Вариант Статкевича оппозиция прокатила. Что взамен?
Идея выдвинуть символическим единым кандидатом на президентских выборах 2015 года отбывающего тюремный срок Николая Статкевича по-новому расколола политизированную белорусскую публику.
Одни говорят: это единственный нравственный вариант в условиях, когда выборов де-факто нет. Другие возражают: мол, это попытка спрятаться от вызовов, на которые у оппозиции нет сильного ответа.
Личный враг Лукашенко встретит выборы-2015 в тюрьме?
Социал-демократ Статкевич, имеющий давнюю репутацию уличного бойца оппозиции, отбывает шестилетний срок в могилевской тюрьме по обвинению в организации массовых беспорядков после того, как сходил в качестве соперника Александра Лукашенко на предыдущие выборы и стал одним из заводил Площади 19 декабря 2010 года.
Все прекрасно понимают, что личный враг президента вряд ли будет выпущен досрочно, а если и да, то с непогашенной судимостью все равно шансов на регистрацию инициативной группы не имеет. Что уже и проговорила глава Центризбиркома Лидия Ермошина.
На этот случай лидер «Говори правду» Владимир Некляев предлагает избрать кандидата-дублера. То есть де-факто оппозиция все равно упирается в проблему «первого среди равных» из числа гуляющих на свободе лидеров.
А здесь уже схлестываются амбиции, если говорить о крупных фигурах, того же Некляева, председателя движения «За Свободу» Александра Милинкевича и главы Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько. Плюс ворох потенциальных кандидатов более мелкого калибра.
На сегодня проведение Конгресса демократических сил, на котором предполагается избрать единого, под вопросом. Ломают копья вокруг механизма избрания делегатов. «Говори правду» лоббирует идею выдвигать их не только на региональных собраниях, но и через сбор подписей. На что структуры, у которых нет таких ресурсов и сети активистов-сборщиков, реагируют кисло.
В целом же, по мнению экспертов, к разобщенности ведет неверие оппозиционеров в то, что на выборах-2015 у них есть реальный шанс побороться за власть.
Ради решающего удара можно было бы и поступиться амбициями, корпоративными интересами. Но когда кажется, что против лома нет приема, верхушки отдельных структур и кандидаты-«самозванцы» думают: не догоню, так хоть согреюсь. Своя игра в кампании дает надежду на относительную раскрутку имени, получение ресурсов (пусть скудных, но на безрыбье и рак рыба).
С этой точки зрения становиться дублером Статкевича (а еще станешь ли?) — значит априори понижать свой потолок. Есть у ряда лидеров и другие соображения против — вплоть до личного отношения к персоне.
Уже диссиденты или еще политики?
«Если рассматривать оппозицию как совокупность правозащитников, то выдвижение Статкевича — это логично, нравственно; оно актуализирует проблему политзаключенных», — отметил в комментарии для Naviny.by аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов.
Многие обозреватели считают, что так называемая титульная оппозиция, старательно перемолотая режимом, и впрямь перестала быть реальной политической силой, превратилась в узкий слой диссидентов. Но сами оппозиционеры, как видим, опускаться (или подниматься?) на такой уровень не хотят.
И если все же рассматривать выборы как поле реальной борьбы, то вариант с выдвижением Статкевича имеет изрядные минусы, полагают аналитики. Ведь предполагается, что дублер, проведя агитационную кампанию, красиво снимется перед досрочным голосованием.
«Фактически это сценарий бойкота, и потому здесь можно говорить об изъянах бойкота в белорусских условиях», — заявил в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. Если коротко, то этот сценарий демобилизует и активистов, и электорат, считает политолог, «лишает белорусское общество реальной альтернативы».
Вопрос политзаключенных может сработать на сплочение оппозиционного гетто, но вряд ли так уж взволнует обывателя, отмечают в кулуарах политики, считающие, что надо выходить на выборы с программой, дающей ответы на вопросы широких слоев электората. Обыватель же хочет знать, что соперники Лукашенко могут сделать лучше Лукашенко в плане обеспечения его, обывательского, комфорта, безопасности и благосостояния.
Но и эту позитивную программу разные силы видят по-разному. Коалиция «Народный референдум» («Говори правду», «За Свободу» и другие), естественно, предлагает положить в основу одноименную инициативу. У «Талакі», в которой первую скрипку играет Лебедько, на первом плане — требование свободных выборов, без которых-де не будет ничего.
Но как заставить власть пойти на свободные выборы, когда оппозиция слаба, а Запад под влиянием украинских событий почти прекратил давить на Лукашенко (да и когда давил, ничего не добился)?
При этом и хождение в народ под маркой «Народного референдума» кажется критикам имитацией. Возможности работы с массой жестко ограничены, украинский фактор поднял рейтинг доверия к действующему президенту (по данным НИСЭПИ, до 53,5% в сентябре), усилил запрос на сильную руку.
Впрочем, и запрос на перемены, реформы остается значительным, но все меньшая доля белорусов готова доверить их реализацию политических противникам режима.
Согласно сентябрьскому опросу НИСЭПИ, лишь 14,1% респондентов доверяют оппозиционным партиям (63,3% не доверяют), только 21,1% думают, что белорусская оппозиция понимает проблемы и заботы таких людей, как они, а почти 60% придерживаются противоположного мнения.
Моральный авторитет политических противников Лукашенко низок в том числе и по причинам, связанным с обстоятельствами разгрома Площади-2010. Распространено мнение: лидеры повели народ на протест, не скоординировав усилия, не имея четкого плана, и в итоге лишь подставили людей.
Конечно, до выборов многое может измениться. Но если не случится форс-мажора, Лукашенко их выигрывает почти без вариантов, отмечают аналитики. Поэтому реальной программой для оппозиции может быть расширение влияния в массах, продвижение своего альтернативного видения пути развития Беларуси.
«Хождение в народ» — это шаги в правильном направлении», — считает Мельянцов. Через усиление своего влияния, популярности за счет такой черновой работы оппозиция, по мнению эксперта, может постепенно создавать условия для свободных выборов.
Заколдованный круг: выборов нет, Площадь страшит
Тем временем заслуживающие доверия источники сообщили Naviny.by, что на недавнем закрытом заседании оппозиционная семерка вариант с выдвижением Статкевича прокатила. За него высказались только «Говори правду» и БХД (которая своего кандидата выдвигать не собирается).
К этому варианту теперь могут обратиться лишь в качестве жеста отчаяния перед самой компанией.
Наиболее же вероятным представляется экспертам расклад, когда в качестве соперников Лукашенко попытаются выдвинуться несколько фигур, например Некляев или Милинкевич от «Народного референдума», Лебедько от «Талакі» и кто-то под флагом «третьей силы» (здесь гипотетически называют уже «засветившихся» в разное время Елену Анисим, Валерия Фролова, Александра Ярошука, допускают появление некой новой фигуры).
Такая раздробленность распылит скудные ресурсы и электорат оппозиции, облегчит задачу Лукашенко, который сейчас и так на коне.
При этом единый кандидат — не панацея, подчеркивает Карбалевич. Нужна триада, убежден он: сильная программа, сильная организация, сильная личность.
Но так или иначе встает вопрос об инструментарии перемен. Даже если представить себе, что оппозиция превзошла себя и сплотилась, резко расширила влияние на массы, правящая верхушка не отдаст власть без боя. А боя народ, насмотревшись на Украину, не хочет.
«Как принудить власть не фальсифицировать выборы — это вопрос, на который сегодня нет ответа ни у оппозиции, ни, видимо, вообще. В этом — драма белорусской ситуации», — говорит Карбалевич.
Не согласные с политикой режима считают эту ситуацию историческим прозябанием, потерей времени и шансов на развитие. Но несогласные в меньшинстве, хотя и довольно значительном. Их борьба дискредитирована по разным причинам (в частности, висит «проклятие Майдана»). Власть создает ситуацию безальтернативности, фатализма. А к тому же и держит в руках дубинку.
Оппонентов власти можно храбро критиковать за многое. Но если они окончательно сложат лапки, то прозябание Беларуси может стать действительно беспросветным и гибельным для нее.
Александр КЛАСКОВСКИЙ