Мнение. Новый бренд Минска

Источник материала:  
12.02.2015 18:49 — Новости Политики
Артем Шрайбман, политический обозреватель TUT.BY
Вот и закончилось одно из самых значимых событий мировой политики, проходившее на белорусской земле. Вне зависимости от результативности встречи и судьбы подписанных документов, Минску повезло быть форумом для такого мероприятия, хоть проходит оно и не по самому радостному поводу.
 
Сразу оговорюсь, я скептично настроен в отношении мирного урегулирования в Украине сейчас, даже несмотря на подписанные сегодня документы. Уже первые заявления глав государств намекают нам на грядущие проблемы в толковании договоренностей: если Петр Порошенко заявил, что декларацию подписали все лидеры "нормандской четверки", и она носит обязательный характер, то Владимир Путин подчеркнул, что это был документ "неподписной", по сути, простое заявление.
 
Мир может быть достигнут в трех вариантах развития ситуации: (1) "приднестровизация" Донбасса (создание де-факто не контролируемого центральными властями региона), (2) его отторжение и дальнейшее присоединение к России или (3) путем досконального выполнения всех пунктов Минских соглашений. Первые два варианта не подходят для украинских властей, поскольку они оба означают признание своего поражения и крест на европейской интеграции на долгие годы, поскольку ЕС не берет в свой состав страны, имеющие неурегулированные территориальные конфликты. Собственно, с этой позиции и начинается совместная декларация четырех лидеров "нормандского квартета": три президента и канцлер подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Очевидно, по чьей инициативе этот пункт в декларацию внесли.
 
Последний вариант – полное и пошаговое выполнение Минских соглашений – сегодня не подходит России и сепаратистам, так как подразумевает установление контроля на российско-украинской границе, что ставит крест на снабжении самопровозглашенных республик оружием, боевой техникой и живой силой. Без военной подпитки развал шатких структур управления ДНР и ЛНР станет вопросом времени. Именно по этой причине в подписанном сегодня "Комплексе мер по выполнению минских соглашений" установление украинского контроля над границей с РФ, стало, очевидно с подачи России и сепаратистов, самым последним по очередности выполнения пунктом. И к тому же, его обусловили проведением Киевом конституционной реформы, которую всегда при желании можно назвать недостаточно учитывающей интересы Донбасса. А это по новым соглашениям автоматически сорвет установление контроля на российско-украинской границе.
 
Для России пока сложно согласиться на вариант постепенного "слива" ДНР и ЛНР, тех, кого российское телевидение вот уже почти год рисует героями и защитниками родины от фашистской хунты. Этот сценарий в принципе возможен в будущем, но для этого издержки России от продолжения конфликта (прежде всего, связанные с санкциями) должны стать куда более весомыми, чем сегодня. Пока, несмотря на начавшуюся рецессию и обвальную девальвацию, российское руководство кажется достаточно уверенным в правильности своего курса на конфронтацию с Западом.

Говоря проще, мир наступит либо когда Украина, измученная войной, откажется от Донбасса, либо если санкции и экономический кризис вынудят Россию прекратить поддержку сепаратистов. Пока ни одно из условий не наступило. На мой взгляд, многочисленные анонсированные в сегодняшних документах встречи контактной группы для согласования важнейших вопросов урегулирования, будут срываться и затягиваться именно по этой причине.

Но во всей этой истории есть еще один важный аспект – белорусский. В отечественном экспертном сообществе оценка роли Минска и последствий этой встречи для Беларуси разнится от "теперь мы восточноевропейская Женева" до "Лукашенко просто ключи от квартиры дал". По-моему, истина посередине.

Глупо отрицать те многочисленные имиджевые бонусы, которые несет Минску закрепление за ним статуса постоянной площадки для мирных переговоров по Украине. Если раньше на Западе о Беларуси либо не знали, либо единственное, что знали – "последняя диктатура Европы", то теперь наша страна звучит во всех сводках большинства СМИ мира, как место, куда главные люди континента едут решать одну из его главных проблем. Из изгоя в центр региональной дипломатии меньше чем за год – неплохой результат.

Александр Лукашенко это прекрасно осознает. Не зря на последней пресс-конференции он стал защищать минский формат и, пожалуй, впервые открыто выступил против переноса переговоров в другое место. Беседуя с Франсуа Олландом, вручая букет цветов Ангеле Меркель, белорусский президент и сам расцветал. Он чувствовал себя (и не то чтобы совсем без оснований) на вершине своей дипломатической, а, возможно, и президентской карьеры.
 

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Роль Минска как площадки для переговоров в определенном смысле – предохранитель и в отношениях с Россией. В любой другой ситуации, белорусской власти могло бы неплохо достаться от ее российских коллег за особую позицию по Украине, отказ от поддержки многих инициатив Москвы на этом направлении и подчеркнуто теплые отношения с новым украинским руководство. Да и вообще, не пристало военно-политическому союзнику России прочно держать нейтралитет в военно-политическом конфликте России с третьим государством. А когда эта особая позиция – необходимое условие, чтобы быть площадкой для переговоров, которая нужна абсолютно всем, в том числе, и Москве, очень легко оправдать свой нейтралитет в ее глазах.
 
Однозначно позитивно оценят миротворческие усилия белорусской власти ее избиратели. Особенно, если благодаря минским переговорам кровь перестанет литься так интенсивно, как сейчас. Не стоит сомневаться, официальные СМИ приложат все усилия, чтобы навести народ на нужную мысль о том, чья это заслуга.
 
Сложнее обстоит дело с влиянием этих переговоров на отношения Беларуси с Западом. Безусловно, европейцы благодарны Минску за предоставление удобной и гостеприимной площадки для важных встреч. Эта благодарность накладывается на благоприятный фон прагматизации и, как следствие, определенного потепления отношений.
 
Но если посмотреть на последние исследования и публикации о Беларуси на Западе, а также заявления некоторых европейских и американских чиновников, более важную роль играет не миротворчество Минска, а его неожиданно нейтральная, отличная от Москвы позиция по Украине. Беларусь начинают воспринимать как более рационального и надежного игрока, чем Россию. А когда задаешь западным дипломатам простой вопрос: стоит ли ожидать улучшения белорусско-европейских отношений из-за появления минской площадки по украинским переговорам? – они обычно удивленно смотрят на тебя, искренне не понимая связи между этими процессами. Все-таки, Минск – не более чем удобная площадка в рамках данных переговоров, а не их участник, посредник или медиатор.
 
Проблема с "бонусами" от миротворчества в украинском конфликте в том, что большинство из них – краткосрочные. Никуда не исчезают глубинные проблемы в отношениях Беларуси с ЕС или с Россией, и белорусской власти со своим электоратом.
 
Беларусь и Запад (в общем смысле слова), как и раньше, очень по-разному смотрят на проблемы прав человека, роли государства в экономике, ответственности власти перед обществом. Эти коренные разногласия накладываются на кризис региональной безопасности, сильно отпугнувший ЕС от резких шагов в Восточной Европе. В итоге, Евросоюз (а США и подавно) оказываются просто не заинтересованными в серьезном политическом сближении с Минском. А последний не готов выполнять необходимые для этого условия. В итоге, в отношениях есть потолок, который сложно пробить даже миротворческими усилиями в Украине. Беларусь и Запад все еще говорят на разных языках.
 
Проблемы в отношениях с собственным народом, потеря его поддержки скорее есть результат неэффективной, порождающей регулярные кризисы экономики. Украинская война, попытки примирить стороны действуют как временное обезболивающее, но потом худеющие кошельки снова напоминают о себе. Последние опросы – лучшее доказательство этому.
 
Ну а что касается отношений с Россией, тут имеет место хроническая проблема – коренное несовпадение интересов. Россию интересует плавное закрепление Беларуси в своей орбите без особых расходов, особенно в кризис. Нам же нужна экономическая подушка безопасности, то есть, проще говоря – деньги, но без наездов на нашу самостоятельность. Этот диссонанс порождает торговые, информационные и политические конфликты между союзниками уже полтора десятка лет и будет порождать их и дальше, пока подходы к формату дружбы серьезно не изменятся. И здесь также локальное совпадение интересов по поводу площадки для переговоров будет актуально ровно столько, сколько эта площадка будет нужна. А потом вернется привычная атмосфера периодических молочных, газовых, нефтяных, продовольственных, информационных, калийных и других войн с нежными братскими объятиями по их завершении. И потом все сначала…
 
Таким образом, минское миротворчество не нужно ни переоценивать, ни недооценивать. Это важное имиджевое завоевание, дипломатический успех, результат правильно выбранной тактики поведения в российско-украинском конфликте. Но это не значит, что теперь Беларусь перевернула страницу в истории своих отношений с соседями, обнулив все прошлые обиды. Не нужно обольщаться и надеяться, что имидж доброго уголка стабильности и мира останется с нами надолго.
 
Мнение авторов может не отражать точку зрения редакции TUT.BY
←В Белграде прошли белорусско-сербские межмидовские консультации в рамках ОБСЕ

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика