Беларуси необходимо сконцентрировать усилия на развитии прорывных технологий
Источник материала: БелТА
24.07.2009 18:59
—
Новости Общества
24 июля, Минск /Лилия Крапивина - БЕЛТА/. В условиях преодоления влияния мирового финансово-экономического кризиса Беларуси для наращивания экспорта необходимо сконцентрировать усилия на развитии прорывных технологий. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц, комментируя выступление Президента страны Александра Лукашенко на совещании с руководителями белорусских загранучреждений.
"Необходимо определить прорывные точки развития, сконцентрировав на них политические усилия с точки зрения и госпреференций, кредитных ресурсов. Тогда инвестиционный цикл можно сомкнуть до 2-3 лет вместо 5-7, как это происходит в обычных условиях", - считает ученый.
Беларуси следует отходить от традиционного сырьевого экспорта - калийных удобрений, нефтепродуктов, которые фактически сегодня формируют 50% внешних поставок. "Как бы ни работали правительство, предприятия по продвижению этой продукции, она не формирует конъюнктуру мирового рынка. Пока мы только говорим, что надо продавать высокие технологии. А надо создавать условия для развития этих технологий, - отметил Георгий Гриц. - К сожалению, у нас технологии во многом заканчиваются бумажными разработками. Предприятия не заинтересованы покупать патенты, приобретать интеллектуальные ресурсы в виде брендов, ставить их на производство". Происходит это потому, что они ставятся на баланс и являются налогооблагаемой базой.
Необходимо законодательно изменить эту систему и правовое отношение к ней. "И, меняя законодательство, в конце концов, искать своих Эдиссонов. Ведь сегодня в нашей стране есть такие разработки. Но они уходят за границу, там их патентуют. Это нельзя упускать", - подчеркнул Георгий Гриц. Генеральная линия в этом направлении определена совершенно верно, и это было подчеркнуто в выступлении главы государства.
Ученый также считает, что, развивая направление прорывных технологий, страна должна научиться жить в кризисный период, жить по средствам. "Сегодня мы должны понимать, что за счет ущемления своих каких-то планов, интересов, может быть, уровня жизни необходимо сконцентрировать усилия вот на таких программных прорывных технологиях, которые нужно найти", - сказал он.
Признав необходимость агрессивной политики во внешнеэкономической деятельности, он вместе с тем уточнил, что она должна быть продуманной, последовательной, настойчивой, просчитанной. По выражению собеседника, "здесь нельзя и навредить, поступая, как слон в посудной лавке".
Для развития экспорта в стране необходима четкая маркетинговая политика. Сегодня маркетинг как наука пока еще, к сожалению, не применяется на всех белорусских предприятиях. Некоторые производители работают, как служба сбыта: хотят продать то, что произвели. В результате мы видим затоваренные склады, растущие объемы нереализованной продукции. Георгий Гриц напомнил, что маркетинг, который сегодня изучают студенты в экономических вузах, - это производство продукции, которая будет продаваться. Сейчас крайне необходимо предприятиям разгрузить склады, реализовать неликвиды, чтобы разморозить средства, которые там лежат. По мнению ученого, возможно, есть смысл правительству отменить эмбарго на продажу продукции ниже себестоимости, как это было в первом квартале. Продать эти запасы с большой прибылью, без убытков очень тяжело. Тем не менее ликвидация складских запасов позволила бы стране не набирать новые кредитные ресурсы.
Что касается будущей стратегии развития экспорта, то очень важно определить спрос потребителей на традиционные белорусские товары. И в этом также определяющая роль принадлежит маркетингу. Отечественным гигантам промышленности, которые сегодня и в перспективе будут определять лицо промышленности страны, - МАЗу, БелАЗу, МТЗ, "Гомсельмашу" - надо работать с заказчиками в лице государственных структур. Им нужно формировать свою стратегию с учетом реализуемых в других странах госпрограмм.
Кроме того, сегодня нужны не просто прямые продажи, а сервисные, на что также указал Президент. А торговые дома, создаваемые за рубежом, должны формировать конкурентную среду. Над этим нужно думать уже сейчас, чтобы продать нашу технику в следующем году, резюмировал Георгий Гриц.
"Необходимо определить прорывные точки развития, сконцентрировав на них политические усилия с точки зрения и госпреференций, кредитных ресурсов. Тогда инвестиционный цикл можно сомкнуть до 2-3 лет вместо 5-7, как это происходит в обычных условиях", - считает ученый.
Беларуси следует отходить от традиционного сырьевого экспорта - калийных удобрений, нефтепродуктов, которые фактически сегодня формируют 50% внешних поставок. "Как бы ни работали правительство, предприятия по продвижению этой продукции, она не формирует конъюнктуру мирового рынка. Пока мы только говорим, что надо продавать высокие технологии. А надо создавать условия для развития этих технологий, - отметил Георгий Гриц. - К сожалению, у нас технологии во многом заканчиваются бумажными разработками. Предприятия не заинтересованы покупать патенты, приобретать интеллектуальные ресурсы в виде брендов, ставить их на производство". Происходит это потому, что они ставятся на баланс и являются налогооблагаемой базой.
Необходимо законодательно изменить эту систему и правовое отношение к ней. "И, меняя законодательство, в конце концов, искать своих Эдиссонов. Ведь сегодня в нашей стране есть такие разработки. Но они уходят за границу, там их патентуют. Это нельзя упускать", - подчеркнул Георгий Гриц. Генеральная линия в этом направлении определена совершенно верно, и это было подчеркнуто в выступлении главы государства.
Ученый также считает, что, развивая направление прорывных технологий, страна должна научиться жить в кризисный период, жить по средствам. "Сегодня мы должны понимать, что за счет ущемления своих каких-то планов, интересов, может быть, уровня жизни необходимо сконцентрировать усилия вот на таких программных прорывных технологиях, которые нужно найти", - сказал он.
Признав необходимость агрессивной политики во внешнеэкономической деятельности, он вместе с тем уточнил, что она должна быть продуманной, последовательной, настойчивой, просчитанной. По выражению собеседника, "здесь нельзя и навредить, поступая, как слон в посудной лавке".
Для развития экспорта в стране необходима четкая маркетинговая политика. Сегодня маркетинг как наука пока еще, к сожалению, не применяется на всех белорусских предприятиях. Некоторые производители работают, как служба сбыта: хотят продать то, что произвели. В результате мы видим затоваренные склады, растущие объемы нереализованной продукции. Георгий Гриц напомнил, что маркетинг, который сегодня изучают студенты в экономических вузах, - это производство продукции, которая будет продаваться. Сейчас крайне необходимо предприятиям разгрузить склады, реализовать неликвиды, чтобы разморозить средства, которые там лежат. По мнению ученого, возможно, есть смысл правительству отменить эмбарго на продажу продукции ниже себестоимости, как это было в первом квартале. Продать эти запасы с большой прибылью, без убытков очень тяжело. Тем не менее ликвидация складских запасов позволила бы стране не набирать новые кредитные ресурсы.
Что касается будущей стратегии развития экспорта, то очень важно определить спрос потребителей на традиционные белорусские товары. И в этом также определяющая роль принадлежит маркетингу. Отечественным гигантам промышленности, которые сегодня и в перспективе будут определять лицо промышленности страны, - МАЗу, БелАЗу, МТЗ, "Гомсельмашу" - надо работать с заказчиками в лице государственных структур. Им нужно формировать свою стратегию с учетом реализуемых в других странах госпрограмм.
Кроме того, сегодня нужны не просто прямые продажи, а сервисные, на что также указал Президент. А торговые дома, создаваемые за рубежом, должны формировать конкурентную среду. Над этим нужно думать уже сейчас, чтобы продать нашу технику в следующем году, резюмировал Георгий Гриц.
БелТА (оригинал новости)