Почему жители отдаленных деревень боятся ливней
13.08.2009 09:29
—
Новости Общества
Фото: www.ng.by |
По традиции у нас принято ругать дороги - есть за что. Но одно дело просто ругать, сталкиваясь с труднопроходимыми участками во время поездки за город, а другое - когда сражаться с рытвинами и колдобинами приходится каждый день. Чего это стоит, хорошо знают жители села. И при этом добавляют, что сегодня деревня деревне - рознь.
Дорожники стали уделять много внимания агрогородкам и их связи с райцентрами, а вот отрезки пути, ведущие в отдаленные деревни, как-то незаметно отошли на задний план. Сельчане даже свою закономерность вывели: у жителей близрасположенных к агрогородкам деревень вероятность как можно скорее разрешить свою дорожную проблему намного выше, чем у обитателей отдаленных селений. Мнение субъективное, но отчасти подтверждается фактом: при ежегодном распределении "дорожного" бюджета работы по благоустройству дорожной сети в агрогородках и соединение их с соседними населенными пунктами значатся отдельными строчками. А если не повезло с соседством? Дождутся ли жители отдаленной деревни хороших дорог?
В наших ямках колеса оставляют!
Что касается самих агрогородков, то на их жителей никто не в обиде. Все логично: количество тамошних новоселов растет, и им требуются новые условия для жизни. Дорожные - в том числе.
- На развитие автодорожного сообщения в сельской местности в Беларуси в 2009 году планируется направить 536 миллиардов рублей, - подсчитал начальник управления развития дорожной сети департамента "Белавтодор" Владимир Мардилович. - При этом на модернизацию автодорог общего пользования планируется израсходовать 329 миллиардов. Работы по благоустройству дорожной сети ведутся в 251 агрогородке. Также мы планируем отремонтировать и реконструировать 242 километра автомобильных дорог на подъездах от райцентров к агрогородкам. Но это и есть тот расклад, когда у остальных сельских жителей, которым не посчастливилось обосноваться в агрогородках, остается легкий осадок. Ведь зачастую именно дороги, ведущие в отдаленные деревни, находятся в плачевном состоянии. Сначала по ним становится просто трудно проехать, а потом люди с ужасом ждут очередного ливня: не размоет ли подъезд к селу окончательно?
Вот пример. Деревня Грабовка - одно из живописнейших мест в Гомельском районе, с интересным историческим прошлым. В 19-м веке здесь работали винный и сахарный заводы, основанные местным промышленником и богатеем Феликсом Фащем. Примерно в середине этого века им же была заложена великолепная липовая аллея, сохранившаяся до наших дней. В истории деревни были разные времена. Толчок к очередному развитию дало строительство в конце 80-х - начале 90-х годов целых улиц для переселенцев, пострадавших от чернобыльской аварии. Появилась развитая инфраструктура, были заасфальтированы дороги. Все это и поныне продолжает служить людям. В Грабовке немало молодых семей, ребятишек. Она хоть и не является агрогородком, но выглядит довольно солидно. А вот дороги подводят. Та, что соединяет деревню с другими пунктами и идет к украинской границе, неплохая, гравийная. Но вот стоит только свернуть непосредственно к Грабовке, как транспорт начинает трясти. Колеса то и дело погружаются в ямки. Местные автовладельцы уже знают "в лицо" каждую из них и стараются объезжать. Но когда ухаб на ухабе - здесь даже аборигену непросто. Что уж говорить о приезжих: поездка по местным дорогам порой обходится им очень дорого, особенно если ехать в распутицу. В завуалированной ямке можно запросто оставить колесо, такие случаи бывали.
Молодой педагог местной школы и владелец иномарки Денис Первых приехал в Грабовку с мамой и сестренкой еще мальчиком. Парень успел вырасти, получить высшее образование, завести свою семью, а вот чтобы дорога, проложенная однажды, когда-нибудь ремонтировалась, не припомнит.
- Я уже готов и в долю вступить, - говорит Денис Геннадьевич. - Только чтобы отремонтировать дорогу и нормально добираться к дому. Не по душе колдобины и водителю Александру Котову. Вообще в селе не так уж мало личного транспорта. Практически у каждого дома припарковано авто. Попадается и ведомственная техника - трактора, грузовые машины, на которых сейчас доставляется на ток зерно нового урожая для подсушки, перемещаются другие грузы ОАО "Птицефабрика "Рассвет", в состав которого вошла с некоторого времени Грабовка с ее землями. И все это "автобогатство" вынуждено каждый день с трудом проезжать по местным дорогам.
Кому вредно ездить в школу?
Эту характерную для многих белорусских деревень проблему дорожники знают, но пока лишь разводят руками: привести в порядок все транспортные артерии сразу невозможно. Поэтому действовать будут поэтапно. И здесь агрогородки могут сыграть роль "катализатора". "Белавтодор" намерен постепенно "подвести" к агрогородкам все окрестные села, чтобы жители последних могли беспрепятственно ездить в "культурный центр" - хоть в школу, хоть в магазин.
- Чтобы обеспечить устойчивую связь агрогородков с близлежащими сельскими населенными пунктами, намечено отремонтировать 568 километров местных дорог, - прокомментировал Владимир Мардилович. - Кроме того, в агрогородках в соответствии с социальными стандартами будут сделаны благоустроенные проезды с асфальтобетонным покрытием. Неплохо, чтобы такие же покрытия появились на всех участках. И не только на дорогах, но и на улицах в деревнях. Ведь порой от банальной ямки на дороге может зависеть жизнь чуть ли не половины жителей отдельно взятой деревни. Не верите?
Например, маршрут школьного автобуса пролегает по одному из проблемных отрезков улицы Приозерной в деревне Грабовке. В Грабовскую школу-сад автобус доставляет ребят даже не из одной, а нескольких соседних деревень. И всякий раз водителю приходится проявлять максимальную осторожность, чтобы и с его особыми пассажирами, и с техникой все было благополучно. "Но разве это нормально?" - справедливо недоумевают местные жители.
По словам председателя Грабовского сельисполкома Михаила Ануфриева, в декабре прошлого года дороги села были переданы на баланс Гомельского райжилкомхоза. Теперь жители деревни ждут от районной организации конкретных действий. Должны же они когда-нибудь проявиться в отношении, скажем прямо, не последнего звена сельской инфраструктуры...