Здравствуй, Родина!
Здравствуй, Родина!
Одно из главных, конечно, женских развлечений — шоппинг... Письмо из Минска |
Первое, что удивило и порадовало: в нашем доме установили энергосберегающие лампочки. В какой–то момент подумала, что мои материалы сыграли свою роль (что поделать: все мы, журналисты, не лишены тщеславия), — о китайском опыте в этой области я писала. А теперь и минский мой дом стал немного походить на пекинский: хлопнул в ладоши — лампочка зажглась, а через какое–то время сама выключилась. Правильная такая лампочка. Так что с первых шагов по родной земле только тем и занимаюсь: подмечаю сходства и различия и думаю, что бы мне хотелось перенести из пекинского опыта сюда, а из минского — в столицу Поднебесной.
Одно из главных, конечно, женских развлечений — шоппинг. Мне не то чтобы очень нужно, но природа, знаете, иногда оказывается сильнее разума... Одна подруга, задав традиционный вопрос о планах на день сегодняшний и услышав, что я собираюсь «пройтись по магазинам», осторожно, но твердо сказала: «Я бы тебе этого не советовала». Она была в Пекине, наш ассортимент и возможности знает, а потому и советует со знанием дела. Другая, до Пекина пока не доехавшая, говорит, что мысль мне пришла в голову светлая и правильная, по магазинам идти нужно обязательно, тем более в них столько всего хорошего. Сейчас скажу, кто оказался прав, но давайте сразу договоримся: я высказываю личную точку зрения, если у вас другая — пишите, подискутируем.
Первый номер шоппинговой программы — ГУМ. Это потом мне объясняли, что «настоящие вещи» нужно покупать в бутиках, фирменных магазинах и т.д. Но сделайте мне скидку на то, что я в Минске, скорее, гость, чем хозяин, а потому знаю в основном торговые флагманы советского прошлого: ГУМ, ЦУМ, «На Немиге». В ГУМе — ни эскалаторов, ни работающих для покупателей лифтов. Нет, со мной все в порядке, но я была с мамой, у нее нездоровое сердце, и в духоту, да еще на третий этаж пешком... Никаких покупок не захочешь. Но мы пришли с конкретной целью — купить маме льняной летний костюм. Я же, как сумасшедшая, смотрю все новости по всем каналам, поэтому все знаю: и про склады затоваренные, и про то, что у белорусской льняной промышленности, как и у всего легпрома, есть один главный враг (по телевизору так и сказали) — китайский производитель. Я с радостью готова голосовать за белорусское кровным рублем. Лен в ГУМе был, но какой! Грубый, толстый (это в летней–то коллекции!), кислотных каких–то цветов (чувствуется, что дизайнеры близко к сердцу приняли критику за «старушечьи» цвета, но немного перестарались), фасонов а–ля «мешок» — наверное, есть места, где они будут неплохо смотреться, но я там не бываю. Поверьте, я не привередничаю, я душой болею за отечественный легпром и всю машиностроительную отрасль, но хочу, чтобы и они приложили усилия, чтобы получить мой рубль: пусть шьют красивую и качественную одежду и пусть стоит она дешевле китайской (хотя бы потому, что нет транспортных и таможенных расходов).
Еще бы, конечно, хотелось, чтобы продавцы улыбались и помогали. Вот читала недавно дискуссию коллег Андрея Дементьевского и Романа Рудя по поводу навязчивого сервиса. Знаете, в Китае иногда он бывает до одурения навязчивым — что в магазинах, что на рынках (там вообще полный караул). Но зато я вижу, что меня как клиента ценят и за рубль мой (вернее, за юань) борются. Дома почему–то никакой борьбы: спрашиваю у продавца, где найти нужную нам вещь, она машет рукой в дальний угол и отворачивается, развешивает блузки, не до меня ей. Иду в указанном направлении, нужного ассортимента не нахожу, спрашиваю следующую продавщицу, история повторяется... В Китае меня бы за руку к интересующему товару отвели и показывали бы до тех пор, пока не нашли то, что нужно. Слушайте, а зарплата наших продавцов зависит от того, сколько именно они продали за день товара? В Пекине в любом магазине к тебе с самого начала подходит продавец и опекает тебя, аки несмышленое дитя: носит кучу одежды в примерочную, предлагает то, другое, третье и, если ты берешь хотя бы одну вещичку из вороха того, что примерял, он лично отведет тебя к кассе — от того, сколько клиентов он успешно обслужил, напрямую зависят его премиальные. У нас не так? Пусть бы попробовали — мне кажется, может сработать.
Потому что заработать сегодня хотят все — и это, я считаю, хорошо. Сантехники теперь ходят трезвые, в единой униформе, разговаривают вежливо, советы дают дельные, работать хотят. Кто–то (скорее, из совсем молодых) скажет, что это нормально, так, мол, и должно быть. Совершенно согласна. Но я–то помню времена, когда выражение «трезвый сантехник» было почти нонсенсом. Так что на самом деле многое уже изменилось к лучшему. Но, как известно, нет предела совершенству, так что про светлый взгляд на мир я расскажу через неделю.
Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ
Фото: Александр РУЖЕЧКА