Равнодушный пандус

Источник материала:  

Равнодушный пандус

Равнодушный пандусМальчику на инвалидной коляске не разрешили отдыхать на туристической базе. В ситуации разбирался корреспондент «СБ»


В конце августа брестчанин Михаил Пыжик собирался на отдых со своим 15–летним сыном Кириллом. Место выбирали сообща: чтобы недорого, недалеко и комфортно. По всем параметрам подошла база отдыха Белорусской железной дороги «Белое озеро» в 40 километрах южнее Бреста. Отдых там сулил «заряд бодрости, здоровья, незабываемые впечатления от общения с природой и богатством заповедных лесов Беларуси». Радости добавлял и тот факт, что 10–дневное пребывание семьи Пыжик на лоне природы оплачивали спонсоры–благотворители.


Начальник базы отдыха, с которым Пыжик связался в первую очередь, с готовностью согласился принять новых посетителей, подтвердил, что есть все условия для комфортного проживания. Дело оставалось за малым: забронировать места на подходящее число в туристическом центре Белорусской железной дороги «Дортур» в Бресте, выслать гарантийное письмо, подтверждающее своевременную оплату. Через неделю из «Дортура» пришел ответ, в котором недвусмысленно дали понять: Михаила с сыном на базе отдыха... не примут.


— Мой сын — инвалид–«колясочник». Я ни от кого этого не скрывал! — возмущается Михаил Пыжик. — Более того, именно с особенностей и начал разговор с начальником базы «Белое озеро», мол, есть ли возможность отдохнуть ребенку–инвалиду. Сразу оговаривалось, что с ним будет сопровождающий. То есть нужен номер с подселением. Меня заверили, что такая возможность есть. Даже номер сразу назвали: 19, на первом этаже, с удобным для «колясочника» входом... А в «Дортуре» стали волокитить: надо проверить, посмотреть, все ли так на самом деле. Потом предложили варианты проживания в двух соседних номерах. Я был согласен и на это. Но в итоге пришел отказ, мотивированный «отсутствием необходимой инфраструктуры и врачебного наблюдения».


— Мы действуем исключительно в рамках закона, — у директора «Дортура» в Бресте Юрия Ерошенко своя правда на этот счет. — Есть постановление Министерства здравоохранения от 20 марта 2008 года «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению». Там, в частности, пунктами 19.3 и 22 указаны болезни, которые требуют постороннего индивидуального ухода и сопровождения в период пребывания. За исключением семейных форм оздоровления и при наличии безбарьерной среды.


— Кирилл Пыжик собирался приехать с сопровождающим, одним из родителей, — пытаюсь спорить с Ерошенко.


— Сопровождающий есть, а безбарьерной среды нет, — парирует директор. — Это же надо, чтобы везде были пандусы... У нас вот, например, в столовой тогда нужно оборудовать такой спуск. А вы представьте, если вдруг «колясочник» где–нибудь перевернется, ну всякое ведь бывает... Он же потом нас по судам затаскает. Наверняка и постановление Минздрава не случайно появилось. В «Белом озере» есть свободные места. Отдыхающие нужны. И мы бы с радостью приняли семью Пыжик, но...


Это «но» было и остается главным фактором, при котором безбарьерной среды нам не видать как своих ушей. Сколько пандусов ни оборудуй. Инвалид так или иначе — всегда проблема. Нет — ограничение. Он ограничен в своих возможностях. Те, кто его окружает (вот только не надо сейчас о высоком и моральном), — в самих себе, в своей свободе. Ведь надо думать, как себя вести, чтобы ненароком не обидеть словом, взглядом, жестом. Надо ограничить себя в привычном комфорте и ленивой беззаботности, потому что кому–то рядом вдруг может понадобиться помощь. Например, чтобы подняться на высокую ступеньку. В троллейбусе не всякий подвинется на своем сиденье, чтобы соседу было удобнее, а тут!..


Равнодушный пандусВыходит, проще и спокойнее не иметь дела с инвалидами вообще? Не знакомиться, не заводить дружбу, не брать на работу, отказать в цивилизованном отдыхе. Прикрыться постановлением и отсутствием «необходимой инфраструктуры». Проще «пригласить к сотрудничеству по приему отдыхающих, не требующих специальных условий» (цитата, кстати, из того самого ответа с отказом в приеме Кирилла Пыжика на базе «Белое озеро»), чем пойти навстречу. Получается, так...


«Белое озеро» — не санаторий. Ни в одном из рекламных проспектов нет не одного предложения лечебных процедур, доступных на базе отдыха. Однако ее кураторы с легкостью прикрылись «отсутствием врачебного наблюдения» и «перечнем противопоказаний к оздоровлению». Но ведь для отдыха нет противопоказаний!


Как только ни изощряются отечественные турфирмы, стараясь привлечь в Беларусь иностранных гостей, а соотечественников — убедить, что отдых дома ничуть не уступает заграничному по уровню и комфорту, в чем–то даже и превосходит его. Но получается, что рады далеко не всем и далеко не везде. Тогда предупреждать надо!


«Инвалидам (сама являюсь таковой) не хватает полноты жизни. Законы и предрассудки окружающих ограничивают наши возможности и свободы. Они же не ставят цель помочь нам там, где трудно, а стараются запретить, не пустить, ограничить! В Европе можно встретить много инвалидов, люди путешествуют, отдыхают, ничего и никто не мешает им наслаждаться жизнью. Что мешает нам пересмотреть законы и упростить нормы подхода к ограничению возможностей инвалидов и создать среду, благоприятную для жизни всех людей в нашей стране?». Этот отклик к материалу «Ограничение сознания» («СБ», 12.06.2009 г.) оставила на сайте газеты читательница Рита. Главным героем материала, напомню, был инвалид–«колясочник» Сергей Дроздовский. По сравнению с Пыжиком Дроздовскому, можно сказать, повезло: его всего лишь не пустили в Национальный академический Большой театр оперы и балета...


P.S. Для чистоты эксперимента я позвонила в две туристические фирмы: «Бресттурист» и «МинскТурист». Интересовалась отдыхом с ребенком–«колясочником» в пределах Беларуси. Поскольку специализированных баз отдыха для инвалидов в Беларуси нет, обе фирмы порекомендовали как «одну из лучших» базу отдыха общего профиля... «Белое озеро» под Брестом. В «МинскТуристе» пообещали еще и бесплатный трансфер (организованную доставку с вокзала непосредственно до базы). 12–дневное пребывание с 3–разовым питанием обойдется на двоих примерно 1 млн. 200 тысяч рублей. При этом в турфирме уточнили: никаких справок, санаторно–курортных карт не требуется. Только паспорта. «Это же просто база отдыха. Без лечебного сопровождения. Вам там обязательно понравится, если вы хотите просто отдохнуть, любите природу и чистый воздух».

Автор публикации: Валентина МОХОР

←ФУТБОЛ, ФАСОЛЯ І БЕЛАРУСКАЯ МОВА ў жыцці легіянера з Бразіліі

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика