Скотт Роланд: США и Беларусь начнут разговор об обмене послами

Источник материала:  
06.07.2016 17:34 — Новости Политики

Срок полномочий Поверенного в делах США в Беларуси Скотта Роланда подходит к завершению, и уже 8 июля он покинет Минск. В эксклюзивном интервью для Naviny.by дипломат рассказал, что изменилось в белорусско-американских отношениях за два года его службы, как открыть Беларусь для иностранного бизнеса и снять с нее клеймо страны, на которую наложены санкции.


Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Если дипломат не находит работу в Беларуси интересной, ему время уйти на пенсию», — убежден Скотт Роланд. Дипломатическая миссия в Минске для него была очень интересной работой, он успел узнать и полюбить Беларусь.

Впереди — возвращение в Вашингтон и должность главного советника от Госдепартамента США в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе. Работая в этом агентстве, связывающем США с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Роланд сможет держать руку на пульсе событий, которые имеют отношение к Восточной Европе в целом и Беларуси в частности.

Интерес дипломата к Беларуси отчасти связан, по его же словам, с геополитическими факторами. «Произошли события на Майдане в Украине — и в США, в Европе по-новому взглянули на то, что происходит в этом регионе, на такие вещи, как суверенитет и независимость Беларуси, что может и должно быть сделано для того, чтобы их защитить. Но это — лишь один из факторов», — отметил Роланд.

Дипломат напомнил, что, когда прибыл на работу в Минск в июне 2014 года, отношения Беларуси и США были не самыми лучшими. Сейчас же, по его оценке, отношения между нашими странами «в гораздо лучшем состоянии, в том числе благодаря шагам, предпринятым белорусскими властями». Среди таких шагов он назвал освобождение политзаключенных, проведение президентских выборов 2015 года без насильственных действий, в том числе в отношении кандидатов в президенты. «Это все позитивные шаги. Мы надеемся, что они продолжатся и заложат фундамент дальнейшего улучшения наших отношений», — подчеркнул Скотт Роланд.

«Нам удалось достичь достаточно многого, интересных результатов немало. Могли бы сделать больше? Да. Но мы смогли плодотворно работать с различными секторами белорусского общества — и с властями, и с представителями гражданского общества. Могу сказать, что в течение этих двух лет нам удалось сделать больше, чем удавалось сделать до того», — убежден дипломат.

Минск и Вашингтон готовы обсуждать вопрос об обмене послами

По словам Роланда, на посту Поверенного в делах США в Беларуси его сменит Роберт (Боб) Райли, который прибудет в Минск в конце августа. До назначения в Беларусь Райли занимал должность политического советника в посольстве США в Венгрии.

Ситуация с обменом послами между Минском и Вашингтоном несколько сложнее. Весной 2008 года Соединенные Штаты ввели санкции в отношении госконцерна «Белнефтехим» в связи с нарушениями прав человека в Беларуси. Посла Беларуси в США Михаила Хвостова вскоре отозвали из американской столицы для консультаций, а Минск по настоянию белорусской стороны покинула посол Карен Стюарт. Одновременно с тем, Беларусь сократила персонал своего посольства в Вашингтоне, потребовав от США сделать то же самое. Штат американского дипломатического представительства в Минске сократился с 35 до пяти человек.

По словам Роланда, сокращенный штат сотрудников посольства США накладывает определенные ограничения, в том числе на консульскую работу. Так, например, посольство до сих пор не может выдавать белорусам визы в полном объеме, занимаясь, в основном, возобновлением въездных документов и выдачей виз определенным категориям граждан.

«Только сейчас, впервые после 2008 года, мы начинаем вести разговор о возможном обмене послами — белорусского в Вашингтон, американского в Минск, — отметил Скотт Роланд. — Это вопрос, рассмотрение которого отложено до проведения парламентских выборов в Беларуси (в сентябре) и президентских выборов в США (в ноябре). Если такой обмен состоится, он должен будет подразумевать и дипломатов, которые обеспечат уже другой уровень посольского присутствия».

Поверенный выразил надежду на то, что в скором времени посольство сможет получить постоянную аккредитацию для военного атташе. Ожидается, что это произойдет в конце 2016-начале 2017 года.

Начиная с 2014 года, белорусская сторона несколько раз разрешала увеличить штат посольства США. На сегодняшний день в американском диппредставительстве в Беларуси разрешено работать девяти дипломатам. Ожидается, что два новых сотрудника прибудут в Минск к сентябрю нынешнего года. Один из них займется административными и хозяйственными вопросами. Второй новичок займет должность советника по экономическим вопросам. Этот человек, считает глава американской дипмиссии, может реально помочь развитию торгово-экономических и инвестиционных отношений между двумя странами, в чем, очевидно, заинтересована и белорусская сторона.

Американскому бизнесу нужен комфортный бизнес-климат

Для привлечения американских инвесторов, по словам Роланда, властям Беларуси стоит обратить внимание на презентацию своей страны, улучшение бизнес-климата и облегчение визового режима.

«Я думаю, что белорусские власти хотели бы видеть торгово-экономическое сотрудничество с США на более высоком уровне, — отметил дипломат. — Мы бы тоже это только приветствовали и стремились бы к тому, чтобы наши компании больше инвестировали, приходили в Беларусь в зависимости от тех условий и обстоятельств, которые здесь созданы. В этом случае посольство им всячески помогало бы, насколько это возможно».

Сейчас в Беларуси успешно развивается сектор IT-услуг, он обеспечивает «самый большой экспорт в США по сравнению с другими белорусскими отраслями, — говорит Роланд. — Это такие компании, как EPAM Systems, Exadel, Microsoft, который уже представлен в Минске и собирается расширять свои услуги, а также компании поменьше, которые были куплены американскими предприятиями, например, Apalon Apps».

По его мнению, сегодня, когда «тысячи и тысячи компаний ищут возможности для инвестирования по всему миру», Беларуси необходимо демонстрировать, чем она привлекательна для инвесторов. В то же время Роланд обратил внимание на ряд моментов, которые властям Беларуси стоило бы усовершенствовать для более активного привлечения в страну зарубежных компаний. В первую очередь следует подумать о страновом маркетинге. «Беларусь находится достаточно далеко от США. Это не Великобритания, не Франция и не Италия, и требуется затратить определенные усилия для того, чтобы объяснить американским предпринимателям, что такое Беларусь и каков здесь бизнес-климат».

Белорусским властям необходимо также обратить внимание на условия ведения бизнеса, в особенности на верховенство права. «Когда я говорю о верховенстве права применительно к бизнес-среде, то я подразумеваю юридические гарантии и защиту. Инвестор или предприятие, которые собираются прийти на рынок этой страны, должны быть уверены в прозрачности процедур, их понятности, доступности и предсказуемости. Должна быть уверенность в том, что в течение одного дня условия игры не поменяются с точностью до наоборот», — подчеркнул глава американской дипмиссии.

Кроме того, не должно быть дискриминации зарубежных компаний в пользу местных. «Если местная компания конкурирует с зарубежным инвестором и каким-то образом приобретает преференции, блага, то иностранный инвестор должен быть убежден, что он будет в состоянии получить юридическую защиту своих интересов, что к нему будут применяться те же условия игры, что и к местным компаниям», — отметил Поверенный в делах США в Беларуси.

Немаловажен и вопрос о въездных визах: «Должен быть режим, который обеспечивал бы наиболее беспрепятственное для бизнесменов перемещение. Это либо полное отсутствие виз, либо такой режим, при котором визу можно легко получить».

Беларусь не спешит поднимать вопрос облегчения визового режима с США

Существующий визовый режим между США и Беларусью создает определенные барьеры и для американских туристов. По словам Роланда, американцам, желающим посетить этот регион Европы, гораздо проще путешествовать по странам Балтии, Украине и Польше, с которыми у США действует безвизовый режим. «В Беларусь же виза нужна, и она сравнительно дорогая. Тут мы вынуждены играть по общим правилам. Это делается на взаимной основе, то есть, одну и ту же стоимость платят американцы за белорусскую визу и белорусы — за американскую», — сказал дипломат.

Роланд напомнил, что белорусские власти проводили эксперименты по облегчению визового режима — например, во время Чемпионата мира по хоккею в Минске в 2014 году, когда иностранцам с билетами на матчи был разрешен безвизовый въезд. Еще одним примером облегчения визового режима стал безвизовый пропуск в Беларусь иностранцев, посещающих Беловежскую пущу.

По словам Поверенного, для привлечения американских туристов важен также вопрос представления Беларуси в мире: «Например, в США огромная польская диаспора — Чикаго называют вторым по величине „польским“ городом в мире. Что касается Украины, то в последнее время эта тема постоянно в новостях. А о Беларуси американцы знают не много».

Официального обсуждения возможности облегчения визового режима между Беларусью и США пока не было. «Вопрос, что Беларусь может сделать для того, чтобы стать более привлекательной для американских туристов, я слышу только от журналистов», — добавил дипломат.

Парламент даже без оппозиции, но избранный справедливо — уже шаг вперед

11 сентября в Беларуси пройдут парламентские выборы, наблюдать за их ходом приглашены представители ОБСЕ, многих зарубежных дипломатических миссий, в том числе США.

По мнению Роланда, если избирательный процесс на этих выборах «будет носить справедливый, а не исключающий характер», то белорусская оппозиция имеет все шансы попасть в парламент. В то же время, даже если представителям оппозиционных структур не удастся пробиться в парламент, но в целом в ходе избирательной кампании будет отмечен «определенный прогресс в применении и осуществлении рекомендаций» ОБСЕ, «уже можно будет сказать о том, что сделан шаг вперед», считает Скотт Роланд.

Поверенный отметил, что он не в первый раз слышит от журналистов критические замечания в адрес оппозиции, которой не удается объединить свои усилия в политической борьбе. «Все это звучит так, как будто с ними (оппозицией. — Naviny.by.) что-то не так. В США, например, две основные политические партии, и они между собой редко соглашаются, сейчас направления их движения еще больше разошлись. Но их никто не обвиняет в том, что они не могут объединиться», — сказал американский дипломат.

Он считает, что единство белорусской оппозиции при участии в парламентских выборах не столь важно, как при выборах президента. «Что касается президентских выборов, то в настоящее время на главном посту в Беларуси находится человек, который занимает его уже больше 20 лет и представляет собой сильную фигуру и, наверное, чтобы с ним соперничать, оппозиции надо объединиться», — отметил Роланд.

«Но на парламентских выборах, наверное, никакого единства не требуется, — добавил он. — Нужно, чтобы были обеспечены определенные процессуальные нормы, к чему призывают США и не только мы. Каждый должен иметь возможность зарегистрироваться в качестве кандидата и побеждать. Для этого необходимо, чтобы был прозрачный подсчет голосов, чтобы состав избирательных комиссий и участковых, и территориальных формировался также прозрачно, с участием представителей оппозиционных структур и представителей неправительственных организаций. Это точка зрения не только США, но и ОБСЕ, стандарты которой считаются „золотой нормой“ в отношении выборов».

Судьба американских санкций зависит от действий официального Минска

Характер проведения нынешних парламентских выборов, по словам Скотта Роланда, станет одним из факторов, который может повлиять на дальнейшие действия США, связанные с санкциями в отношении белорусских чиновников и предприятий. Ожидается, что судьба санкций будет решена после выборов в октябре этого года. «Дальнейшие действия в отношении санкций могут быть разными: их приостановка может быть продлена либо они могут быть полностью отменены по одному или другому режиму», — пояснил дипломат.

Помимо характера проведения избирательной кампании в парламент, США будет учитывать и другие факторы, в частности, вопрос с регистрацией в Беларуси политических партий и общественных объединений, а также иные проблемные моменты, о которых упоминает ОБСЕ. «Самое главное то, что Соединенные Штаты дали ясно понять белорусской стороне: любые значительные изменения в подходе США будут зависеть от шагов белорусской стороны», — подчеркнул Роланд.

Он напомнил, что, устанавливая режим санкций в отношении чиновников и отдельных белорусских предприятий, и Евросоюз, и США «исходили из общей озабоченности ситуацией в Беларуси». «ЕС и США свои санкции вводили в разные сроки и по разным поводам. ЕС разработал один режим санкций, США разработали несколько другой механизм. Евросоюз больше фокусировался на персоналиях, в то время как в решении США по санкциям, помимо персоналий, фигурировали девять государственных компаний. Санкции на них были наложены для того, чтобы показать белорусской стороне нашу озабоченность, при этом стараясь не наносить вреда простым людям», — пояснил Роланд.

Несмотря на разницу в подходах при установлении режима санкций, США и ЕС «всегда были скоординированы в призывах к освобождению политических заключенных, обеспечению проведения президентских выборов в атмосфере, которая исключала бы применение насилия и аресты», добавил американский дипломат.

Санкции в отношении белорусских предприятий (Белорусский нефтяной торговый дом, концерн «Белнефтехим», Belneftekhim USA Inc., ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Лакокраска», ОАО «Нафтан» и ОАО «Полоцк-Стекловолокно») были введены на основании указа Джорджа Буша от 16 июня 2006 года в связи с нарушением прав человека в Беларуси и с тех пор периодически продлевались. После президентских выборов 2015 года США приняли решение о смягчении санкций, а 29 апреля нынешнего года продлили данное решение еще на полгода.

11 июня президент Барак Обама продлил еще на год санкции в отношении ряда белорусских чиновников, введенные 16 июня 2006 года. В его указе сказано, что «действия определенных представителей белорусского правительства и ряда других лиц продолжают представлять чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов», а также «подрывают демократические процессы и институты в Беларуси».

Справка TUT.BY

До назначения главой американского посольства в Беларуси Скотт Роланд работал директором Программы советников по международным делам при Бюро по военно-политическим вопросам Госдепартамента США, служил в качестве атташе по делам информации, образования и культуры в посольствах США в Куала-Лумпуре, Кабуле, Франкфурте и Кито; был генеральным консулом в Екатеринбурге, директором информационного центра в Исламабаде (Пакистан), специалистом по программам развития новых немецких федеральных земель в Берлине и помощником атташе по связям с общественностью в Баку (Азербайджан). Он является членом Высшей дипломатической службы, владеет русским, немецким и испанским языками.

До прихода на службу в Госдепартамент Скотт Роланд был проводником идеи дистанционного образования, преподавал русский язык посредством ТВ для студентов сельских школ штата Висконсин с 1990 по 1993 год. В 1992 году Национальный гуманитарный фонд США присвоил ему звание «Заслуженный педагог».

Приступая к обязанностям руководителя американского посольства в Беларуси, Роланд записал видеообращение к жителям страны, в которой придется работать.

←Лукашенко: без нормализации отношений с США мы не будем иметь полноценной внешней политики

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика