Виктор Христенко: «Функционирование единого рынка услуг – одна из важнейших составляющих успеха ЕЭК»
3 декабря в Москве в рамках четвертого заседания Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества рассмотрены вопросы формирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) единого рынка услуг и дальнейшей либерализации отношений в этой сфере.
В заседании приняли участие представители ЕЭК, министерств и ведомств Беларуси, Казахстана и России, бизнес-сообщества стран Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), сказано в пресс-релизе ЕЭК.
Открывая заседание, Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко отметил, что формирование единого рынка услуг в Евразийском экономическом союзе важно по целому ряду причин: «Во-первых, услуги уже составляют больше половины ВВП ТС, при этом объем будет в дальнейшем расти. Во-вторых, сектор услуг охватывает значительное число отраслей экономики – от строительства и торговли до аудита или путешествий. В-третьих, Договор о ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2015 года, впервые устанавливает правовые основы единого рынка услуг в рамках конкретных обязательств государств Союза по его формированию», - подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК. При этом Договором предусмотрен диверсифицированный подход к различным секторам услуг. По части секторов полная либерализация наступает с момента запуска Союза. По другим введены различные переходные периоды, отметил Виктор Христенко.
Выступивший на заседании с основным докладом Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов подчеркнул, что введение единого рынка услуг осуществляется исходя из логики развития интеграции на евразийском пространстве, назревших потребностей бизнеса и в соответствии с Договором о ЕАЭС. Министр ЕЭК заявил, что было принято решение существенно либерализовать действующее до конца текущего года Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-членах ТС и ЕЭП, поскольку в нем недостаточно детально, амбициозно прописаны подходы к формированию единого рынка услуг. Сейчас, в рамках ЕЭП, по словам Министра, максимально достижимая для поставщиков услуг степень свободы – национальный режим, неприменение количественных и инвестиционных ограничений, а также возможность использования ограниченного числа способов поставок услуг по сравнению с тем, что предлагает названный Договор. «С 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами-членами Союза, начнет функционировать единый рынок услуг, национальный режим заложен как база. Это значит, что государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит наш интеграционный проект», – подчеркнул Тимур Сулейменов.
Тимур Сулейменов отметил, что в Договоре о ЕАЭС буквально и предметно определено понятие единого рынка услуг, основными составляющими которого являются:
- поставка и получение услуг без ограничений, изъятий и дополнительных требований, за исключением отдельных случаев;
- освобождение поставщика услуг от повторного учреждения в форме юридического лица;
- возможность оказания услуг, выполнения работ на основании разрешения на поставку услуг, полученного поставщиком услуг на территории государства-члена, где зарегистрирован услугодатель;
- признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.
Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. На основании Договора решением Высшего Евразийского экономического совета будут утверждены списки секторов услуг, в которых начнет функционировать единый рынок с 1 января 2015 года и через переходный период. В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в первый список могут быть включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур и др.) и во второй список – более 16 секторов услуг (рекламные услуги, услуги по техническим испытаниям и анализам, услуги в области аудита и др.). Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению.
Важной новеллой Договора, как сказал Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК, является урегулирование вопроса, связанного с потребителями услуг: «На данный момент потребители услуг не имеют гарантию полноценного национального режима, то есть наши государства, субъекты хозяйствования-услугодатели вольны отдавать предпочтение своим национальным потребителям. Это выражается как в ценах, тарифах на услуги, так и в требуемой документации, порядке предоставления таких услуг. В этой связи внедрение национального режима для получателей услуг видится одной из ключевых новелл не только раздела об услугах, но и в целом Договора о ЕАЭС».
Активное участие в обсуждении темы заседания приняли представители бизнес-сообщества стран ТС и ЕЭП. С докладами выступили председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Беларуси Анатолий Харлап, генеральный директор белорусской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Александр Соловцев, директор представительства в ЕЭК Национальной палаты предпринимателей Казахстана Нурболат Сукуров, генеральный директор белорусской научно-технологической ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько, председатель белорусской Ассоциации таможенных представителей Андрей Гайшун.
Подводя итоги заседания Консультативного совета, Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко подчеркнул значимость мероприятия с точки зрения выстраивания дальнейшего диалога ЕЭК и бизнес-сообщества стран создаваемого Евразийского экономического союза. С учетом поступивших в ходе заседания предложений он заявил о необходимости совершенствования инструментов и формата взаимодействия. В частности, приглашать на Консультативный совет представителей национальных Правительств, отвечающих за обсуждаемые вопросы; повышать эффективность «обратной связи» по реализации предложений бизнеса, рассмотренных на предыдущих заседаниях.
Справка
Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества был создан Решением Коллегии ЕЭК от 4 декабря 2012 года. В Меморандуме о взаимодействии между ЕЭК и Белорусско-Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом от 15 июня 2012 г. отмечается, что ЕЭК приветствует расширение участия деловых кругов в интеграционных процессах и будет учитывать их мнение при формировании Евразийского экономического союза. Консультативный совет функционирует на основе следующих принципов:
- формирование единой консолидированной позиции Бизнес-диалога;
- открытость Бизнес-диалога для присоединения к нему любого общенационального или отраслевого предпринимательского объединения Беларуси, Казахстана, России;
- прозрачность во взаимодействии Бизнес-диалога и Комиссии.
На Белорусско-Казахстанско-Российский Бизнес-диалог возложена функция представлять интересы белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества. В Консультативный совет входят представители крупного бизнеса трех стран-членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), а также малого и среднего предпринимательства. Организована работа по формированию предложений со стороны национальных бизнес-сообществ о включении представителей трех стран по основным направлениям деятельности ЕЭК в Консультативные комитеты Евразийской экономической комиссии на постоянной основе в качестве независимых экспертов. Кроме того, членами Совета являются члены Коллегии ЕЭК, страновые координаторы, определенные Бизнес-диалогом для постоянного взаимодействия из числа членов Консультативного совета от каждого государства-члена ТС и ЕЭП, представители Бизнес-диалога по соответствующим направлениям взаимодействия. В Совет входят представители национальных бизнес-ассоциаций и отраслевых предпринимательских объединений, а также научного сообщества.
На этой площадке ведется работа по системным и стратегическим вопросам функционирования ТС и ЕЭП, рассматриваются предложения бизнес-сообщества, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП, вопросы, касающиеся организации и проведения форумов представителей деловых кругов Беларуси, Казахстана и России.
Консультативный совет в рамках взаимодействия Сторон осуществляет деятельность по таким направлениям, как развитие интеграции и макроэкономика, развитие предпринимательской деятельности, финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг), промышленность, агропромышленный комплекс, взаимная и внешняя торговля, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование, энергетика и естественные монополии, транспорт и инфраструктура, развитие конкуренции и антимонопольное регулирование, охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг.
Планы либерализации в сфере услуг в рамках формирования единого рынка услуг могут предусматривать для отдельных государств-членов более поздние сроки либерализации отдельных секторов услуг, что не является препятствием для других стран-членов к созданию единого рынка в таких секторах услуг на условиях взаимности. Данная норма предусматривает «разноскоростную» либерализацию, предполагающую реализацию правил единого рынка по отдельным секторам услуг между отдельными странами-членами Союза с определенной даты. При этом государство-член, не принявшее данные обязательства, может осуществлять реализацию правил единого рынка в иные сроки.
В секторах услуг, где не функционирует единый рынок услуг, поставщикам и получателям услуг предоставляются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, а также не применяются количественные и инвестиционные ограничения.