В Беларуси утверждены мероприятия по повышению экономической активности населения
Источник материала: БелТА
21.11.2006 13:35
—
Новости Общества
21 ноября, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Правительство Беларуси утвердило рабочий план по совершенствованию политики занятости. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров №1515, которое вступает в силу cо дня его официального опубликования.
Комментируя по просьбе корреспондента БЕЛТА данный документ, в Министерстве труда и социальной защиты Беларуси отметили, что совершенствование политики занятости будет осуществляться по четырем основным направлениям. Это, во-первых, увеличение уровня занятости населения, вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан. Второе направление предусматривает совершенствование работы с длительно неработающими гражданами. Третий блок мероприятий рабочего плана направлен на повышение качества трудовых ресурсов, четвертый - на увеличение объемов оплачиваемых общественных работ для безработных и незанятых граждан.
По словам специалистов, реализация рабочего плана позволит повысить экономическую активность незанятого в экономике населения, а также обеспечить удержание уровня регистрируемой безработицы в Беларуси в социально допустимых пределах 1,5-2%. Часть мероприятий рабочего плана уже "заложена" в проект Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2007 год, разработанный Министерством труда и соцзащиты совместно с заинтересованными. В этом документе учитываются также основные направления проекта Государственной комплексной программы развития регионов, малых городов и поселков.
Следует отметить, что в текущем году сохранялась позитивная динамика ряда показателей, характеризующих состояние рынка труда республики. Так, снизился оборот рабочей силы, прием работников устойчиво превышает увольнение. Почти на четверть сократились масштабы вынужденной неполной занятости на производстве. Увеличился спрос на рабочую силу (на 1 ноября нынешнего года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 51,1 тыс. вакансий, что на 26,5% больше, чем год назад). Женская безработица снизилась до 65,8%, молодежная - до 45%. Позитивным процессом является уменьшение средней продолжительности безработицы и периода трудоустройства безработных.
В результате мер, принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, нанимателями, уровень регистрируемой безработицы составил на 1 ноября нынешнего года 1,2% к численности экономически активного населения республики. Для сравнения: год назад данный показатель равнялся 1,6%.
Вместе с тем, несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке рабочей силы остается довольно непростой. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской безработицы, а также занятости в некоторых малых городах и поселках, сельской местности. Как потенциальный источник роста регистрируемой безработицы можно рассматривать экономически неактивное население, хотя с другой стороны оно является резервом увеличения численности занятых в экономике. Напомним, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.
Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.
Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).
Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.
На июнь 2007 года запланировано создание общереспубликанского банка данных о наличии свободных вакансий, в том числе для временного трудоустройства граждан. Доступ к этой электронной базе данных будет обеспечен всем желающим трудоустроиться.
Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.
Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.
Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.
В настоящее время статистика не располагает точными сведениями о составе и структуре незанятого в экономике населения. Поэтому запланирована подготовка предложений об организации на постоянной основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.
Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности.
Министерству труда и социальной защиты поручено совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлять контроль за ходом реализации рабочего плана.
Комментируя по просьбе корреспондента БЕЛТА данный документ, в Министерстве труда и социальной защиты Беларуси отметили, что совершенствование политики занятости будет осуществляться по четырем основным направлениям. Это, во-первых, увеличение уровня занятости населения, вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан. Второе направление предусматривает совершенствование работы с длительно неработающими гражданами. Третий блок мероприятий рабочего плана направлен на повышение качества трудовых ресурсов, четвертый - на увеличение объемов оплачиваемых общественных работ для безработных и незанятых граждан.
По словам специалистов, реализация рабочего плана позволит повысить экономическую активность незанятого в экономике населения, а также обеспечить удержание уровня регистрируемой безработицы в Беларуси в социально допустимых пределах 1,5-2%. Часть мероприятий рабочего плана уже "заложена" в проект Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2007 год, разработанный Министерством труда и соцзащиты совместно с заинтересованными. В этом документе учитываются также основные направления проекта Государственной комплексной программы развития регионов, малых городов и поселков.
Следует отметить, что в текущем году сохранялась позитивная динамика ряда показателей, характеризующих состояние рынка труда республики. Так, снизился оборот рабочей силы, прием работников устойчиво превышает увольнение. Почти на четверть сократились масштабы вынужденной неполной занятости на производстве. Увеличился спрос на рабочую силу (на 1 ноября нынешнего года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 51,1 тыс. вакансий, что на 26,5% больше, чем год назад). Женская безработица снизилась до 65,8%, молодежная - до 45%. Позитивным процессом является уменьшение средней продолжительности безработицы и периода трудоустройства безработных.
В результате мер, принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, нанимателями, уровень регистрируемой безработицы составил на 1 ноября нынешнего года 1,2% к численности экономически активного населения республики. Для сравнения: год назад данный показатель равнялся 1,6%.
Вместе с тем, несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке рабочей силы остается довольно непростой. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской безработицы, а также занятости в некоторых малых городах и поселках, сельской местности. Как потенциальный источник роста регистрируемой безработицы можно рассматривать экономически неактивное население, хотя с другой стороны оно является резервом увеличения численности занятых в экономике. Напомним, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.
Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.
Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).
Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.
На июнь 2007 года запланировано создание общереспубликанского банка данных о наличии свободных вакансий, в том числе для временного трудоустройства граждан. Доступ к этой электронной базе данных будет обеспечен всем желающим трудоустроиться.
Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.
Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.
Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.
В настоящее время статистика не располагает точными сведениями о составе и структуре незанятого в экономике населения. Поэтому запланирована подготовка предложений об организации на постоянной основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.
Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности.
Министерству труда и социальной защиты поручено совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлять контроль за ходом реализации рабочего плана.
БелТА (оригинал новости)