ИНТЕРВЬЮ: Европа проводит политику открытости в отношении Беларуси

Источник материала: БелТА  
09.06.2009 08:15 — Новости Общества
БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ В СОВЕТ ЕВРОПЫ - МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Открытие информационного пункта Совета Европы в Минске, которое состоялось 8 июня, стало значительным политическим событием в республике. В открытии инфопункта принимали участие действующий председатель Комитета министров Совета Европы, министр иностранных дел Словении Самуэль Жбогар, заместитель генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, специальный докладчик по Беларуси Комиссии по политическим вопросам Парламентской ассамблеи Совета Европы Андреа Ригони. Примечательно, что визиты высоких европейских гостей и открытие инфопункта состоялись в преддверии очередной сессии ПАСЕ, которая пройдет в конце июня. На ней будет приниматься решение о возвращении Беларуси статуса специально приглашенного. О том, будет ли нашей стране возвращен этот статус и каких дальнейших шагов со стороны Беларуси ожидает Европа, корреспондент БЕЛТА беседует со спецдокладчиком по Беларуси Андреа Ригони.

- Господин Ригони, связан ли ваш визит с предстоящим голосованием в ПАСЕ по вопросу возвращения Беларуси статуса специально приглашенного, и считаете ли вы, что такое решение будет принято?

Я приехал, чтобы в качестве докладчика по Беларуси и представителя Совета Европы участвовать в открытии информационного пункта Совета Европы в Минске. Воспользовавшись такой возможностью, в течение двух дней я встречался с представителями власти. Во время этих встреч обсуждались и подчеркивались важность открытия информационного пункта СЕ, необходимость дальнейших шагов в сближении Беларуси и Совета Европы, его ценностями и принципами. Интересы ПАСЕ заключаются в росте осознания и важности прав человека, важности правового государства и других ценностей демократии. Все эти встречи, направленные на расширение диалога, оказались позитивными.

Что касается возвращения Беларуси статуса специально приглашенного, то это будет зависеть от ПАСЕ, которая соберется 23 июня, и она будет решать вопрос относительно моего предложения, которое изложено в докладе.

- Возможно ли сделать какой-то прогноз?

- Демократия учит, что результаты приходят после голосования - не раньше.

- В таком случае возможное возвращение Беларуси статуса специально приглашенного - это заслуга Беларуси в достижении европейских стандартов либо либерализация и изменение подходов со стороны стран ЕС?

- Между двумя сторонами установлен диалог. Для того чтобы вашей стране присоединиться к ПАСЕ, нужна готовность как со стороны Совета Европы, так и со стороны Беларуси. Если эти две готовности не соединены воедино, то ничего не получится.

- Политический комитет Совета Европы 26 мая обсудил ваш последний доклад. Он вызвал различные суждения. Большинство мнений склоняются к тому, что это позитивный доклад, но есть и критика. Сформулируйте, пожалуйста, для наших читателей основную идею этого доклада.

- Все мнения должны уважаться, как положительные, так и отрицательные. Мнения составляют сущность демократии. Что касается основной идеи, то она такова: "это не подарок для Беларуси", потому как в моем докладе от Беларуси требуются дальнейшие шаги вперед. Кроме того, предусматривается проверка реализации таких шагов. Мы хотим, чтобы в Беларуси был слышен голос Совета Европы для того, чтобы стимулировать рост общеевропейских ценностей, которые совершенно не противоречат тому обществу, ориентированному на современную демократию, которое строит ваше государство.

Беларусь должна перестать быть единственной страной, которая не входит в Совет Европы. Однако в то же время Беларусь должна продемонстрировать, что она хочет присоединиться к Совету Европы, свою готовность к этому.

- Могли бы вы назвать основные шаги, которые должны сделать белорусские власти по развитию демократических институтов?

- Это процесс, который требует времени. Никто от вас не требует, чтобы вы сделали сразу 10 шагов - это невозможно. Но тем не менее нужно двигаться. В докладе, который вы упомянули, указаны различные шаги. Думаю, что одним из первых таких шагов мог бы быть процесс, в результате которого было бы сделано заявление в отношении приостановки или моратория на приведение в исполнение смертных приговоров. Беларусь не может быть единственной страной в Европе, где существует смертная казнь. Необходимо также развивать свободу выражения мнений, реализовывать реформы избирательного законодательства, проводить либерализацию в других сферах. Это постоянный процесс, и задача Европы заключается в содействии Беларуси. Мы помогаем государствам на Кавказе, Турции, странам Центральной Европы.

Я скажу то, что не принято говорить, - помощь оказывается в том числе странам, которые относят к развитым демократиям. Демократию невозможно принять указом. В этом смысле идет постоянное созидание. Мы проводим мониторинг не только в Беларуси, но и в России, Грузии, Украине, Армении. Такой же мониторинг мы приводим в странах, где существует уже развитая демократия.

Приведу пример: в Италии была отменена смертная казнь, но тем не менее она могла применяться в военное время. Несколько лет назад и эту оговорку убрали.

- Позвольте уточнить. В Беларуси решение об отмене смертной казни выносилось на референдум. То есть, по вашему мнению, руководство Беларуси должно пренебречь мнением народа в угоду неким европейским стандартам?

- Нет, это совершенно не так. В Беларуси можно вновь провести референдум, на котором снова может быть вынесен вопрос о необходимости применения смертной казни. Кроме того, в Конституции Беларуси записано, что смертная казнь является временной мерой. Мы знаем, что в белорусском законодательстве количество преступлений, за которое подлежит рассчитываться жизнью, радикальным образом сократилось. В статьях Уголовного кодекса нет категоричности, что единственной мерой наказания за то или иное преступление является смертная казнь, а всегда есть альтернативные меры наказания. Помимо этого, мы знаем, что в течение уже целого года смертные приговоры не приводились в исполнение. То есть де-факто существует мораторий на смертную казнь. Кроме того, за последнее время не было вынесено никаких приговоров, предусматривающих казнь.

Смертная казнь не решает все проблемы. Ведь есть какая-то причина тому, что все больше и больше стран выступают за ее отмену во всем мире. Никто не требует, чтобы смертная казнь была отменена завтра, но необходимо, чтобы развивалось осознание того, что право на жизнь - это право, которое нам дали высшие силы. Длительный или пожизненный срок в условиях строгого режима может быть даже тяжелее смертной казни.

- Каким вам видится участие Беларуси в программе "Восточное партнерство". Какие приоритетные направления этого сотрудничества вы можете назвать и считаете ли вы, что улучшение отношений между Беларусью и Европой возможно без ухудшения или возникновения напряжения в отношениях Беларуси с Россией?

- Мы живем на огромном Европейском континенте и должны иметь позитивные отношения с Беларусью. Россия - большое государство с экономической, территориальной точки зрения, это великая держава. Было бы ошибочным отделять одну страну от другой. В интересах Европы чтобы не было разделительных линий, существовавших в прошлом, и в этом русле должно развиваться сотрудничество. Интерес Европы в том, чтобы все были вместе, росло благополучие, общий рынок. Такова была изначальная идея, когда мы начали работать в этом направлении после Второй мировой войны. До этого Европа всегда была разделена, и потому происходило столько войн, но последние 60 лет их не было.

- Но что касается участия Беларуси в "Восточном партнерстве"... Это должны быть частные проекты либо более глобальное сотрудничество вплоть до отмены виз или границ?

- Если вы хотите знать мое личное мнение, то я был одним из подписантов под предложением за уменьшение стоимости виз для Беларуси.

Европейский союз добился значительных результатов. Главные из них - это общая валюта и устранение границ. Я могу поехать практически в любую страну Европы без виз и даже без паспорта - только с удостоверением личности. Почему Европа менее всего пострадала от мирового финансово-экономического кризиса? Наверное, потому что у нее есть сильная общая валюта. Основной принцип - "не разъединять, а соединять".

- В настоящее время в белорусской оппозиции существуют два течения. Одни выступают за сотрудничество с властями и поддерживают европейскую позицию. Другая часть критикует европейские структуры за сближение с белорусскими властями и выступает за конфронтацию. Какая из этих двух позиций с вашей точки зрения является наиболее эффективной для развития демократии?

- Как я уже отмечал, все мнения должны уважаться. Я не думаю, что Беларусь уже сегодня должна вступить в Европейский союз, так как для этого необходимы определенные условия. То, что сейчас происходит, - новая политика открытости в отношении Беларуси. Это открытость с экономической точки зрения, имеется в виду большой европейский рынок, открытость в отношении европейских ценностей и стандартов правового государства. Это сближает Беларусь и Европу.

Владимир МАТВЕЕВ,
БЕЛТА.

*** Печатную версию интервью читайте в июньском номере журнала "Беларуская думка".
←К 65-летию освобождения Беларуси. Летающие торпеды

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика