Какой резон рушить привычный комфорт? Пока общество в полудреме, царских подарков в плане гласности не будет. Пожалуй, лишь тектонические процессы в социуме и политической системе могут открыть качественно новый простор для белорусской прессы. А пока это пространство отвоевывается по миллиметру.
Что же касается заявленной темы семинара-тренинга, то на этот счет афористично высказался шеф-редактор газеты «Новы час» Алексей Король: «Саморегулирование начинается там, где кончается государственное регулирование». Пока же последнего у нас — выше крыши.