Как сохранить хорошие отношения с ЕС, не испортив при этом отношения с Россией
26.07.2015 16:20
—
Новости Политики
Отношения Беларуси как с Россией, так и с Западом в последнее время существенно улучшились. Однако это далеко не только заслуга белорусской дипломатии, отмечают эксперты.
В частности, отмечают эксперты, в отношениях с Россией Минск сохранял дружественный тон, стараясь действовать в русле союзнических обязательств.
Что касается контактов с ЕС, то они активизировались в преддверии Рижского саммита Восточного партнерства, который состоялся в мае. Однако сам саммит не оправдал ожиданий, и Беларусь продолжает осторожное балансирование между Россией и Евросоюзом, максимально стараясь не провоцировать восточного соседа.
Поубавилось публичной активности в отношениях Минска с Киевом, что, по мнению экспертов BISS, связано с нежеланием белорусского руководства лишний раз провоцировать конфронтацию с Кремлем на фоне приближающихся президентских выборов. Тем не менее, белорусско-украинские связи остаются конструктивными и взаимовыгодными.
До выборов "сюрпризов" в отношениях с Москвой не предвидится
Очевидно, что Беларусь не удовлетворена динамикой интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), считает старший аналитик BISS Денис Мельянцов. Этим можно объяснить некоторое напряжение в отношениях Минска с Москвой.
"Ожидался быстрый рост и ВВП стран-участниц, и товарооборота. Но этого не произошло, поскольку кризис, санкции, девальвация российского рубля очень сильно ударили по белорусскому экспорту, - отметил Мельянцов в комментарии для БелаПАН. - Экспорт падает, и это вынуждает даже белорусских официальных лиц публично заявлять, что они не удовлетворены такой динамикой, сохраняющимися изъятиями и ограничениями в торговле, запретами на белорусскую продукцию и так далее".
Комплекс этих проблем, считает эксперт, серьезно осложнял белорусско-российские отношения, но по мере приближения президентских выборов в Беларуси ситуация стала меняться.
"За май-июнь отношения в политической плоскости выровнялись. Россия публично поддержала белорусского президента в его желании баллотироваться, велись переговоры о выделении Беларуси кредита", - констатировал Мельянцов.
Он считает, что до президентских выборов серьезных кризисов и сюрпризов в белорусско-российских отношениях, вероятнее всего, не будет, в отличие от ситуации 2010 года.
Аналогичного мнения придерживается и политолог Юрий Дракохруст, по словам которого, Россия еще никогда так прямо и явно не формулировала свою позицию по выборам в Беларуси, как сегодня.
В этой связи Дракохруст напомнил, что незадолго до президентских выборов 2010 года на российских телеканалах демонстрировался пятисерийный фильм-расследование "Крестный батька" с резкой критикой политики Александра Лукашенко.
"Сейчас же России дороги те немногочисленные союзники, которые у нее есть, и при всей лавирующей политике Лукашенко в отношении Украины России особо нечего выбирать. Поэтому она его поддерживает", - отметил Дракохруст в комментарии для БелаПАН.
Еще одним индикатором поведения России в период выборов в Беларуси политолог называет набор потенциальных кандидатов в президенты, которым разрешено собирать подписи.
"Существовало предположение, что может возникнуть некий русский кандидат, но, судя по всему, его нет. Так что, с этой стороны ситуация прозрачная как никогда", - говорит политолог.
"Остается, правда, проблема политзаключенных и проведения самих президентских выборов, но если на этих выборах не произойдет чего-то ужасного (крови, массового избиения граждан), Запад, вероятно, оценит их итоги примерно так, как избирательные кампании в Казахстане и Азербайджане: это, конечно, не Франция и не Польша, но на своем уровне они прошли более-менее. Думаю, после выборов вполне вероятно еще большее сближение и потепление отношений", - прогнозирует Дракохруст.
В свою очередь Денис Мельянцов отмечает: хотя отношения с ЕС улучшаются, есть "потолок, который очень четко определяется тем, что санкции против Беларуси по-прежнему действуют, а Минск не желает выполнять требования, которые ему выставляет Европа".
"Во-первых, освобождение политзаключенных. Это является самой главной преградой для нормализации отношений, что я рассматриваю как возвращение к нормальным соседским отношениям, - говорит аналитик. - Но пока преодолеть определенный потолок не представляется возможным. До выборов, скорее всего, белорусская сторона вряд ли пойдет на какие-то радикальные изменения: тут и оглядка на Россию, и оглядка на внутреннюю аудиторию, которая может по-разному воспринять эти уступки. То есть, отношения с ЕС, хотя и имеют позитивную динамику, но имеют и очень четкие границы".
При этом Мельянцов отдает должное белорусской дипломатии, которая, по его оценке, очень хорошо отработала на западном направлении. Аналитик, в частности, отметил действия по разрешению украинского кризиса.
"Можно даже сказать, что произошла монетизация этих действий - резко усилились и уровень, и частота контактов с ЕС. В последний год ЕС закрывает глаза на те проблемы во внутриполитической ситуации, которые раньше не пропускал. Очевидно, что стороны уходят от политизированных тем и занимаются более прагматичными экономическими вопросами", - говорит эксперт.
А вот на российском направлении достижения белорусской дипломатии гораздо скромнее. По словам Мельянцова, в условиях международной изоляции России значение Беларуси как политического и психологического союзника Москвы повышается.
"Соответственно, Россия не хотела бы, во-первых, из-за имиджа ЕАЭС как-то конфликтовать с Беларусью, Во-вторых, России важно показать, что в нее есть союзник, и этого союзника нужно поддерживать", - отметил Мельянцов.
Таким образом, по его мнению, было бы неправильно ставить в заслугу белорусской дипломатии достаточно ровные отношения с Кремлем.
На геополитические решения Минска влияет сильнейшая финансовая и экономическая зависимость от России.
"Естественно, российско-белорусские отношения для Минска намного важнее, чем отношения с ЕС, - убежден Мельянцов. - Можно даже сказать, что отношения с Западом носят некий подчиненный характер: это такой инструмент лавирования и способ выживания, когда Беларусь пытается налаживать отношения с Западом, чтобы показать Москве, что на ней свет клином не сошелся. Но на самом деле зависимость от Москвы колоссальная. Беларусь, развивая свои отношения с США и ЕС, очень серьезно принимает во внимание, что подумают и скажут в России".
Например, есть мнение, что саммит Восточного партнерства в Риге был для Беларуси по сути безрезультатным, поскольку решения, которые могли быть на нем приняты (упрощение визового режима и диалог о модернизации), Минск постарался вынести за рамки саммита.
"Россия продекларировала, что саммит - антироссийский и, чтобы не нервировать партнера, Минск принял решение немножко притормозить свою активность", - предполагает Мельянцов.
В похожем ключе Юрий Дракохруст объясняет упорное нежелание белорусских властей освободить политзаключенных: "Россия к контактам Минска с Западом всегда относилась настороженно, а сейчас - тем более. Сердить Россию Минск не хочет, это просто опасно. Не исключаю, что политзаключенных не выпускают именно для того, чтобы немного притормозить процесс налаживания отношений с Западом".
Лавирование властей между Москвой и Брюсселем белорусы в целом поддерживают
Так или иначе, но сейчас белорусская дипломатия стоит перед серьезным вызовом: как сохранить хорошие отношения и с ЕС, и с Украиной, но при этом не испортить отношения с Россией.
"Особенно важно это в контексте выборов, когда нужно себя осторожно вести и во внешней, и во внутренней политике, потому что у нас все очень взаимосвязано", - подчеркивает Мельянцов.
Прогнозируя развитие отношений Беларуси с Западом, аналитик отмечает, что сегодня для ЕС вопросы безопасности являются большим приоритетом, чем вопросы прав человека и демократизации.
Разумеется, если вновь повторится сценарий Площади-2010 с массовым разгоном и избиением демонстрантов, ЕС не сможет закрыть на это глаза. Но если все обойдется традиционными нарушениями в ходе избирательной кампании, то тренд на активизацию отношений с Минском у Брюсселя сохранится, полагает Мельянцов.
В свою очередь Дракохруст обращает внимание на тот факт, что лавирование Минска между Москвой и Брюсселем находит поддержку у большинства населения Беларуси. Повторения украинской ситуации белорусы не хотят, поэтому такая балансирующая политика (и это показывают опросы) одобряется большей частью белорусского общества, подчеркивает политолог.
Попытка усидеть на двух стульях
Белорусский институт стратегических исследований (BISS) представил очередной внешнеполитический индекс Беларуси, в котором анализируется период за май-июнь 2015 года. Данные свидетельствуют об улучшении отношений Беларуси с партнерами как на восточном, так и на западном направлении.В частности, отмечают эксперты, в отношениях с Россией Минск сохранял дружественный тон, стараясь действовать в русле союзнических обязательств.
Что касается контактов с ЕС, то они активизировались в преддверии Рижского саммита Восточного партнерства, который состоялся в мае. Однако сам саммит не оправдал ожиданий, и Беларусь продолжает осторожное балансирование между Россией и Евросоюзом, максимально стараясь не провоцировать восточного соседа.
Поубавилось публичной активности в отношениях Минска с Киевом, что, по мнению экспертов BISS, связано с нежеланием белорусского руководства лишний раз провоцировать конфронтацию с Кремлем на фоне приближающихся президентских выборов. Тем не менее, белорусско-украинские связи остаются конструктивными и взаимовыгодными.
До выборов "сюрпризов" в отношениях с Москвой не предвидится
Очевидно, что Беларусь не удовлетворена динамикой интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), считает старший аналитик BISS Денис Мельянцов. Этим можно объяснить некоторое напряжение в отношениях Минска с Москвой.
"Ожидался быстрый рост и ВВП стран-участниц, и товарооборота. Но этого не произошло, поскольку кризис, санкции, девальвация российского рубля очень сильно ударили по белорусскому экспорту, - отметил Мельянцов в комментарии для БелаПАН. - Экспорт падает, и это вынуждает даже белорусских официальных лиц публично заявлять, что они не удовлетворены такой динамикой, сохраняющимися изъятиями и ограничениями в торговле, запретами на белорусскую продукцию и так далее".
Комплекс этих проблем, считает эксперт, серьезно осложнял белорусско-российские отношения, но по мере приближения президентских выборов в Беларуси ситуация стала меняться.
"За май-июнь отношения в политической плоскости выровнялись. Россия публично поддержала белорусского президента в его желании баллотироваться, велись переговоры о выделении Беларуси кредита", - констатировал Мельянцов.
Он считает, что до президентских выборов серьезных кризисов и сюрпризов в белорусско-российских отношениях, вероятнее всего, не будет, в отличие от ситуации 2010 года.
Аналогичного мнения придерживается и политолог Юрий Дракохруст, по словам которого, Россия еще никогда так прямо и явно не формулировала свою позицию по выборам в Беларуси, как сегодня.
В этой связи Дракохруст напомнил, что незадолго до президентских выборов 2010 года на российских телеканалах демонстрировался пятисерийный фильм-расследование "Крестный батька" с резкой критикой политики Александра Лукашенко.
"Сейчас же России дороги те немногочисленные союзники, которые у нее есть, и при всей лавирующей политике Лукашенко в отношении Украины России особо нечего выбирать. Поэтому она его поддерживает", - отметил Дракохруст в комментарии для БелаПАН.
Еще одним индикатором поведения России в период выборов в Беларуси политолог называет набор потенциальных кандидатов в президенты, которым разрешено собирать подписи.
"Существовало предположение, что может возникнуть некий русский кандидат, но, судя по всему, его нет. Так что, с этой стороны ситуация прозрачная как никогда", - говорит политолог.
Отношения с Западом: выше потолка не прыгнешь
В то же время, отмечает Дракохруст, в последние месяцы улучшаются отношения Беларуси с Западом, в чем последний явно заинтересован."Остается, правда, проблема политзаключенных и проведения самих президентских выборов, но если на этих выборах не произойдет чего-то ужасного (крови, массового избиения граждан), Запад, вероятно, оценит их итоги примерно так, как избирательные кампании в Казахстане и Азербайджане: это, конечно, не Франция и не Польша, но на своем уровне они прошли более-менее. Думаю, после выборов вполне вероятно еще большее сближение и потепление отношений", - прогнозирует Дракохруст.
В свою очередь Денис Мельянцов отмечает: хотя отношения с ЕС улучшаются, есть "потолок, который очень четко определяется тем, что санкции против Беларуси по-прежнему действуют, а Минск не желает выполнять требования, которые ему выставляет Европа".
"Во-первых, освобождение политзаключенных. Это является самой главной преградой для нормализации отношений, что я рассматриваю как возвращение к нормальным соседским отношениям, - говорит аналитик. - Но пока преодолеть определенный потолок не представляется возможным. До выборов, скорее всего, белорусская сторона вряд ли пойдет на какие-то радикальные изменения: тут и оглядка на Россию, и оглядка на внутреннюю аудиторию, которая может по-разному воспринять эти уступки. То есть, отношения с ЕС, хотя и имеют позитивную динамику, но имеют и очень четкие границы".
При этом Мельянцов отдает должное белорусской дипломатии, которая, по его оценке, очень хорошо отработала на западном направлении. Аналитик, в частности, отметил действия по разрешению украинского кризиса.
"Можно даже сказать, что произошла монетизация этих действий - резко усилились и уровень, и частота контактов с ЕС. В последний год ЕС закрывает глаза на те проблемы во внутриполитической ситуации, которые раньше не пропускал. Очевидно, что стороны уходят от политизированных тем и занимаются более прагматичными экономическими вопросами", - говорит эксперт.
А вот на российском направлении достижения белорусской дипломатии гораздо скромнее. По словам Мельянцова, в условиях международной изоляции России значение Беларуси как политического и психологического союзника Москвы повышается.
"Соответственно, Россия не хотела бы, во-первых, из-за имиджа ЕАЭС как-то конфликтовать с Беларусью, Во-вторых, России важно показать, что в нее есть союзник, и этого союзника нужно поддерживать", - отметил Мельянцов.
Таким образом, по его мнению, было бы неправильно ставить в заслугу белорусской дипломатии достаточно ровные отношения с Кремлем.
Геополитика с оглядкой на Москву
На геополитические решения Минска влияет сильнейшая финансовая и экономическая зависимость от России. "Естественно, российско-белорусские отношения для Минска намного важнее, чем отношения с ЕС, - убежден Мельянцов. - Можно даже сказать, что отношения с Западом носят некий подчиненный характер: это такой инструмент лавирования и способ выживания, когда Беларусь пытается налаживать отношения с Западом, чтобы показать Москве, что на ней свет клином не сошелся. Но на самом деле зависимость от Москвы колоссальная. Беларусь, развивая свои отношения с США и ЕС, очень серьезно принимает во внимание, что подумают и скажут в России".
Например, есть мнение, что саммит Восточного партнерства в Риге был для Беларуси по сути безрезультатным, поскольку решения, которые могли быть на нем приняты (упрощение визового режима и диалог о модернизации), Минск постарался вынести за рамки саммита.
"Россия продекларировала, что саммит - антироссийский и, чтобы не нервировать партнера, Минск принял решение немножко притормозить свою активность", - предполагает Мельянцов.
В похожем ключе Юрий Дракохруст объясняет упорное нежелание белорусских властей освободить политзаключенных: "Россия к контактам Минска с Западом всегда относилась настороженно, а сейчас - тем более. Сердить Россию Минск не хочет, это просто опасно. Не исключаю, что политзаключенных не выпускают именно для того, чтобы немного притормозить процесс налаживания отношений с Западом".
Лавирование властей между Москвой и Брюсселем белорусы в целом поддерживают
Так или иначе, но сейчас белорусская дипломатия стоит перед серьезным вызовом: как сохранить хорошие отношения и с ЕС, и с Украиной, но при этом не испортить отношения с Россией.
"Особенно важно это в контексте выборов, когда нужно себя осторожно вести и во внешней, и во внутренней политике, потому что у нас все очень взаимосвязано", - подчеркивает Мельянцов.
Прогнозируя развитие отношений Беларуси с Западом, аналитик отмечает, что сегодня для ЕС вопросы безопасности являются большим приоритетом, чем вопросы прав человека и демократизации.
Разумеется, если вновь повторится сценарий Площади-2010 с массовым разгоном и избиением демонстрантов, ЕС не сможет закрыть на это глаза. Но если все обойдется традиционными нарушениями в ходе избирательной кампании, то тренд на активизацию отношений с Минском у Брюсселя сохранится, полагает Мельянцов.
В свою очередь Дракохруст обращает внимание на тот факт, что лавирование Минска между Москвой и Брюсселем находит поддержку у большинства населения Беларуси. Повторения украинской ситуации белорусы не хотят, поэтому такая балансирующая политика (и это показывают опросы) одобряется большей частью белорусского общества, подчеркивает политолог.