Михалок: После альбома «Культпросвет» пару лет нужно отдохнуть
Перед выступлением на проходившем в Чернигове рок-фестивале Be Free лидер группы «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок рассказал «Белорусским новостям» о новом альбоме «Культпросвет», использовании вражеских коммуникаций и ретроградной составляющей группы.
- Прежде чем сделать этот альбом, вы
всерьез увлеклись Маяковским, футуризмом, поэтами
Серебряного века...
- Я в 1989 году был студентом училища искусств, а с
1990-го учился в Институте культуры. Я дипломированный
режиссер, и, насколько понимаю, в кругозор даже самого
слабого ученика попадали постановки Мейерхольда и весь
Серебряный век. Это то, чем дышит любое высшее учебное
заведение, где сильна гуманитарная составляющая. Поэтому,
если говорить о Маяковском, пик моего увлечения им
приходился на 9-10 классы. Глупо говорить, что я в 37 лет
вдруг прозрел.
Другое дело, что многие вещи для меня сейчас
воспринимаются совершенно по-новому. Мотивации, которые
двигали авторами, многие литературные или жизненные
ребусы, которые входят в художественные произведения,
просто неподвластны человеку с маленьким жизненным
опытом. Поэтому сейчас я перечитываю то, что в молодости
понимал совершенно по-другому. Тот же Платонов или
Брюсов, который мне сейчас очень нравится, и я его только
в преклонном возрасте для себя открыл.
- Первыми из нового альбома вы показали две песни -
«Буревестник» и «Болт». Остальные композиции похожи на
них по смыслу, по подаче, по стилистике?
- Мы никогда не отличались четкой музыкальной
последовательностью. Но та концепция, которая в этом
альбоме выражена, все-таки требует такого подхода. Где-то
это Celtic punk, схожий с американской группой Dropkick
Murphys, где-то именно революционная художественная
составляющая подчеркивается. Есть вещи, которые мне очень
близки, потому что в 14-15 лет я играл в духовом оркестре
в маленьком городе Славгороде на военных парадах - марш
егерского полка, «Прощание славянки». Поэтому триольный
ритм, маршеобразный бит - эти акценты, конечно, есть.
Хотя, в принципе, песни разные.
- Невероятной красоты и мощи клип на песню «Буревестник».
Какие еще песни будете экранизировать?
- То, как сделан «Буревестник» (видеоклип будет доступен
позже - БН)… Это техника известная, есть чем-то схожие
старые работы, сделанные фанатами Егора Летова. Это такой
агитпроп, масскульт, что-то, навеянное постановками
Мейерхольда. При этом вся концепция основана на
кубофутуристе Малевиче, который очень много сотрудничал с
Бурлюками, с Хлебниковым. В своем супрематизме он очень
близко подошел к визуальному восприятию искусства
будущего, точной границе между действием и бездействием.
В его картинах мало полутонов. В нашем случае, в
неофутуризме, очень важно обращаться к четким и точным
акцентам. Следующее видео будет иметь продолжение в виде
усиления этого визуального давления и визуальной
революции. Оно будет сделано на песню «Болт».
- Какая была реакция, когда вдруг все узнали, что через
две недели выходит новый альбом? Начали звонить
журналисты? Поклонницы собрались под подъездом?
- У меня никогда не было поклонниц под подъездом.
Центральными и музыкальными телеканалами продавливается
этот невозможный надрелигиозный статус современных
селебрити. Это все г..но! Энтони Хопкинс говорит, что он
совершенно спокойно ходит по улицам города. Мы были в
Америке, и нам чуваки в пабе рассказывали, что тут часто
пацаны из «Металлики» отвисают. Весь Лондон
знаменитостями напичкан. И там тысячи мест, где может Пит
Доэрти или Гай Ричи бухать, и к ним никто не пристает.
Понятно, мы не берем в расчет таких сумасшедших обезьян,
как Бритни Спирс, ясно, что им проходу не дают… Но я не
знаю, что это такое. Я совершенно спокойно хожу по
городу, езжу на велосипеде. Меня видят люди, нет никакого
ажиотажа.
- Уже третий альбом выходит обновленного «Ляписа
Трубецкого». Люди перестали требовать «Зеленоглазое
такси» на концертах?
- Мы играем очень много билетных концертов, но при этом
существует старая ретроградная жизнь, связанная с
серьезной коммерческой деятельностью. По-прежнему
существуют корпоративы, и я никогда не лукавил - это
возможность легких буржуазных заработков. Выступление на
чьем-то дне рождения стоит в четыре раза дороже, чем на
этом фестивале (Be Free. - Авт.).
Поэтому мы сейчас в двух ипостасях существуем. Старые
песни имеют место на корпоративных вечеринках, где люди
даже не знакомы с новой стороной нашего творчества.
Конечно, сейчас появилось много лицемеров и конформистов,
которые всплыли после нового витка нашей популярности.
Они утверждают, что им и раньше все нравилось. Но есть
цифры: на презентацию в Москве альбома «Золотые яйцы»
было продано ровно тридцать билетов. А сейчас даже на
обыкновенные концерты иногда люди билетов просто не
достают.
Это не выпендреж. Просто вражеская коммуникация сейчас
работает на нас. Как это ни смешно, несмотря на свой
альтернативно-революционный имидж, мы становимся еще и
дико модной группой. Пафос эпатажа, кулачный удар,
крепкие ребята, «антисистем» - это становится
брендом.
Многие нас за это ругают и кричат, что мы конъюнктурщики
и просто выловили этот момент. Но мы написали песню
«Капитал», когда все еще были в шоколаде и безумная оргия
капиталистических б…й была в самом разгаре. Были
миллиарды денег, строились тысячи клубов - поэтому
обвинять нас в конъюнктуре глупо, потому что это
общепланетарный вектор. Посмотрите, что делает миллиардер
Ходорковский в тюрьме - он читает Бакунина и Кропоткина и
делает заявы, которые от миллиардера слушать просто
неприлично… Вот, кстати, у вас на плечо божья коровка
села.
- Это хорошая примета, наверное… На этот фестиваль вы
легко согласились приехать?
- Мы сейчас на все предложения соглашаемся, если сходится
какой-то минимум технических требований, минимальное
финансирование. И любой open-air используем как
возможность бесплатной рекламы. Многие люди не доверяют
нашему просветлению и новому имиджу. Мы приезжаем на
фестивали, где большинство людей являются фанатами других
групп. Выступать перед «Алисой» всегда было тяжело: армия
«Алисы», люди, которые больше никого не принимают. А нам
это нравится. Пускай посмотрят. Многие становятся
фанатами нашей группы.
- Скажите, песни, вошедшие в «Культпросвет», за какое
время были написаны? Вы пишете обычно разом весь альбом
или по одной песне, скажем, в месяц?
- Мне легко написать цикл, когда есть общая концепция,
общий вектор. Я не хочу раскрывать творческих секретов,
потому что владение технологией многих молодых музыкантов
толкает на ускорение эволюции…
Кто-то живет в постоянном соитии с музами, а я всегда
называл себя рабочим классом. Если есть идея или, если
хотите, госзаказ, я могу себя мобилизовать и, даже
находясь в самой наихудшей творческой форме, с помощью
своих друзей, писателей, книг и фильмов что-то
сделать.
Этот альбом сделан за год. Но он не сырой. Мысли, идеи,
музыкальные наработки были раньше. Некоторые песни мы
года три не могли выразить в студии. Песня «Буревестник»
была готова уже полтора года назад, но мне казалось
излишним педалировать эту тему в «Манифесте». Правильная
эволюция тоже важна.
- Уже представляете, куда будете двигаться дальше? Какие
стили в литературе, искусстве будут отражены в вашем
будущем творчестве?
- Как минимум пару лет нужно будет отдохнуть. То, что мы
делаем все быстро и мощно, у многих вызывает реакцию,
будто это сыро. Где творческие муки? И где переживания?
Почему все так быстро? Сравнивают с группой «Красная
плесень», которая выпускает по два альбома в год. Это
глупо! Если бы я был наркоманом, если бы употреблял джеф,
я мог бы за месяц написать десять альбомов, и они были бы
все великолепны.
- Вы говорили, что в юности часто приходилось участвовать
в драках. А сейчас, когда вы уже долго занимаетесь
боксом, такие ситуации возникают?
- Есть прекрасный роман Станислава Лема «Возвращение со
звезд», когда общество стало стерильным и зло и агрессия
перестали существовать. И у людей пропал азарт, они
перестали драться из-за женщин… Все хорошо в меру. Мы
живем в предлагаемых обстоятельствах. Я не идеализирую
современный мир. Есть город Кемерово, есть город Орша,
где всем п…й, Михалок ты или Валерий Леонтьев, всегда
можно нарваться на людей, которые спрашивают закурить,
копеек, семок. Мы живем в мире, где правят орки.