Эффективность информационной системы - залог успеха банка.
Мы часто слышим: «чем эффективнее информационная система - тем успешнее банк», «банк – это одна большая информационная система». Ни для кого не секрет, что уровень автоматизации финансово-кредитного сектора экономики нашей страны сегодня на несколько шагов опережает остальные области. Немаловажную роль в развитии данного направления играет Международный форум по банковским информационным технологиям "БанкИТ" (17-18 ноября 2010 г., г.Минск). В преддверии мероприятия его генеральные партнеры поделились своим мнением о тенденциях развития автоматизации банковской сферы и о той роли, которую выполняет в этом процессе Форум «БанкИТ».
Как отметил председатель Комитета Ассоциации "Инфопарк" по ИТ в финансово-кредитной сфере, руководитель рабочей группы по подготовке и проведению мероприятия, генеральный директор ООО "СОФТКЛУБ", Владимир Григорьевич Сиротко, Форум «БанкИТ», стартовавший в 2004 году как проект Научно-технологической ассоциации «Инфопарк», был призван определить стратегию сотрудничества ИТ-компаний и белорусских банков. На первоначальном этапе развития мероприятия у его организаторов возникало немало сложностей, как теоретического характера, так и в плане привлечения участников. Однако с каждым годом интерес к данному событию неуклонно возрастает. Причем, как на белорусском, так и на международном рынке информационных решений в финансово-кредитной сфере. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что данный форум посещает все большее количество зарубежных разработчиков. На сегодняшний день Форум «БанкИТ» является тем информационным плацдармом, который позволяет разработчикам демонстрировать свои продукты и идеи, а банкам предоставляет возможность обмениваться опытом в области внедрения ИT-технологий.
Свое мнение по поводу предстоящего форума высказал и заместитель генерального директора СЗАО "БелАВМ" Александр Леонидович Романовский:
-- «БанкИТ» позволяет объединить усилия различных банков в единое направление. Тот обмен мнениями, который происходит за круглыми столами, позволяет на конкретных примерах обрисовать специфику существующих проблем и достижений. Это подталкивает представителей банковской сферы задуматься о целесообразности использования тех или иных систем. К слову, многое из того, что еще пять лет назад вскользь упоминалось на форуме, сегодня реализовано в конкретных проектах. К тому же на «БанкИТ» представлены разработчики этих программ, готовые объяснить присутствующим суть их преобразований – это является большим преимуществом, потому что службы информатизации мелких или средних банков не всегда имеют возможности углубленного изучения специфики новейших технических разработок. А в рамках форума можно ознакомиться с комплексом решений, уже готовых к использованию. Встреча с потенциальными заказчиками позволяет напрямую изучить потребности, которые возникают у наших банков. Мы должны быть готовы предложить нашим заказчикам самый широкий спектр информационных услуг. И «БанкИТ» этому только способствует.
Также участники поделились своими мнениями о тенденциях развития автоматизации банковского сектора.
Отвечает генеральный директор ООО "СОФТКЛУБ", Владимир Григорьевич Сиротко:
- Как, на ваш взгляд, развивалась банковская отрасль в области автоматизации в предыдущие годы и к чему она стремится сегодня?
- В целом, за последние 15-20 лет, можно было выделить 3 стадии развития автоматизации. Первая из них начиналась в девяностых годах минувшего века. Это организация учета банковских операций. С началом 2000-ых началась централизация всех процессов, что повлекло за собой новые требования к информационным системам. Практически все белорусские банки за последние несколько лет уже завершили процесс централизации своих структур. Сейчас начинается следующая стадия, когда существующие автоматизированные и централизованные системы нужно вывести на новый уровень эффективности. Соответственно изменяется и спрос на информационные решения. Банки должны получить возможность более детально работать с каждым отдельно взятым клиентом, предлагать ему именно то, в чем клиент заинтересован. В то же время должна повышаться эффективность использования каждого рабочего места в банке. Важным вектором развития финансово-кредитной сферы в ближайшее время будут являться повышение безопасности информационных систем и уменьшение влияния человеческого фактора в бизнес-процессах.
- Как внедрение информационных решений влияет на безопасность банковских структур?
-- Развитие автоматизации и информационной безопасности непрерывно взаимосвязаны. Понятно, что с внедрением сложных автоматизированных систем увеличиваются риски возникновения форс-мажорных ситуаций. Но развитие продуктов безопасности также не стоит на месте. Постоянно вводятся новые способы мониторинга всех операций, появляются новые способы защиты. Имея специальное разрешение (лицензию) от Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, наша компания (ООО "СОФТКЛУБ") также активно работает над безопасностью банковских информационных систем. В сотрудничестве с компанией Oracle мы пытаемся сертифицировать разработки этой компании под белорусское законодательство. Понятно, что каждая страна желает иметь свои собственные, уникальные средства безопасности. То, что в государственном секторе у нас пока не приветствуется использование несертифицированных под белорусское законодательство продуктов, безусловно, тормозит внедрение новых разработок, однако позволяет быть уверенным в их качестве. В то же время на коммерческих предприятиях вполне может использоваться та либо иная продукция, не прошедшая пока сертификацию.
- Насколько запросы частных банков отличаются от потребностей банков с государственной долей собственности?
-- Конкуренция на банковском рынке большая, и вопросами автоматизации занимаются все банки. Зависимость простая: чем более эффективная информационная система, тем успешнее сам банк. Стандартный набор продуктов известен всем, задача в том, чтобы на этой базе придумать что-то новое, свое, способное привлечь и удержать клиента. Разница между государственными и коммерческими банками лишь в том, что последние более гибкие в принятии решений, в то же время государственные банки обладают большими ресурсами.
- Каковы в целом перспективы белорусского рынка ИТ?
-- Не секрет, что даже в годы мирового финансового кризиса рынок ИТ удерживал темпы роста на уровне 20% в год. Это происходило за счет увеличения потребностей в современных ИТ-решениях в различных сферах. Если 3 года назад в Беларуси насчитывалось около 300 софтверных компаний, то сегодня, по неофициальным данным, их уже более 600. Это специалисты, работающие на конкретных проектах. Задача белорусских разработчиков сейчас заключается не в том, чтобы «перераспределить» уже имеющийся рынок ИТ-технологий, а в том, чтобы создать свои современные ИТ-решения как для новых, постоянно появляющихся в мире, так и для уже существующих и развивающихся бизнес-процессов.
Отвечает заместитель генерального директора СЗАО "БелАВМ" Александр Леонидович Романовский:
- Согласно Стратегии развития информационного общества, принятой в августе текущего года, все белорусские банки в ближайшие 5 лет должны унифицировать платежные системы. Насколько это реально?
-- Это вполне достижимо. Главное, чтобы у самих банков было желание отказаться от собственных, лично разработанных систем. А в случае введения унифицированной платежной системы нужно будет передавать свои коды незнакомым программистам. Это вызывает у банков опасения в связи с возможными рисками. Безусловно, для Национального банка такой переход был бы крайне желательным. И в качестве примера возможности надежной работы подобной системы, достаточно взглянуть на систему Единого расчетного информационного пространства (ЕРИП), которая успешно развивается и за два года эксплуатации не вызвала никаких серьезных нареканий. Единственное, чего, возможно, стоит опасаться при переходе на единую платежную систему - это то, что в случае продажи акций банков зарубежным инвесторам может возникнуть конфликт: какую же систему использовать. Но, на мой взгляд, эта проблема должна решаться положительно при условии доброй воли сторон и взаимного доверия.
- В каком направлении движутся белорусские банки в плане автоматизации?
-- Автоматизация банков довольно быстро прошла путь от использования обычных ПК для приема платежей до создания общего информационного пространства и резервных систем хранения. Сейчас банки работают не только над улучшением технической составляющей, но и над совершенствованием всей информационной системы. Многие банки уделяют значительное внимание созданию кредитной истории по физическим лицам. Деятельность в данных направлениях будет являться ключевой в ближайшие годы.
- Насколько уровень белорусских разработчиков соответствует запросам отечественных банков?
- Известно, что белорусские разработчики часто создают программы для западных заказчиков. И здесь стоит говорить не только о том, что белорусский софт дешевле, он помимо этого обладает и неплохим качеством.
В целом, следует отметить, что Форум «БанкИТ» является основоположником целенаправленного развития и продвижения высоких технологий в банковской сфере. Только в текущем году посетить данное мероприятие планируют более 700 участников. Это красноречиво свидетельствует о том, что информационные технологии в системе работы банков не менее актуальны, чем их финансовая составляющая. Яркая и насыщенная программа форума позволит осветить широкий спектр вопросов, связанных с информационным обеспечением банковских услуг. Так что посетить данное мероприятие, безусловно, стоит.
Приглашаем всех заинтересованных принять участие в VII Международном форуме по банковским информационным технологиям «БанкИТ’10» 17-18 ноября 2010 г. Подробная информация о мероприятии на специализированном сайте www.bankit.by.