Летчик-испытатель Квочур: Угроза потерять жизнь не довлеет над всем
Белорусские пилоты в кабине разбившегося учебно-боевого Су-27 сидели на чудо-креслах. Катапультное кресло К-36 способно спасти жизнь пилоту на высоте от 0 до 25 тысяч метров. То есть даже с земли. Примеры, когда пилоты выживали, вылетая пулей на кресле с парашютом прямо из горящего пламени, есть! Та же трагедия Су-27 на авиашоу во Львове в 2002-м…
Кресло К-36 устанавливают с конца
70-х на боевых российских самолетах. Даже американцы в
90-х интересовались чудом советской конструкторской
мысли.
Лучшей рекламой этому кресло стал случай с
летчиком-испытателем Анатолием Квочуром. В 1989 году на
авиасалоне в Ле Бурже его МиГ-29 завалился на бок и начал
падать. Нос самолета уже упирался в землю под углом в 90
градусов. Но в последнее мгновение перед взрывом
катапульта выбросила Квочура по наклонной траектории.
- Насколько сложно принять решение катапультироваться? -
поинтересовались мы у Героя России, заслуженного
летчика-испытателя СССР Анатолия Квочура.
- Сложно? Очень сложно. Чрезвычайно. Даже сравнить не с
чем. Поймите, если человек думает о катапультировании -
значит аварийная ситуация уже есть. Трудно
катапультироваться, потому что важно не убить людей,
которые где-то на траектории, ну и не менее важна угроза
потерять самолет. Это два фактора, которые очень влияют и
до последнего не помогают привести в действие средство
спасения.
- Кресло К-36 практически на 100% помогает спасти
жизнь…
- Оно не помогает принять решение. Если привел в
действие, выжить, конечно, поможет. Угроза потерять жизнь
не довлеет над всем. Это профессия, самолет, престиж,
люди, которые находятся внизу. Это важнее, чем инстинкт
самосохранения.
- Сложнее ли катапультироваться, если в кабине два
пилота?
- Сложнее. У меня было два случая катапультирования. В
обоих моих случаях решение принимал я: и когда был один,
и в качестве командира. Конечно, человек примет решение.
Но время уйдет. Если бы они в самом начале развития
событий решили бы прыгать, они могли бы точно спастись.
Но они занимались не этим. Они пытались сначала, как мне
представляется, спасти самолет. А когда видели, что это
невозможно, спасали то, что внизу. Предполагаю, то, что
они видели внизу, кардинально влияло на их поведение.
Если бы они видели, что внизу просто лес - ну прыгнули
бы, и все. Предполагаю, что видели другое. А это уже
нравственный запрет, который, по-моему, у абсолютного
большинства летчиков работает. Инстинкт самосохранения в
этом случае не срабатывает. Конечно, о том, что спастись
можно, они знают. Знают, что есть случаи, когда есть
возможность спастись в каких-то очень экзотических
ситуациях. Ну и что? Кресло может спасти с земли. Правда,
чем выше, тем лучше. Но когда ты пикируешь, шансы на
спасение уменьшаются. Нет чудесных кресел пока еще.
- У вас была фантастическая история спасения.
- Я думаю, моя жизнь сохранилась из-за сочетания
возможности кресла, взрыва и каких-то сил, которые пока
не понимаю. Этим летчикам повезло немножко меньше. Цена
этого немножко - это жизнь. Граница всегда существует. Мы
ее точно никогда не узнаем. Что можно сказать уверенно:
пилоты, которые трудились в самолете, работали до
последнего момента. То, что я видел на видео, пока они не
исчезли ниже кромки леса, они самолетом управляли. Это
значит, что они что-то делали осознанное и направленное
на улучшение ситуации.
- Такая ситуация могла возникнуть из-за ошибок
пилотирования?
- Ошибка пилотирования - это еще не вина. В том, что я
видел на видео, есть два этапа полета: первый для меня
непонятен, а дальше все ясно. Летчики выбрали самую
оптимальную траекторию движения, чтобы уйти от
надвигающейся земли.
«Летчики и не пытались катапультироваться, - пояснил «КП»
главный конструктор Су-27, первый заместитель
генерального директора ОАО «ОКБ Сухого» Алексей Кнышев. -
Из-за несрабатывания системы катапультирования
белорусские летчики точно не могли погибнуть. Это
исключено. Если бы они хотя бы попытались
катапультироваться, это было бы выполнено со 100%-ной
гарантией».
- Сейчас работает комиссия по расследованию причин
аварии. Ваших специалистов приглашали принять участие?
- Если есть какие-то претензии по технике, то принято
приглашать. Но в данном случае проблемы не в технике.
Хотя делать какие-либо выводы до результатов комиссии я
не могу, это некорректно. Я все-таки главный конструктор
самолета.
- Вы видели на видео, как падает самолет?
- Видел, конечно, много раз. Хотелось бы верить, что
пилоты спасали самолет или населенный пункт. У меня есть
четкое мнение по поводу аварии. Но я все же главный
конструктор и не могу его озвучить. Дождусь результатов
комиссии.