Госконтроль спустился в метро
При строительстве метро в Минске Br60 млрд. государственных средств за последние три с половиной года использовано неэффективно и с нарушением законодательства. Об этом заявил сегодня председатель Комитета государственного контроля Зенон Ломать на заседании коллегии комитета, передает корреспондент БЕЛТА.
Комитет государственного контроля шел
к обсуждению этого вопроса продолжительное время, отметил
Зенон Ломать. Минский метрополитен - важный объект в
столице, метро ежедневно пользуются более 700 тыс.
человек. За последние три года на строительство
метрополитена направлено около Br510 млрд. Проверки
выявили, что эти средства используются
неэффективно.
"Многие люди из руководства метрополитена уже ушли
оттуда, но если мы выявим нарушение законодательства в их
работе, то возобновим уголовные дела. И финансовая
милиция уже имеет такие поручения", - сказал председатель
КГК. Он подчеркнул, что комитет возьмет под постоянный
контроль деятельность этой организации.
Из Br60 млрд. неэффективно используемых госсредств и
имущества более Br40 млрд. приходится на замороженные
стройки. Некоторые из них не используются более 15 лет.
Свыше Br8 млрд. ушло на неэффективно используемое
закупленное оборудование. На складах также накоплено на
Br3 млрд. неликвидных запасов. Они тоже хранятся от 5 до
20 лет и так и не были использованы в коммунальном
хозяйстве Минска. Одним из таких приобретений является
закупленная в 2005 году модульная установка пожаротушения
"Игла" стоимостью Br1 млрд.
Также Комитет госконтроля насчитал еще около Br3 млрд.,
незаконно израсходованных как строителями, так и
заказчиками. Это основные нарушения, выявленные КГК.
Причины кроются в недостаточном контроле Минского
горисполкома за деятельностью своих подведомственных
организаций, отмечено на коллегии.
Также было указано на некачественную разработку
Минстройархитектуры нормативов тоннелей метрополитена.
Это привело к тому, что не все проектные суммы были
обоснованы между заказчиками и подрядчиками.
Есть претензии у контролеров к проведению реконструкции
на станции "Октябрьская". В частности, указано на закупку
дорогостоящего оборудования для эскалаторов и
перекрывателей пассажиропотоков. Есть приписки в
выполнении объемов работ. Проверил КГК и ход работ на
новостройках метро, в том числе и строящуюся станцию
"Петровщина", которая должна вступить в эксплуатацию в
2011 году. По этому объектеу необходимо привести в
порядок вопросы ценообразования. Там выявлены приписки по
невыполненным работам, что также вылилось в приличную
сумму.
Допускал ошибки и проектировщик при расчетах стоимости
строительства метро. Так, при разработке проектной
документации не был принят во внимание трехсменный режим
работы генподрядчика. Рассчитывались же эти затраты
исходя из четырех рабочих смен. Данная ошибка могла
обойтись местному бюджету в Br9,5 млрд. только по одному
объекту. А генподрядчик успел получить около Br1
млрд.
Таким образом, руководство метрополитена не особо
утруждает себя в экономии средств, заметил Зенон Ломать.
В настоящее время КГК уже добился возврата в бюджет Br150
млн., потраченных необоснованно. Сейчас идет работа по
возвращению государству сумм на более чем Br3 млрд.
По оценке председателя КГК, этим вопросом нужно было
заняться давно. Он признал, что КГК упустил это
направление. В этой связи комитет рекомендует
правительству рассмотреть ситуацию с возведением объектов
Минского метрополитена и принять комплекс мер по
качественному улучшению строительства, обеспечить
рациональное расходование государственных средств и
материальных ресурсов.
Недостатки в планировании объемов строительства и
финансирования объектов метрополитена, а также
бесконтрольность со стороны Минского горисполкома привели
к росту сверхнормативного незавершенного
строительства.
Так, с 1995 года заморожено завершение строительства
вестибюля №2 на станции метро "Молодежная". Этот объект
фактически брошен, поскольку завершать его сейчас
нецелесообразно. Вестибюль готовностью на 90% облицован
гранитом и мрамором, но им так и не пользуются, поскольку
выход из метро направлен к железнодорожным путям. Поэтому
использовать его в прямых целях нецелесообразно.
Плохо продумано решение и в отношении строительства
двухэтажного торгового зала площадью 4,2 тыс.кв.м между
станциями "Фрунзенская" и "Молодежная". Этот объект тоже
брошен и сегодня его достраивать нет смысла, так как
рядом действует торговый центр "Корона", другие торговые
объекты.
В целом инвестиции в строительство этих и других
незавершенных объектов в метрополитене с учетом
переоценок составили Br41 млрд. Однако и спустя
десятилетие, прошедшее с момента прекращения работ, меры
по вовлечению в хозяйственный оборот этого имущества
Мингорисполкомом не принимались.
На коллегии отмечено, что при возведении метрополитена
часто корректируются проектные работы, вносятся
изменения, принимаются новые решения, в то время как в
уже сделанную работу вложены средства. В результате на
строительство метро идут большие деньги. Так, в 2006 году
решения о перераспределении бюджетных средств для
обеспечения финансирования дирекции по строительству
Минского метрополитена принимались 8 раз. В 2008 году
фактический объем финансирования строительства метро
против первоначально запланированного возрос на
47%.