Центризбирком отказался учесть предложения БХК, касающиеся обеспечения прозрачности избирательного процесса
30.07.2015 14:07
—
Новости Политики
Минск, 30 июля. Центризбирком отказался учесть предложения правозащитного общественного объединения "Белорусский Хельсинкский комитет" (БХК), касающиеся обеспечения прозрачности избирательного процесса. Это следует из ответа ЦИК, сообщает правозащитный сайт spring96.org.
В своем обращении БХК просил реализовать три предложения, которые, по мнению организации, в значительной степени смогли бы обеспечить прозрачность избирательного процесса:
- публиковать данные голосования с разбивкой по избирательным участкам;
- выдавать наблюдателям на участках заверенные копии протокола о результатах голосования в обязательном порядке;
- установить четкую процедуру подсчета голосов, при которой отметка на каждом бюллетене будет объявляться вслух с демонстрацией всем присутствующим членам участковых комиссий и наблюдателям.
В своем ответе Центризбирком отмечает, что не уполномочен устанавливать "новые права и обязанности для членов участковых комиссий, дополнения в процедуру подсчета голосов".
Что касается заверения копии итогового протокола, то Центральная комиссия также сослалась на свою "неуполномоченность", ответив, что это требует регламентации Избирательным кодексом.
Кроме того, заявляют в ЦИК, опубликование результатов голосования с разбивкой по участкам не предусмотрено законом.
"Предложение о принятии Центральной комиссией разъяснений по трем позициям, содержащимся в обращении, не может быть выполнено, поскольку они по сути являются самостоятельными правовыми нормами, предполагающими изменение законодательства", — говорится в ответе ЦИК.
Председатель БХК Олег Гулак отметил, что Центральная комиссия, согласно Избирательному кодексу, имеет право давать разъяснения законодательства о выборах, осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий, а также при необходимости решает по существу вопросы, относящиеся к компетенции нижестоящей комиссии.
"Избирательный кодекс регламентирует процедуру подсчета голосов, в нем лишь нет точного описания, каким способом члены комиссии должны определить количество бюллетеней за конкретного кандидата, — отметил правозащитник. — Привычна практика, когда каждый член участковой комиссии параллельно подсчитывает лишь свою стопку бюллетеней, а полученный результат на бумажке передает председателю. И никто из членов комиссии, а тем более наблюдателей, не может быть уверен, что результат в самом деле соответствует действительности. Своим пособием Центральная комиссия дала руководящие указания участковым комиссиям, что эту процедуру определяет ее председатель. В такой ситуации отказ дать методические указания в пределах действующего указания о том, что важно применять такой способ подсчета бюллетеней, который дает доверие к такому подсчету, выглядит, мягко скажем, некоторым лукавством".
"Но, конечно, верх либерализма и скромности Центральной комиссии это невозможность потребовать у подчиненных ей территориальных комиссий предоставить ей в электронном виде (или на бумажных носителях) данные по результатам голосования со всех участковых комиссий. Вот бы только эти ценные качества употреблялись в соответствии со ст. 59 Конституции для обеспечения проведения действительно прозрачных выборов, а не наоборот", — добавил Гулак.
Сергей Королевич, БелаПАН.
В своем обращении БХК просил реализовать три предложения, которые, по мнению организации, в значительной степени смогли бы обеспечить прозрачность избирательного процесса:
- публиковать данные голосования с разбивкой по избирательным участкам;
- выдавать наблюдателям на участках заверенные копии протокола о результатах голосования в обязательном порядке;
- установить четкую процедуру подсчета голосов, при которой отметка на каждом бюллетене будет объявляться вслух с демонстрацией всем присутствующим членам участковых комиссий и наблюдателям.
В своем ответе Центризбирком отмечает, что не уполномочен устанавливать "новые права и обязанности для членов участковых комиссий, дополнения в процедуру подсчета голосов".
Что касается заверения копии итогового протокола, то Центральная комиссия также сослалась на свою "неуполномоченность", ответив, что это требует регламентации Избирательным кодексом.
Кроме того, заявляют в ЦИК, опубликование результатов голосования с разбивкой по участкам не предусмотрено законом.
"Предложение о принятии Центральной комиссией разъяснений по трем позициям, содержащимся в обращении, не может быть выполнено, поскольку они по сути являются самостоятельными правовыми нормами, предполагающими изменение законодательства", — говорится в ответе ЦИК.
Председатель БХК Олег Гулак отметил, что Центральная комиссия, согласно Избирательному кодексу, имеет право давать разъяснения законодательства о выборах, осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий, а также при необходимости решает по существу вопросы, относящиеся к компетенции нижестоящей комиссии.
"Избирательный кодекс регламентирует процедуру подсчета голосов, в нем лишь нет точного описания, каким способом члены комиссии должны определить количество бюллетеней за конкретного кандидата, — отметил правозащитник. — Привычна практика, когда каждый член участковой комиссии параллельно подсчитывает лишь свою стопку бюллетеней, а полученный результат на бумажке передает председателю. И никто из членов комиссии, а тем более наблюдателей, не может быть уверен, что результат в самом деле соответствует действительности. Своим пособием Центральная комиссия дала руководящие указания участковым комиссиям, что эту процедуру определяет ее председатель. В такой ситуации отказ дать методические указания в пределах действующего указания о том, что важно применять такой способ подсчета бюллетеней, который дает доверие к такому подсчету, выглядит, мягко скажем, некоторым лукавством".
"Но, конечно, верх либерализма и скромности Центральной комиссии это невозможность потребовать у подчиненных ей территориальных комиссий предоставить ей в электронном виде (или на бумажных носителях) данные по результатам голосования со всех участковых комиссий. Вот бы только эти ценные качества употреблялись в соответствии со ст. 59 Конституции для обеспечения проведения действительно прозрачных выборов, а не наоборот", — добавил Гулак.
Сергей Королевич, БелаПАН.