Лукашенко: Вы меня не напрягайте по Крыму, не надо меня долбать, как по Абхазии
Минск, 17 октября. "Вы меня не очень напрягайте по Крыму. Не надо меня долбать, как по Абхазии, притом впустую абсолютно", — заявил Александра Лукашенко 17 октября, отвечая на вопрос одного из российских журналистов, будет ли он определяться по Крыму де-юре.
Задавая вопрос, журналист отметил, что позицию Лукашенко по Украине и его посредническую роль в России поддерживают. "Лучше иметь такого посредника, чем таких, как Баррозу или Обама", — сказал представитель СМИ.
"Вы сами ответили на этот вопрос, отметив, что вам, россиянам, такой посредник нужен, — заявил в ответ Лукашенко. — Поэтому вы меня не очень напрягайте по Крыму. И будет этот посредник сохранен как можно дольше. Не надо меня долбать, как по Абхазии, притом впустую абсолютно. Вот, Лукашенко Абхазию не поддержал! Я уже и так, и сяк объяснял (может это как-то прольет свет на ситуацию в Крыму): ну признаем мы Абхазию или не признаем, ничего не изменится. И Багапш, который был тогда президентом (мы очень тесно с ним сотрудничали: во время моих поездок в Красную поляну, а я там каждый год бываю, он всегда приезжал ко мне). Мы вели переговоры, мы торговали с ним. У него были тяжелые времена, когда я ему трактора возил туда. Это не мешало нам сотрудничать. Он мне говорил: ну какая разница, признаете вы нас или не признаете, вы же только сами себе проблемы создадите — и с Западом, и с другими, проблемы выше крыше. Не надо вам связываться с этим признанием, не признанием. То же самое и по Осетии. Встречались, торговали. И Запад об этом знал".
Лукашенко рассказал, как вел переговоры о возможных последствиях признания Беларусью Абхазии и Южной Осетии в связи с угрозой западных санкций на этот шаг страны с Дмитрием Медведевым (на тот момент - президентом РФ) и Хавьером Соланой (тогда - верховным комиссаром ЕС по вопросам единой внешней политики и безопасности). Он подчеркнул, что Москва тогда отказалась "подставить плечо" Беларуси в случае признания Минском независимости Абхазии и Южной Осетии и возможных последующих санкций со стороны Запада.
Лукашенко убежден, что в случае признания Абхазии и Южной Осетии, Запад бы ввел против Беларуси "санкции в квадрате". "Кстати, они приняли ряд санкций против нас. Мы уже были под санкциями, — напомнил он. — Мы знали, что это такое. Мы принесли список. Россияне оказались не способными нас поддержать в этой ситуации, потому что явный был бы выпад против Запада — поддержка Беларуси. Россия не хотела идти на конфликт с Западом из-за Беларуси".
"Что касается Крыма. Когда это там случилось, мы туда присылали целую делегацию. Я говорю: ребята, вы на меня не обижайтесь. Я не собираюсь там что-то делать вопреки вашей политике, российской, я просто вижу, что там происходит". Лукашенко рассказал, что отец нынешнего главы Крыма Сергея Аксенова написал ему письмо и попросил помощи: "У нас нечем обрабатывать землю". "Я колебался, колебался. Ладно, не чужие люди – посылаю туда на правительственном уровне делегацию, чтобы на месте изучить. Аховая ситуация. Говорю: конечно, надо помогать им". При этом он заявил журналистам, что "отдельные руководители" в России "боятся вообще Крым произносить". "У многих там деньги на Западе, собственность, и так далее. Они боятся вообще поставлять необходимое в Крым. А я поехал на правительственном уровне. Что важнее? Болтовня или конкретные дела?!. Я из этого исхожу. Видимо, вы правы. Когда –то вопрос станет. Мы определимся", — заявил Лукашенко
Он также добавил: "В ходе переговоров с Путиным я высказал свою позицию, как там надо было действовать, что бы я сделал там. Но сегодня я об этом сказать не могу".
Андрей Середа, БелаПАН.