Кремль с Анкарой дерутся — у белорусского союзника чуб затрещит?
Нынешнее послание Владимира Путина Федеральному собранию писатель Александр Проханов, прозванный «соловьем российского Генштаба», определил как «военное». Действительно, их президент 3 декабря в Георгиевском зале Кремля патетично говорил о миссии российского оружия в Сирии, обещал сбившим Су-24 туркам, что те не отделаются «одними помидорами», разоблачал извечные коварные планы Запада по сдерживанию России. О Беларуси оратор не обмолвился ни словом.
Но понятно, что большая рискованная игра Кремля на глобальной шахматной доске так или иначе аукнется его ближайшему союзнику. И тоже не только помидорами.
Фото пресс-службы президента России
«Предъявы» Минску
Мы уже привыкли, что в контексте войны санкций с Западом, начатой после Крыма, российские службы то и дело тормозят фуры с овощами и фруктами из Беларуси, подозревая ближайшего союзника в контрабанде. Иногда, похоже, небезосновательно. Хотя тут сама ситуация в духе «назло маме уши отморожу», когда давят гусеницами сочные плоды, выглядит театром абсурда.
В связи со свежими санкциями Москвы против Турции такого рода неприятностей у белорусской стороны может стать еще больше. Тем более что с 7 декабря Россия вводит специальный фитосанитарный режим на ввоз продукции через Беларусь.
Но разборки по поводу помидоров — еще полбеды.
На днях московское сетевое издание «Сегодня.Ру» в публикации «Братушки» предали, а союзники где?» поставило ребром другой вопрос: «Так почему же на нашей авиабазе в Хмеймиме (в Сирии. — Naviny.by) до сих пор не квартирует пара звеньев истребителей белорусских ВВС с нашей совместной базы в Барановичах?.. Не пора ли Лукашенко не на словах, а на деле показать братскую любовь двух славянских народов?».
Правда, совместной базы ни в Барановичах, ни в Бобруйске пока нет, но в том, что вопрос верности союзника для российских патриотов актуализируется, сомневаться не приходится.
Тем временем президент Института Ближнего Востока (Москва) Евгений Сатановский в статье «Содружество ударов в спину» на сайте «Военно-промышленного курьера», упомянув о поставках белорусского оружия Катару, предположил, что поскольку тамошняя армия оснащена по американским стандартам, то среди конечных получателей могут быть «ливийские исламисты, боевики на Синае и сирийские сторонники ИГ».
Да уж, для белорусского ВПК пришла беда, откуда не ждали. Много лет американцы жестко мониторили этот бизнес Минска, подозревая в поставках «плохим парням», а тут вот получайте «предъяву» от братской Москвы, резко пошедшей на выяснение отношений с международным терроризмом на дальних широтах.
Для «ответки» может понадобиться белорусский плацдарм
«Вбросы» российских СМИ, в которых рефреном звучит призыв проверить белорусского союзника на верность, «отражают воззрения как минимум части российской политической элиты», отметил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security BlogАндрей Поротников.
Он считает, что «по мере втягивания в противостояние с Турцией, аравийскими монархиями Москва будет усиливать давление на Беларусь с целью побудить к исполнению союзнического долга — ну хотя бы в виде размещения авиабазы».
В свою очередь, белорусский военный эксперт Александр Алесин, комментируя публикации московских СМИ, заявил в интервью Naviny.by: «Вряд ли России нужны в Сирии белорусские летчики, хватает и своих».
Он также отметил, что белорусское руководство ведет себя весьма осмотрительно при продаже вооружений, имея в этом вопросе долгую историю пристрастного наблюдения со стороны Запада.
Сегодня Москва в значительной степени «ведет войну слов», говорит аналитик. В частности, ее пропагандистские ходы имеют целью приструнить белорусского союзника, удержать его от сползания на Запад, «грубо говоря, натянуть поводок», считает собеседник Naviny.by.
Впрочем, логика противостояния с НАТО, Западом понуждает российское руководство не только к вербальным выпадам, но и к чисто военной «ответке», добавляет Алесин.
Он отмечает, что это противостояние грозит усилиться, поскольку Североатлантический альянс по большому счету поддержал Анкару после инцидента с Су-24. Еще одной оплеухой Москве аналитик считает приглашение на днях в НАТО славянской Черногории.
Кремлевского ответа логично ожидать в чувствительных для НАТО местах — Калининградской области и Беларуси, которые географически нависают над входящими в Североатлантический альянс странами Балтии и Польшей, предполагает Алесин.
Соответственно, вопрос о размещении в Бобруйске российской авиабазы актуализируется. И одной базой дело может не ограничиться. Некоторые московские стратеги поговаривают и о сухопутном контингенте.
При этом Кремль может убить сразу двух зайцев, полагает Алесин — «усилить свое военное присутствие на белорусском плацдарме, а также испортить отношения Минска с ЕС и США».
Эксперт прогнозирует, что давление на Минск будет не лобовым, комплексным — «могут объявить вредными те или иные белорусские продукты, затянуть переговоры по энергоносителям и так далее».
Навару минимум, дискомфорта все больше
К слову, об энергоносителях. «Мы должны быть готовы к тому, что и период низких цен на сырье, и внешние ограничения могут затянуться надолго» — эта фраза Путина при оглашении послания 3 декабря тоже вряд ли обрадует белорусское руководство.
Под внешними ограничениями, надо полагать, имеются в виду санкции, наложенные за Крым.
Таким образом, ресурсы находящейся в рецессии российской экономики и впредь будут истощаться. Соответственно, скукоживаются перспективы евразийской интеграции, тают надежды Минска решить экономические проблемы, пристаканившись к российским источникам.
На днях наш вице-премьер Владимир Семашко подтвердил сообщения СМИ, что Минск пытается понизить ценник на нефть из России, чтобы, соответственно, поднять доход от нашей нефтепереработки: «Цены резко упали. Есть основания, чтобы обсуждать, по каким ценам должна поставляться и покупаться нефть. Создана рабочая группа, она проводит анализ».
Но, во-первых, не факт, что Москва пойдет на уступки: самой казну наполнять все труднее. Во-вторых, если и пойдет, то потребует уступок взамен. В-третьих, все это — борьба за копейки. Прежних благодатных времен нефтяного офшора для Беларуси уже не будет.
Так, может, удастся наварить на другом? Только ленивый не шутил по поводу белорусской папайи, устриц и прочей экзотики, намекая, что Минск хорошо греет руки на экспорте и реэкспорте продовольствия в условиях войны санкций.
Но статистика показывает, что золотой жилой это для Беларуси не стало. Да, после того как Россия ввела эмбарго на европейские продукты питания, экспорт нашего продовольствия туда несколько увеличился в физическом выражении, однако выручка упала. За первое полугодие нынешнего года экспорт белорусской сельхозпродукции и продуктов питания на рынок восточной соседки сократился на 20%. Одна из причин — девальвация российского рубля.
На санкциях против Турции, грядущем российском эмбарго на украинскую продукцию, услугах авиатранзита между сторонами конфронтации Беларусь тоже вряд ли заработает очень много: не тот потенциал, не те возможности.
А вот дискомфорта от затянутого в тугой узел союзничества с Москвой, которая продолжает доказывать миру свою крутость, у Минска, судя по всему, будет только прибавляться.
Александр КЛАСКОВСКИЙ