Запасайся кто может
Запасайся кто может
Недопустимые факты бесхозяйственности во время уборки и при хранении зерна обнаружили сотрудники Комитета госконтроля на Минщине... |
В нынешний уборочный сезон, когда все силы брошены на сбор урожая, одни хозяйства удивляют супернамолотами, а другие... с бездумной легкостью теряют драгоценное зерно из-за собственных халатности и безразличия. Недопустимые факты бесхозяйственности во время уборки и при хранении зерна обнаружили сотрудники Комитета госконтроля на Минщине.
- Мы проехали с проверками по территориям четырех хозяйств, - рассказывает председатель Комитета госконтроля Минской области Владислав Цыдик. - Увиденное в сельхозфилиале "Великосельский" ОАО "Дзержинский райагросервис" иначе как полным безобразием не назовешь: комбайны прошли, а на земле лежат тысячи нескошенных колосьев, под ногами валяются сотни килограммов зерна, на отдельных участках потери хлеба достигают 8 центнеров с гектара!
Как это возможно? Почему? Ответ нашелся быстро, когда контролеры заглянули внутрь уборочной техники. Оказалось, что инженеры и механизаторы не выполняли элементарных требований технической эксплуатации комбайнов. Ни на одной из десятка машин не были установлены, к примеру, требуемые зазоры. Из-за этого колос, попадая в слишком большой зазор между барабаном и подбарабаньем, полностью не обмолачивался, а просто выпадал обратно на землю. Мало того, не все зерна из тех колосков, которые все же обмолачивались, потом оказывались в накопительном бункере: из-за плохой герметизации они через щели комбайна просыпались под колеса.
На многих комбайнах отсутствовали пальцы шнеков (в результате зерновая масса неравномерно поступала в молотильный барабан), были перекошены транспортеры наклонной камеры, неправильно отрегулированы удлинители решет (часть полноценного зерна отсеивалась в отходы)...
Любой механизатор и комбайнер должен знать, что с такими техническими недоработками, может, далеко и уедешь, но много урожая не соберешь. А ведь для устранения этих недочетов требуется минимум времени и затрат: где-то дополнительную деталь поставить, где-то просто гайку сильнее закрутить. Хранился урожай тоже абы как: на зерноскладе с дырявыми стенами зерно через щели обильно посыпало улицу.
- Почему стеблеподъемники на комбайнах не установлены?
- А нам не надо.
- Как не надо, если жатка срезает лишь те колосья, что стоят, а те, что наклонились, так и остаются на земле?! Так ведь можно и 50 процентов хлеба оставлять на полях.
Но даже после подобных разговоров между сотрудниками Комитета госконтроля и руководством сельхозфилиала "Великосельский" ситуация изменилась не сразу.
- Приехав на это же предприятие через несколько дней, мы увидели, что большинство выявленных нарушений так и не было устранено, - негодует Владислав Станиславович. - Так и не исключили сверхнормативные потери зерна, не установили на сельхозтехнику стеблеподъемники, вокруг столбов линий электропередачи по-прежнему стояли необкошенные островки пшеницы, а надо было всего-то помощникам комбайнеров слезть с машин и взять на пять минут в руки косу...
Не устранили руководители предприятия ко второму приезду проверяющих и нарушения на территории зернотока: через щели в кирпичных стенах зерносклада драгоценное зерно по-прежнему высыпалось на улицу.
Это выглядит по меньшей мере странным - когда, казалось бы, профессионалам на такие недоработки указывают контролеры из Минска, а потом буквально за руку ведут сначала на поле к комбайнам, потом - в зернохранилище.
Радует лишь одно: из четырех проверенных предприятий удручающая картина обнаружена лишь в одном. Такого количества нарушений, как еще несколько лет назад, теперь не выявляется. У соседей-аграриев в Дзержинском районе - СПК "Маяк-78" - и с техникой все в порядке, и потерь практически нет. Но и одного случая достаточно, чтобы забить тревогу - зерном надо запасаться, а не транжирить хлеб. Грех это...
Кстати
Водитель СПК "Селевцы" Молодечненского района, перевозя ячмень на Молодечненский комбинат хлебопродуктов, недовез 1.190 килограммов. Желтый шлейф из зерна протянулся по трем улицам Молодечно. Как выяснилось позже, в кузове оказалась щель...
Фото предоставлено комитетом госконтроля минской области.
Автор публикации: Марина КУНЯВСКАЯ