ИНТЕРВЬЮ: Парламентская избирательная гонка в Беларуси подходит к завершающему этапу

Источник материала: БелТА  
22.09.2008 16:31 — Новости Общества
ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ: ПЕРЕД ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

До основного дня выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Беларуси четвертого созыва остается меньше недели. Заключительный "аккорд" текущей политической кампании прозвучит в воскресенье 28 сентября, когда основная часть белорусских избирателей выскажут свои электоральные предпочтения. Как работают черные технологии в предвыборной гонке? Будет ли обеспечено международное наблюдение за процессом голосования? Каков "средний портрет" кандидата в депутаты и насколько активно претенденты на столь высокий пост борются за голоса своих избирателей? Об этом рассказала в интервью корреспонденту БЕЛТА председатель Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия ЕРМОШИНА.

- Лидия Михайловна, звучат мнения со стороны международных наблюдателей, что парламентская избирательная кампания в Беларуси проходит как-то вяло, нет активности со стороны самих кандидатов. Что предпринимается, чтобы оживить агитацию, повысить интерес избирателей к выборам?

- Центральная избирательная комиссия обеспечивает, во-первых, возможность кандидатам принять участие в выборах, а во-вторых - избирателям проголосовать. Это наши функции, и они выполнены по полной программе. Что же касается прохождения избирательной кампании вяло, то это зависит прежде всего от самих кандидатов. Очевидно, и сами избиратели достаточно вяло относятся к данной кампании. Каковы избиратели - таковы и кандидаты. Ничего не попишешь. Поэтому оживлять избирательную кампанию может только интересный оживленный кандидат в депутаты. Вместе с тем мы приняли определенные меры - ведь повторный выпуск теле- и радиообращений претендентов тоже работает на оживление политической кампании. Другое дело, что этого, конечно, мало. Кандидатам самим нужно активнее работать с избирателем. Надеюсь, что поближе к основной дате выборов кампания станет более интересной. Хотя, судя по той почте, которая приходит ко мне, некоторые кандидаты пытаются оживить ее с помощью скандалов. Это, собственно говоря, испытанный белорусский метод оживления избирательной кампании.

- Не считаете ли вы, что 50 базовых величин - слишком незначительная сумма, чтобы кандидат в депутаты смог развернуть яркую пропаганду и саморекламу? Может, есть смысл разрешить кандидатам формировать дополнительные денежные фонды, как в России?

- Да, это незначительная сумма для того, чтобы кандидат провел действительно яркую пропаганду и рекламу. Но она незначительна только для тех, которые до этого были неизвестны в обществе, для людей, случайно попавших в кандидаты. Для тех, кто постоянно находился в политическом и социальном поле зрения, являлся личностью известной, в общем-то деньги почти не нужны, учитывая предоставленные возможности для бесплатных выступлений в эфире. Поэтому упрек в том, что денег недостаточно, а их никогда не бывает достаточно, - это очень удобное объяснение для собственной безынициативности и для собственного вялого ведения избирательной кампании.

По поводу разрешения использования дополнительных денежных средств. Вполне возможно, что мы к этому придем в дальнейшем. Главное, чтобы развивалось наше общество, рос средний класс, то есть чтобы у людей появлялись шансы участвовать в выборах за собственные средства. Потому что пока для большей части кандидатов это будет роскошью. Нет смысла делать выборы возможностью только для людей действительно богатых и исключать всех остальных из избирательного процесса.

- В предвыборной гонке участвуют около 280 претендентов на депутатские кресла. Каков "средний портрет" кандидата, партийная принадлежность, образование, возраст? Сколько депутатов действующего созыва Палаты представителей баллотируются вновь?

- "Средний портрет" - это, конечно, кандидат зрелый, старше сорока лет, добившийся определенных успехов в своей жизни, то есть люди с состоявшейся крепкой и высокой карьерой. При этом две трети кандидатов - беспартийные, 30% - представители политических партий, причем в основном тех, которые относятся к категории "оппозиционные". Считаю, что это хорошее, значительное представительство с учетом того, что количество членов партий среди избирателей вообще составляет не более 3%. Поэтому 30% превышает партийное представительство в обществе как таковом. Считаю, что это нормальный аванс для политических партий.

Что касается депутатов действующего созыва, то на данный момент баллотируются 34 кандидатуры из прежнего состава. Но, вполне возможно, произойдет еще и уменьшение. Почему? Потому что не секрет, что во время любой избирательной кампании имеет место такая политическая рокировка, как уступка возможностей для избрания одного кандидата другому. И поэтому происходит снятие с регистрации лиц, которые действительно имеют шансы победить. Это и является такой уступкой. Кандидат дает возможность за счет своей электоральной поддержки избраться другому лицу - он добровольно снимает свою кандидатуру, уходит из избирательной кампании.

- Встречались ли серьезные нарушения со стороны кандидатов в ходе проведения агитации, есть ли случаи черного пиара и была ли у кого-нибудь отменена регистрация?

- Нет, черного пиара я не вижу. Хотя случаи, когда предвыборные выступления используются исключительно для того, чтобы очернить действительность и тех, кто баллотируется рядом, встречаются. Но здесь очень нелегко провести раздел между действительно оскорблением и критикой. Пока к нам не приходили жалобы кандидатов на то, что их оскорбил или оклеветал конкурент. Однако заявления, направленные на то, чтобы устранить конкурента, уже поступают. Причем по самым незначительным поводам. Вот пример такой жалобы: кандидат в депутаты сфотографирована на фоне государственного герба. Причем на фото только часть герба, и то на коврике. Это герб такой - коврик. Требуют снять с регистрации, поскольку она якобы надругалась над гербом Республики Беларусь. Даже такие надуманные поводы используются для устранения соперников.

Но случаи черного пиара, когда вбрасывается какая-то заведомо клеветническая, скандальная информация о своем конкуренте, нам неизвестны. Может быть, это происходило во время сбора подписей, когда, говорят, собирали деньги на похороны одного из кандидатов. Но у меня есть очень большие сомнения в том, что это сделали конкуренты. Не исключено, что так работала инициативная группа самого кандидата, чтобы привлечь внимание к нему. Ведь отрицательный пиар - это тоже возбуждение интереса. Поэтому здесь трудно говорить, кто сработал.

- Какие законодательные новшества коснулись парламентских выборов? Как будет регулироваться проведение опросов общественного мнения (экзит-полов) во время текущей избирательной кампании?

- Думаю, что экзит-полы при данной избирательной кампании не актуальны вообще. Потому что у нас в каждом округе свои кандидаты. Производить опрос в пределах одного округа ни одна серьезная социологическая фирма не будет. Это делается во время президентских выборов и референдума, когда вся страна - один избирательный округ.

Есть определенные нововведения. Например, комиссии уже не будут подсчитывать количество голосов, поданных против каждого кандидата. Это значительно упрощает механизм подсчета.

- Большое количество международных наблюдателей планируют посетить Беларусь. Какие права предоставляет им наше законодательство и чем отличаются полномочия зарубежных наблюдателей от национальных, внутренних?

- Да, ожидается присутствие около тысячи международных наблюдателей. Уже и ОБСЕ сообщает о большем количестве своих экспертов, чем предполагалось вначале. Появились как отдельная часть миссии наблюдатели от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, около 80 человек.

Наблюдатели от ОБСЕ рекомендуют членам своих миссий не высказывать предложений и замечаний председателю участковой комиссии по ходу голосования. А наблюдатели от СНГ, наоборот, пользуются данным правом.

И международные, и внутренние, национальные, наблюдатели уполномочены присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, находиться на участках во время процедуры голосования, при подсчете голосов. Зарубежным наблюдателям дается право оглашать итоги наблюдения за выборами на пресс-конференциях и брифингах.

- Лидия Михайловна, в Беларуси с 23 сентября начинается досрочное голосование. В странах Содружества отказались от данного института. Насколько широко он применяется на Западе и не планируется ли его отмена в Беларуси?

- В основном в странах СНГ этот институт не применяется. А на Западе досрочное голосование используется широко. Например, в США период такого голосования составляет от 3 до 45 суток. Я присутствовала при активном применении данного института в Финляндии и Швейцарии. Это дело каждого государства. Думаю, что нет смысла оглядываться на другие страны, если что-то работает и работает нормально. Когда мы рекомендуем иностранцам самим реформировать законодательство, а потом учить других, они всегда отвечают нам поговоркой "зачем чинить то, что не сломалось". Так зачем нам отказываться от того, что хорошо работает и является дополнительным механизмом для участия в выборах. Поэтому об отказе от досрочного голосования речь пока не идет. Она и не будет идти, пока мы не отменим требования к явке избирателей. Когда мы скажем, что сколько бы избирателей ни пришло на участки, выборы состоялись, вот тогда только можно отказаться от дополнительных форм стимулирования. Сейчас для признания выборов состоявшимися необходимо, чтобы на участки пришло более 50% избирателей от общего списка. Поэтому нужны дополнительные возможности для обеспечения участия граждан в выборах.

- Как организуется голосование для белорусов за рубежом? Смогут ли принять в нем участие белорусские граждане, которые просто находятся в отъезде, но не состоят на консульском учете?

- Голосование белорусов за рубежом организуется при посольствах. Те белорусские граждане, которые пребывают в отъезде, хоть и не состоят на консульском учете, а находятся в командировке, на отдыхе, тоже смогут проголосовать. Если они придут в посольство, предъявят паспорт гражданина Республики Беларусь, то будут включены в дополнительный список избирателей. Никаких проблем на этот счет нет. Они все могут проголосовать только по одному округу, Купаловскому, на территории которого находится Министерство иностранных дел. Отмечу, что к парламентским выборам не очень большой интерес у тех белорусов, которые находятся за границей. Вот на президентских к нам поступают массовые заявки от лиц, отъезжающих за рубеж, с просьбой разъяснить им, где они смогут проголосовать.

- Как будет передаваться в ЦИК информация об итогах голосования в день выборов. Не рассматривался ли вопрос об организации горячей линии, по которой избиратели смогут сообщать о нарушениях своих прав?

- В день выборов информация в Центральную избирательную комиссию будет передаваться каждые 2 часа с помощью электронной почты, а также государственной закрытой системы передачи информации, которая эксплуатируется Советом Министров. Проблем со связью в Беларуси не существует, поэтому будет организована надежная передача итогов выборов.

Что же касается горячей линии, то считаю это советским штампом, который является просто-напросто эффектным названием той работы, которую Центральная комиссия должна делать ежедневно и ежечастно. В Центризбиркоме горячая линия без этого обозначения функционирует всегда. Все телефоны всех сотрудников ЦИК доступны для избирателей и кандидатов, которые активно пользуются этой возможностью в любой период политической кампании.

- Каким вы видите белорусский парламент будущего созыва? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать депутат Палаты представителей?

- Думаю, что белорусский парламент будущего созыва будет похож на нынешний парламент. Там будет соблюден общественный паритет, сложившийся в нашем обществе. Гендерное представительство будет, надеюсь, на том же уровне, то есть не менее 30%. Думаю, в будущем созыве Палаты представителей будет достаточное представительство интеллигенции, государственного сектора. Будут и знаковые фигуры, если не для республики в целом, то для избирателей конкретного округа, региона.

Самое главное, в том числе и для депутата, - честно стараться работать. Больше потребовать нельзя. Если депутаты будут честно отрабатывать те полномочия, которые им определены, и то высокое доверие, которое им оказали избиратели, то этого достаточно и для граждан, и для страны в целом.

Наталья ИЛЬИЧЁВА,
БЕЛТА.
←На выборах должны быть максимально обеспечены условия для свободного волеизъявления граждан - А.Лукашенко

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика