Центр в оцеплении, вертолеты и вой сирен. Как Варшава пережила саммит НАТО
В конце прошлой недели засыпать и спокойно просыпаться под полицейские сирены научились десятки, а может и сотни тысяч обитателей центра Варшавы. Начиная с четверга, тут шли активные приготовления к крупнейшему международному форуму, вероятно, за всю современную историю Польши — саммиту НАТО. Корреспондент TUT.BY разделил с жителями польской столицы все радости и лишения жизни на полувоенном положении.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251876998924.jpg)
Уже со въезда в Польшу на машине замечаешь, что страна готовится к чему-то серьезному. На трассах — мобильные патрули, досматривают случайные автомобили. Всего таких пунктов контроля было развернуто 285 по всем границам Польши. Малое приграничное движение между Калининградской областью и Польшей вообще приостановили на неделю.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877098267.jpg)
Несколько цифр, чтобы понимать масштаб саммита, кстати, крупнейшего в истории НАТО. В Варшаву приехали более 2100 делегатов из 65 стран. В их числе 18 президентов, 21 премьер-министр, 80 министров иностранных дел и обороны. Более 2000 журналистов аккредитовались на освещение мероприятия. Варшавский аэропорт Шопена принял около 300 самолетов с гостями на саммит. Вокруг города ввели 100-километровую фактически бесполетную зону для малой авиации, воздушных шаров и дронов. Вся подготовка к саммиту обошлась польскому правительству в 40 млн долларов.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877148306.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877191440.jpg)
В центре города — ощущение, близкое к военному положению. Порядок в Варшаве в эти дни охраняли 6 тысяч полицейских, закрыты для движения были некоторые центральные улицы. На них всех нельзя было парковаться, прекратил работу или изменил маршруты общественный транспорт.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877243366.jpg)
Кассир одного из центральных супермаркетов Патрик рассказал, что из-за запрета на парковку у магазина у них заметно упал поток клиентов.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877290572.jpg)
Горожане рассказали, что из центра польской столицы накануне саммита убирали даже велопарковки и мусорные урны, чтобы в них нельзя было заложить бомбу и взорвать проезжающий мимо кортеж. Кстати, некоторые из кортежей, например — Барака Обамы — сопровождали вертолеты.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877327846.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877357938.jpg)
Саммит проходил на Национальном стадионе, мост к которому и прилегающие улицы были закрыты не только для авто, но и для пешеходов. Перекрыты были не только дороги, но и река Висла, пляжи возле стадиона, станции метро и электричек.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877401198.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877446196.jpg)
Добраться до стадиона, где проходили все мероприятия саммита, можно было только на спецтранспорте. Автобусы по заранее обозначенному графику забирали журналистов из их гостиниц (всего в варшавских отелях в эти дни забронировали 4100 номеров). Решившись однажды прогуляться до стадиона пешком, я сделал круг в 10 километров, чтобы зайти в стадион, по сути, с другой стороны города. Показать документы пришлось раз пять, чтобы пройти через все кордоны в пресс-центр.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877514054.jpg)
![](http://www.21.by/pub/news/2016/07/1468251877560382.jpg)
Вокруг Национального стадиона Варшавы, где в 2012 году стартовал Чемпионат Европы по футболу, возвели искусственную стену — металлическая 2,5-метровая сетка на бетонном основании, общей протяженностью в 3 км. К началу этой недели все укрепления обещали демонтировать. Небо над ареной охраняли вертолеты и, по данным ТАСС, истребители. В районе стадиона полицейские стояли на дорогах через каждые 20 метров.
Нельзя сказать, что городские власти плохо позаботились о жителях города. Везде стояли не только указатели-напоминания о закрытии улиц, но и одетые в специальные жилеты молодые парни и девушки.
Они консультировали людей на выходе из временных конечных остановках общественного транспорта, как проехать или пройти дальше. Все отлично говорили на английском, как, впрочем, и многие полицейские.
Из-за сложностей с общественным транспортом многие работодатели, по настоянию профсоюзов, разрешили сотрудникам не выходить на работу в основной день саммита — пятницу, 8 июля. Вероятно, поэтому, а может просто из-за славянского гостеприимства, никакого негатива в адрес саммита от местных мы так и не услышали.