Беларусь как поле для экспериментов
Уже не только в Беларуси, но и в России политологи и журналисты констатируют: российские власти перенимают все больше из того, что в разное время уже было опробовано в Беларуси. В некотором смысле для России Беларусь стала «полем экспериментов» в самых разных областях, от ограничений для частного бизнеса до борьбы с финансированием из-за рубежа структур гражданского общества.
Символы
Уже менее чем через год после своего избрания, в мае 1995 года, Александр Лукашенко, проведя общенародный референдум, восстановил в качестве государственных символов флаг и герб БССР – пусть и в немного измененном виде. Впоследствии Владимиру Путину потребовалось 11 месяцев, чтобы восстановить квазисоветский гимн на музыку Александрова в качестве нового гимна России.
Дружба со слаборазвитыми странами
Одна из особенностей белорусской внешней политики в разное время – демонстративная дружба с такими одиозными странами, как Венесуэла, Иран, Куба, Ливия, Ирак, Сирия и т.д. Официальный Минск начал заигрывать с социалистическими и авторитарными режимами намного раньше, чем Москва. Лукашенко посетил, например, Ливию и Кубу на 8 и 14 лет раньше, чем глава российского государства.
Зарубежное финансирование НГО
В Беларуси получение финансовой помощи общественными организациями от иностранных доноров стало уголовно наказуемым с 2011 года. В России подобные меры были реализованы на несколько лет позже. Но более ярко – достаточно вспомнить закон об «иностранных агентах» или недавнее введение понятия «нежелательные организации».
Ограничения для ИП
В начале июня 2015 года уполномоченный по правам предпринимателей при президенте России Борис Титов предложил упразднить ИП, сохранив эту форму только для тех, у кого нет наемных работников. Все остальные, считает Титов, должны перерегистрироваться в малые предприятия (МП). «Почему вы имеете право нанимать 100 человек, но работаете как физическое лицо? – спрашивал Титов у индивидуальных предпринимателей в Ростове-на-Дону. – Вы несете ответственность за этих людей и пользуетесь счетами, смешивая свои компанейские обязанности с обязанностями частными».
Вскоре стало известно, что межведомственная группа с участием представителей Минфина, Минтруда и ФНС работает над пересмотром статуса индивидуальных предпринимателей. Законопроект о переходе от ИП к ООО может быть внесен в Госдуму этой осенью.
Импортозамещение
В Беларуси намного раньше, чем в России, начали говорить об импортозамещении. И даже кое-что делать. В России само это слово стало популярно только с конца 2014-го, когда стало понятно, какой ущерб наносит раскрученная спираль взаимных санкций между Россией и Западом.
Зато в России импортозамещение с самого начала принимает странные, порой даже забавные формы. Достаточно вспомнить, как Никита Михалков и Андрей Кончаловский попросили почти миллиард рублей из госбюджета на создание сети быстрого питания «Едим дома», которая, по их замыслу, должна была потеснить в России McDonalds.
Если же говорить серьезнее, то по оценкам Министерства промышленности и торговли РФ на реализацию только первоочередных программ импортозамещения потребуется 2,5 трлн рублей. Это более 60% средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, предшественником и аналогом российской бюджетной поддержки предприятий – «родственника» импортозамещения – в Беларуси стали льготные кредиты под 3-7% при рыночной ставке около 40% годовых.
Запрет небанковских микрозаймов
В конце августа этого года депутаты Госдумы от «Справедливой России» предложили признать утратившим силу закон, который регламентирует деятельность микрофинансовых организаций (МФО). Соответствующий законопроект парламентарии внесли в Госдуму. Речь идет об организациях, которые предоставляют своим клиентам микрозаймы на сумму не более 1 млн рублей. Депутаты уверен, что отмена закона позволит исключить в практике кредитных организаций ростовщичество, защитить малоообеспеченные слои населения от «соблазнов», а также косвенно повлиять на уменьшение преступности.
В Беларуси работа МФО жестко ограничена государством с начала нынешнего года. Если раньше можно было видеть множество рекламы «быстрых денег» и «кредитов без залога и поручителей», то теперь ее нет. Точнее, есть, но не так много и только от имени банков.
Борьба с «тунеядцами»
Еще в апреле нынешнего года законодательное собрание Санкт-Петербурга подготовило пакет поправок, согласно которым россиянам, уклоняющимся от трудоустройства, грозили бы исправительные работы сроком до одного года. По мнению законодателей, тунеядцами будут считаться те, кто остается безработным на протяжении полугода при наличии подходящей работы. Вскоре пошли разговоры о том, что подобная инициатива может повлечь за собой изменения в Конституции РФ. То есть в Конституции появится норма, согласно которой труд является не только правом, но и обязанностью каждого гражданина. В Беларуси, заметим, до изменения Конституции «под тунеядцев» пока дело не дошло.
Позднее, уже в июне, российский министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил: «Налог на тунеядство или что-то еще – это неправильно, у нас труд свободен, но что-то, с точки зрения того, что люди, которые выбирают такую жизненную траекторию не хотят работать – надо думать, каким образом их включать в процесс, чтобы каждый участвовал в системе формирования страховых фондов и так далее. Как это сделать – важнейший вопрос, пока мы это не придумали, думаю, что придумаем, сначала тех, кто не хочет работать, надо посчитать, сверим данные пенсионного фонда, уже идет такая работа, мы же видим – за кого не уплачивают страховые взносы».
Интернет-ограничения
В Беларуси еще 1 февраля 2010 года был принят Указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Он вступил в силу с 1 июля 2010 года. Этим указом был введен в действие сразу целый ряд интернет-ограничений – от обязательной идентификации личности интернет-пользователя до предписания всем белорусским организациям размещать свои сайты только на серверах на территории Беларуси.
В России подобные ограничения начали появляться намного позже и вводились разными организациями и нормативными актами. Знаковым здесь стал опубликованный в марте 2015-го доклад министра связи РФ Николая Никифорова о необходимости введения государственного контроля над интернетом. Самому жесткому контролю, по мнению министра, должны подвергнуться точки обмена интернет-трафиком.
В числе других ограничений, уже действующих в России, – возможность блокировки «нехороших» сайтов решением Роскомнадзора, требования аутентификации пользователей публичного доступа Wi-Fi, требования хранить персональные данные россиян только на серверах, размещенных в России, ограничения для чиновников на использование зарубежных сервисов вроде Google Mail и тому подобное.