Самый громкий скандал Рунета: запрет мата в «ЖЖ»
Традиционно август для России – месяц катастроф
Эта проблема уже становится предметом научных исследований, во всяком случае, в виртуальном пространстве Сети. Столкновение истребителей СУ-27, катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, теракт в Назрани. На нашей памяти, это и августовский путч ГКЧП 91-го, и дефолт 98-го, и российско-грузинский конфликт прошлого года. Кто виноват: звезды, которые невидимо управляют нашей жизнью и судьбой, завершение отпускной поры или «артподготовка» к началу «политического сезона»? Однозначных ответов ни у кого нет. Зато подозрений и упреков к месяцу августу хоть отбавляй. Если не катастрофа, то скандал, если скандал – то неожиданный и самый громкий. А громче всего теперь слышно только в Сети: блогер и координатор движения «Воины креатива» Михаил Ковалев направил заявление в прокуратуру России о запрете мата и ненормативной лексики в «ЖЖ».
И дело совсем не в том, что от чтения блогов дизайнера Артемия Лебедева, сына известной писательницы, представительницы высокой культуры Татьяны Толстой краснеет уже сам по себе компьютер - мат дело привычное и обычное, и не только в блогосфере. Кто из соотечественников не любит быстрой езды и крепкого слова? Все любим. Все употребляем. Ну, хорошо, не все - так практически все. Кто от случая к случаю, а у кого и сам великий и могучий язык становится всего лишь связкой между матом. Но всегда наступает момент, когда даже самому себе говоришь: хватит! А тут – нате вам, и заявление в прокуратуру, и не просто от общественности, а от «воина креатива». Блогеры немедленно выложили подноготную Ковалева в открытое пространство Сети и вовсю принялись обсуждать новую скандальную инициативу. Оговорюсь сразу: не все комментарии доступны для чтения в газете. Даже если их заменять многоточием вместо мата, можно заполнить не один десяток страниц.
«И-го-го, разборки в Жэжэшечке!» – воскликнул new_jumka вместе с тысячами других пользователей. Не нравится – не читай. Ведь, если тебе не нравится сериал или ток-шоу на ТВ, ты просто выключаешь и все. Но, при чем здесь цензура в Живом журнале? Он, может, потому и живее всех живых, что в нем что хочешь – то и пиши. Но, на самом деле, речь идет о мате. Если бы с голубых экранов страну лился бы нескончаемый мат, то, в конце концов, точнее, – от первого просмотра программы поднялись бы миллионы возмущенных рядовых телезрителей. С другой стороны, ЖЖ тем и жив, что предоставляет возможность тебе самому построить свою, так сказать, программу: кого читать и что читать. И как самому писать: с употреблением ненормативной лексики или нет. Кстати, есть блогеры, которые и без всякой прокуратуры категорически не приемлют мат и даже немедленно вычеркивают из списка друзей тех, кто хотя бы раз употребит в записи ну совсем непечатное слово. «Лично я только за принятие такого запрета! Сама мат не использую ни в ЖЖ, ни в жизни, и другим не рекомендую!» - заявила принцесса Татьяна «ЖЖ». Но ведь есть и другие, и немало.
Тут заявлением делу не поможешь. Хочу – и все! А кроме того, «с юридической точки зрения удовлетворить претензии Ковалева будет непросто. Чтобы искоренить мат вообще, прокуратуре пришлось бы предъявить обвинения непонятно по какой статье администрации ЖЖ» - усомнилась Светусик Соколова на liveinternet. Действительно, ник Антона Носика, одного из «отцов» русского «ЖЖ», воспроизвести в печатном издании никак нельзя. И возьмись он сам, например, придумать себе новый, то скандал и обсуждение разгорелось бы еще похлеще, чем в случае с Лебедевым и заявлением в прокуратуру. Представляю, что обрушится на голову Носика и не только в виртуальном пространстве Рунета, решись он на смену легендарного ника. И что тогда прикажете делать? Затевать суд против Антона? Блокировать? Клеймить позором? Представляю себе заголовки в прессе: «Генеральная прокуратура против Антона Носика!» или «Антон Носик просит Гаагский суд защитить его права на нецензурный ник»!
Да и не в мате дело, считают многие, а прежде всего - в запрете, т. е. цензуре. «Давайте сразу расстреливать - чего мучиться-то» - веско заметил netnikto. Ну, можно и не расстреливать, - например двух уфимских блоггеров Ильдара Габдрафикова и Сергея Орлова снова задержали, правда ограничились домашним арестом. Да, там дело посерьезней – обвинения в экстремизме и распространении соответствующих материалов, заявлений. Но, стоит ведь только начать с цензурой, и, глядишь, через месяц-другой заправских «матершынников» будут, например, отключать от Интернета или блокировать их журнал.
Начни бороться с матом – тут же начнется борьба с похабщиной, низким культурным уровнем, сальными анекдотами и т. д. И здесь ну уж никакого консенсуса не найдут. Возьмите, например, профессию главного заявителя Михаила Ковалева – политтехнолог. Чем вам не уважаемое и прибыльное дело? Оказывается, кому как. Для пользователя «ЖЖ» caoit «профессия «политтехнолог» - это уже большая похабщина, чем любые обозначения гениталий». Да уж, за последнее время у политтехнологов имидж – не сахар. Они виноваты во всем: во всех мыслимых и немыслимых подтасовках, в раскрутке каких только персон и проектов! Максима нашего времени: можно и ржавую селедку академиком сделать, были бы деньги. Кстати, и в инициативе самого Михаила многие и увидели только «самопиар». Тем более что его «вассалы» уже расползлись по всем сервисам и агитируют блогеров то подписать и поддержать заявление в прокуратуру, а то и прикупить продукт компании Ковалева. Кроме того, многие не исключают, что весь этот «наезд» на мат в «ЖЖ» – спланированная вместе с Лебедевым акция.
Вот вам и закон технологий, - какая разница, за что зацепиться, главное - чтобы по всему Рунету твоя фамилия и проект разнеслись, упоминались, цитировались. Не в продукте и в мате дело, а в рейтинге, известности, с которой легче и заказы пробивать, и новые дела раскручивать. И нечего обвинять новую Россию в том, что она открыла дорогу «беспринципным», «циничным», «наглым» людям, которые отравляют наше «невинное» сознание и насаждают не те нормы. Технологии продвижения продукта бывают и белые, и черные. И в Европе, и в США, и в России. Дело не в них, а в том, что основная масса населения требует, то есть «голосует рублем» за то, что она выбрала. И здесь, увы, - «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Если мы между собой, в семье, с соседями, на работе не можем построить человеческих отношений, то при чем здесь технологии?!
Скажете: виноваты власть, олигархи, распад СССР, «забвение», «извращение» и так далее, до бесконечности. Не больше и не меньше нас с вами! Потому что нынешняя Россия – это наше общее дело, итог, результат. За что боролись, на то и напоролись.
ГКЧП по бревнышкам раскатывали в едином общенациональном порыве августа 91-го? Да. «Голосовали сердцем» под руководством незримого Чубайса в 96-м за Бориса Ельцина? Да. И коммунисты, которых тогда в Думе большинство было, под танки не стали бросаться. И грудью не стояли против «антинародных» законов, а митинговали. Когда жильцы домов бросаются под экскаваторы, борясь с точечной застройкой в их дворе, - видно, они – ПРОТИВ. А когда люди митингуют и выступают на трибуне, одновременно не забывая про свой достаток в той же самой Думе, то что клеймить теперь власть и олигархов? На любого олигарха трудятся десятки тысяч людей. И именно их руками или их молчанием выводятся деньги в оффшоры. Разваливается производство и возвращается государству за бесценок. Именно в филиалы и дочерние предприятия олигархов немедленно идут за работой сотни и тысячи граждан в любом уголке России.
А вы где-нибудь видели многотысячный митинг сотрудников нефтяного или металлургического гиганта: Не хотим! Не будем получать! Не можем молчать: нас всех грабят!!! Я, например, - нет. Митинг «угнетенных» автомобилистов – видел. «Протест» торговцев с Черкизона – видел. Других – нигде не встречал.
Потому, все мы – уважаемы, все при своих интересах. Чего же возмущаться?
Что, дочернего предприятия олигарха поблизости нет?
Сергей Роганов Автор делает еженедельные обзоры блогов Рунета для AIF.RU |