ЕС упрощает визовые правила. Беларусь может остаться за бортом

Источник материала:  
05.02.2016 08:00 — Новости Политики

Пока Беларусь хронически опаздывает с подписанием соглашения об упрощенном визовом режиме с Евросоюзом, в ЕС активно обсуждают одностороннее упрощение визовых правил. Об этом пишет специально для TUT.BY политолог, эксперт по визовым вопросам и миграции Андрей Елисеев.


Андрей Елисеев, фото: TUT.BY

Беларусь как неисправимый аутсайдер

Беларусь остается единственной восточноевропейской страной, которая до сих пор не подписала с Евросоюзом соглашения об упрощенном визовом режиме и реадмиссии. В конце 2015 года прояснились два основных вопроса, которые затягивают договорный процесс между Беларусью и Евросоюзом, а именно отсутствие белорусского законодательства по выдаче биометрических документов и разногласия по поводу переходного периода в соглашении о реадмиссии.

Однако проще от осознания проблемных вопросов не стало, поскольку ни белорусская, ни европейская сторона так и не очертили сроки ожидаемого запуска соглашений. Тем временем в 2014 году Молдова уже удостоилась безвизового режима, а в текущем году такое решение Евросоюза может быть принято в отношении Украины и Грузии.

Визовые отношения Евросоюза c остальным миром


Темно-синий — Шенгенское пространство. Светло-синий — страны ЕС, не входящие в Шенген. Зеленый — безвизовый режим. Желтый — визовый режим, действует соглашение об упрощенном визовом режиме. Красный — визовый режим, нет соглашения об упрощенном визовом режиме.

Одностороннее движение к упрощению визовых правил

В апреле 2010 года начал действовать Визовый кодекс ЕС, который устранил расхождения в визовых процедурах от консульства к консульству. Однако Еврокомиссия впоследствии выявила несколько серьезных проблем с этим документом.

Во-первых, процедуры получения шенгенской визы остаются для заявителей чрезмерно продолжительными, затратными и хлопотными. Зачастую консульства стран ЕС не делают должного различия между заявителями-новичками и частыми/регулярными путешественниками с хорошей визовой историей.

Во-вторых, недостаточное географическое покрытие предоставления визовых услуг. Заявителям многих стран приходится обращаться в дальнее консульство, иногда в зарубежной стране, если по соседству нет нужного консульского учреждения.

В-третьих, законодательство ЕС не предусматривает визу, которая позволяла бы путешественникам пребывать в Шенгенском пространстве дольше чем 90 дней в 180-дневный период.

Чтобы исправить такую ситуацию, в апреле 2014 года Еврокомиссия выступила с законодательным предложением внести ряд либеральных правок в Визовый кодекс. Основные предложения Еврокомиссии включают:

  • уменьшение сроков обработки визовых анкет консульствами;
  • возможность заявителям подавать визовую заявку в консульство другой страны ЕС, если поблизости не представлено компетентное для рассмотрения заявки консульское учреждение;
  • обязательное упрощение визовых правил для часто путешествующих, включая обязательную выдачу многократных виз со сроком действия три года;
  • упрощение визовых анкет и возможность подачи заявок онлайн;
  • возможность в специальных случаях выдачи шенгенских виз, действительных на срок до 15 дней, прямо на границе;
  • упрощение процедуры получения виз посетителям крупных мероприятий;
  • дополнительные возможности получения бесплатных шенгенских виз — например, бесплатные визы всем лицам младше 18 лет вместо лимита в 6 лет, который сейчас установлен Визовым кодексом ЕС.

Кроме этого, Еврокомиссия предлагает ввести новый вид визы, которая позволила бы пребывать в Шенгенской зоне до 1 года, не оставаясь в одной из стран ЕС более 90 дней в 180-дневный период.

В обосновании необходимости принятия законопроекта Еврокомиссия делает акцент на экономических выгодах для Евросоюза. Специальное исследование показало, что в связи со слишком затратными визовыми процедурами, недостаточным использованием современных технологий, отсутствием упрощенных процедур для частых заявителей многие иностранцы вместо Шенгена выбирают альтернативные направления. Так Евросоюз теряет 30−60% из основных стран. Подсчитано, что при оптимистическом сценарии упрощение визовых процедур могло бы привлечь дополнительные 130 миллиардов евро в экономику ЕС и выразиться в создании дополнительных 1,3 млн рабочих мест в туристической и смежных отраслях.

Внутренние споры и риск для Беларуси

Для того чтобы законопроект был принят, его должны поддержать Европейский парламент и Совет министров ЕС. С тем, чтобы повлиять на принимающих решение евродепутатов и представителей стран ЕС в Совете ЕС, автор статьи в партнерстве с коллегами из Польши и Бельгии создал электронную петицию, призывающую законодателей ЕС принять либеральные предложения Еврокомиссии.

Оба органа ЕС продолжают обсуждать визовый законопроект. В то время как Европарламент в целом настроен положительно, многие важные либеральные предложения находят недостаточную поддержку среди представителей стран ЕС в Совете ЕС.

К примеру, Транспортный комитет Европарламента предлагает пойти дальше предложений Еврокомиссии и сделать еще более либеральными правки в Визовый кодекс ЕС. По мнению части евродепутатов, если визовый заявитель без нарушений использовал хотя бы одну шенгенскую визу на протяжении 18 месяцев перед подачей новой визовой заявки, то его следует квалифицировать в качестве «регулярного путешественника» и обязательно выдавать следующую визу сроком действия пять лет.

Зато представители стран ЕС в Совете ЕС отнеслись к законопроекту прохладно. Некоторые страны не поддерживают обязательную выдачу виз регулярно путешествующим лицам с большим сроком действия. Они выступают за то, чтобы оставить консульствам возможность решать, стоит ли удостаивать часто путешествующее в ЕС лицо визой с долгим периодом действия.

Документ, касающийся обсуждения законопроекта в Совете ЕС, появившийся в середине января, принес еще более тревожные новости. Страны ЕС обсуждают возможность принять закон с той оговоркой, что важные упрощения будут возможны лишь для граждан тех стран, которые сотрудничают с Евросоюзом по вопросу возвращения нелегальных мигрантов и реадмиссии.

Если эта идея будет поддержана и сотрудничество будет оцениваться по формальному признаку наличия действующего соглашения о реадмиссии, то белорусам не поможет и этот обходной путь упрощения визовых правил. Ведь соглашения о реадмиссии между Беларусью и ЕС до сих пор нет.

Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции TUT.BY

←Обзор важнейших событий 4 февраля 2016 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика