В сценариях будущего Беларуси много темных красок
Будущее Беларуси не фатально, но шансы оптимистичных сценариев не слишком высоки. Такой взгляд на возможные варианты развития событий в ближайшие 15 лет представил «Либеральный клуб» в презентованной недавно в Минске книге «Молодые эксперты о будущем Беларуси».
По мнению авторов, с каждым годом проблемы страны будут нарастать. Уже сейчас сформировался целый ряд принципиальных вызовов. В частности, это и усиление экономической и политической зависимости от России, и особенно актуальная на фоне украинских событий проблема баланса между Востоком и Западом, и консервация общественных ценностей.
Ряд авторов в своих прогнозах упоминали российский фактор как один из основополагающих в плане влияния на будущее страны. Действительно, на сегодняшний день зависимость белорусской экономики от Москвы достигла колоссальных масштабов.
По итогам 2013 года на Россию приходилось 45,3% белорусского экспорта и 53,2% импорта. Энергетические субсидии, которые Кремль предоставил Минску в 2012 году, достигли 16% ВВП Беларуси. Не стоит забывать, что значительный объем белорусского экспорта составляют нефтепродукты, производимые из российского сырья.
Стремясь исполнить свои обещания относительно повышения заработной платы и реализовать планы роста экономики, белорусское руководство старается получить все более значительную поддержку со стороны России, при этом идя на определенные экономические и политические уступки Кремлю.
Представляется, что как минимум до начала следующего десятилетия зависимость от Кремля будет только усиливаться. Причинами этому станут нежелание белорусских властей идти на реформы и деградация основных отраслей экономики.
При этом не стоит забывать и о состоянии российской экономики. «Если начавшиеся в последнее время тенденции по снижению экономического роста, подкрепленные санкциями Запада, продолжатся, — отмечает в книге политолог Евгений Прейгерман, — это может иметь серьезные последствия и для Беларуси».
Речь идет не столько о вероятном уменьшении субсидий и кредитов от России (они являются единственным интеграционным ресурсом Кремля, поэтому будут поступать даже в очень тяжелые для Москвы времена), сколько о снижении покупательной способности на российском рынке, куда традиционно идет подавляющая часть не связанного с природными ресурсами экспорта Беларуси.
В более долгосрочной перспективе, по мнению авторов книги, в зависимости от ряда факторов возможна реализация нескольких сценариев.
Так, в случае усугубления кризисных явлений в российской экономике, но сохранения высоких цен на энергоресурсы Россия не сможет превратить Евразийский экономический союз в полноценный интеграционный формат, и отношения между странами будут оставаться, по сути, в сегодняшнем состоянии.
В этом случае Беларусь сохранит зависимость от российских субсидий, кредитов и рынков, однако будет вынуждена медленно интернационализироваться для хотя бы эпизодической модернизации, которая не может прийти со стороны России.
При таком сценарии вероятно, что белорусские власти вынуждены будут отказаться от прежней социальной политики и значительно сократить госрасходы. В результате Беларусь утратит шарм социально ориентированного государства, возможно появление отечественного олигархата.
Что же касается экономических реформ, то при существующей системе управления государством любые реформистские начинания обречены на провал. Даже если у нынешнего белорусского руководства сформируется четкое намерение повторить экономическое чудо Китая или Сингапура, скорее всего, попытки не увенчаются успехом, полагает экономист Антон Болточко.
Для того чтобы хоть частично повторить успех этих стран, необходимо изменить основы, на которых строится белорусское государство. Маловероятно, что власти смогут решиться на такой шаг, ведь он повышает риски и угрозы для политической стабильности.
Перспективы страны усугубляются также и спецификой сложившейся системы общественных ценностей и интересов. С приходом к власти Александра Лукашенко была реализована очень своеобразная система поощрения иждивенческих настроений, что привело фактически к созданию примитивного общества потребления.
Развитие предпринимательства и собственной инициативы было не на руку властям, так как это снижало зависимость части общества от государства, а то и вовсе могло привести к появлению олигархов, способных вести собственную политику, что было недопустимо для режима.
В итоге политика властей позволила направить активность общества сугубо на реализацию потребительских интересов, возведенных в культ (автомобили, недвижимость и т.д.), что, в свою очередь, снизило интерес к участию в политической жизни.
Однако, проводя такую политику, власти забыли об обратном эффекте. С одной стороны, поощрение иждивенческих настроений усиливает поддержку властей: не будет нынешней политической системы — не будет и распределяемых ею благ. С другой стороны, такая политика порождает рост социальных требований к государству и нежелание терпеть негативные последствия любых, даже мелких преобразований.
В будущем эти факторы наряду с отсутствием реформистских настроений в обществе станут создавать дополнительные проблемы в процессе трансформации.
Таким образом, множество факторов как во внешней, так и во внутренней политике Беларуси не будут способствовать реализации оптимистических сценариев ее развития. Скорее наоборот. Однако жизнь не стоит на месте, и предпосылки для будущего меняются каждый день.
Политический расклад в регионе Центральной и Восточной Европы, в том числе под влиянием украинского кризиса, может сильно поменяться уже в ближайшие годы. Что, соответственно, изменит основания для прогнозов.
Никита БЕЛЯЕВ