Эксперты о прекращении огня на Донбассе: Слаженные действия сторон или казачья вольница?

Источник материала:  
21.09.2014 01:41 — Новости Политики

В пятницу на очередном заседании контактной группы по урегулированию ситуации в Украине стороны договорились об общем прекращении применения оружия, отводе тяжелого вооружения на 15 километров от зоны соприкосновения войск, а также о выводе с территории страны иностранных вооруженных формирований. Соблюдалась ли сторонами договоренность о прекращении огня двухнедельной давности и есть ли шанс на соблюдение новых положений "минского меморандума", мы спросили у белорусского, украинского и российского экспертов.

Военный эксперт Александр Алесин в комментарии TUT.BY отметил, что прошлое соглашение о прекращении огня не соблюдалось.



 На момент его принятия и части украинской армии, и силы сепаратистов напоминали слоеный пирог. Один населенный пункт занимала одна сторона, соседний – другая, оказываясь за спиной у противника. Также прекращения огня не произошло из-за наличия котлов, в которые попали украинские военные.

А поскольку, по словам эксперта, в соглашении не был прописан порядок вывода военных из котлов, каждый его трактовал по-своему. Сепаратисты, по мнению Алесина, рассчитывали, что украинские солдаты сдадут оружие и уйдут, но многие воинские подразделения Украины прорывались из котлов с боем.

 К тому же, не была определена точная линия боевого соприкосновения, которая, по-хорошему, должна быть отмечена на карте. И эту линию начали выравнивать полевые командиры на свой страх и риск, что привело к постоянной стрельбе. Все, что не прописано в меморандуме, – выливается в такие последствия.

Во вчерашнем меморандуме не только продублировано прекращение огня, но и закреплен отвод тяжелого вооружения на расстояние 15 километров от каждой стороны. Алесин полагает, если и на этот раз стороны не обозначат конкретную линию фронта, то и это соглашение не будет выполняться.

 Чтобы выполнялся новый меморандум, нужно принять взаимное решение, кто куда уходит, чтобы не оказываться друг у друга за спиной. А только после этого фиксировать на карте линию соприкосновения. В таком случае станет возможен и контроль за выполнением соглашения со стороны ОБСЕ. А пока нет эталона – что контролировать?

Алесин надеется, что линию определят, ведь в этом, по его словам, заинтересованы все стороны, кроме сепаратистов. Он объясняет, что, завладев дополнительным вооружением, сепаратисты хотели бы "забрать еще километров 50 территории".

 Они и сейчас выступают с требованиями, чтобы украинская армия покинула всю территорию Донецкой и Луганской областей.

Также, по мнению Алесина, тормозом в выполнении минского меморандума может стать отсутствие единого центра командования как с одной, так и с другой стороны. Он говорит, что, например, украинские силы состоят из структур, подчиненных совсем разным центрам.

- Армия подчинена Минобороны, Нацгваридия – МВД, спецназ СБУ – Службе безопасности и так далее. Соответственно, в условиях, когда штаб АТО не может приказывать министрам, он не может быть дееспособен.

Такая разрозненность плюс наличие добровольческих батальонов, которые финансируются разными политическими силами, способствует тому, что украинская сторона не всегда сможет выполнять соглашение о прекращении огня. Алесин говорит, что эти батальоны будут соблюдать соглашение, если на украинских политических вождей повлияют Европа и США. Он полагает, что повлияют, и скоро. С сепаратистами же дело обстоит хуже.

 Когда в руки попадает оружие и создается такой партизанский отряд, то каждый полевой командир хочет получить максимум полномочий и не подчиняться другим. Он вообще юридически никому ничего не должен и подчиняется только своему революционному сознанию. Эти отряды действуют достаточно разрозненно, и их объединяет только ненависть к противнику.

Алесин считает, что такие отряды полностью начнут соблюдать соглашение о прекращении огня лишь тогда, когда им не будет хватать ресурсов. Эксперт считает, что это настанет скоро, так как Россия перестанет снабжать сепаратистов, чтобы окончательно не поссориться с мировым сообществом.

 России сейчас выгоден статус-кво. Она получила, что хотела в виде Крыма и нестабильного Донбасса, с которым Украину не возьмут в НАТО. А сам Донбасс с устаревшей, к тому же, разрушенной инфраструктурой ей не нужен. Российские эксперты говорят: "Зачем нам реанимировать труп?"

Еще одним пунктом меморандума 19 сентября значится выведение иностранных вооруженных формирований с территории Украины. Александр Алесин отмечает, что иностранцы воюют на обеих сторонах. Он считает, что тех, кого можно выявить по цвету кожи и языку, вывести могут.

 А тех россиян, которые подстроились под украинцев Донбасса, выявить будет сложно. Тем более, они считают себя волонтерами. А международное право разделяет понятия "волонтер" и "наемник".

Глава Центра прикладных политических исследований "Пента" (Киев) Владимир Фесенко в комментарии TUT.BY также заявил, что соглашение о прекращении огня не соблюдалось и до этого. По его словам, украинская сторона насчитала за две недели примерно 400 нарушений со стороны сепаратистов.


Фото с сайта www.thekievtimes.ua

 Сепаратисты и российские войска проводили даже активные боевые действия, такие как штурм донецкого аэропорта, чтобы расширить зону своего контроля. За две недели погибло около десятка военнослужащих и мирных жителей. Но общая интенсивность боев снизилась.

Фесенко говорит, что локальные нарушения прекращения огня были и со стороны украинских сил. Он отмечает, что некоторые представители добровольческих батальонов без энтузиазма воспринимали перемирие. Но, подчеркивает эксперт, попытки наступательных действий были только со стороны сепаратистов.

 Сепаратисты под Дебальцево взяли украинские силы в кольцо, происходят обстрелы Мариуполя – и это уже элементы наступательных действий и попытки выровнять свою линию обороны.

В таких условиях, по словам Фесенко, отвести тяжелое вооружение на 15 километров с каждой стороны будет тяжело. Он говорит, что без четкого механизма отвода войск и регламентации контроля ОБСЕ сделать это будет еще сложнее.

 Чтобы соглашение работало, нужно провести линию разграничения, которой пока нет. И даже при наличии такой линии и отвода войск на 15 километров от нее, мы не застрахованы от того, что демилитаризованную зону не будут заезжать "Грады" с территории России, производить обстрелы и уезжать обратно. Такие факты были зафиксированы ранее, поэтому за этим должен быть налажен контроль с помощью беспилотников ОБСЕ.

Фесенко также отмечает, что контроль ОБСЕ не будет эффективным при наличии, как и раньше, только 10 человек с их стороны. Кроме того, говорит эксперт, соглашение не будет выполняться без прописанных мер за его нарушения.

- Пока системы реагирования на нарушения нет, остаются большие сомнения, что режим прекращения огня будет работать. Попытка будет, но соглашение по-прежнему будет выполняться с нарушениями.

Владимир Фесенко считает, что на территории Украины находятся регулярные части российской армии с тяжелым вооружением, которые могут прекратить огонь при наличии приказа, ведь они управляются централизованно.

Интересуемся, как тогда быть с не слишком управляемыми отрядами сепаратистов.

 Когда нужно, они как миленькие выполняют приказ. Проблемы быть могут, но было бы желание.

Со стороны же украинских добровольческих батальонов, по словам эксперта, с выполнением режима прекращения огня особых проблем нет, и не будет. Они, отмечает Фесенко, подчиняются Минобороны и МВД и не являются партизанскими отрядами. Координация между ведомствами и штабом АТО, по убеждению эксперта, присутствует.

- При проведении боевых действий, к сожалению, это работает не всегда, а вот в вопросе прекращения огня координация ведомств со штабом функционирует хорошо.

Владимир может предположить, что наемники воюют и на одной, и на другой стороне. Их, по его словам, вычислить сложнее, поэтому на первое место эксперт ставит вопрос вывода из Украины иностранных вооруженных сил. Он напоминает, что это было зафиксировано и в минском протоколе от 5 сентября.

 То, что на территории Украины воюет российская армия, подтверждено и Советом Европы, и Европарламентом, и НАТО. И эти формирования должны быть выведены в первую очередь. Но я скептически смотрю на эту возможность, ведь Россия отрицает нахождение своих войск в Украине. И если эта игра продолжится, минские соглашения себя дискредитируют. И так их критикуют в Украине.

На переговорах в Минске украинскую сторону представляет экс-президент Леонид Кучма. Владимир Фесенко говорит, что большинство экспертов спокойно или с пониманием относятся к его фигуре в качестве переговорщика.

 Его назначение – правильный и закономерный ход. Во-первых, Леонид Данилович - статусная фигура, которая не вызывает негативного восприятия ни у одной из сторон, даже у сепаратистов. Во-вторых, он не имеет официального статуса, ведь в переговорах с сепаратистами не могут участвовать представители официальной власти.

А вот доцент кафедры политической теории МГИМО (Москва) Кирилл Коктыш в комментарии TUT.BY отметил, что прекращение огня в основном соблюдалось, о чем, по его словам, заявляли обе стороны.


Фото с сайта www.glob-news.com

 Но нарушения на местах, естественно были, что показывает отсутствие полного контроля за ситуацией как с одной, так и с другой стороны. Ополченцы – это не регулярные воинские формирования и от них трудно ждать выполнения воинской дисциплины. Общий центр командования у них есть, но структуры подчинения у них, как у любого ополчения, нет. Как вы могли бы выстроить дисциплину в казачьей вольнице? Никак.

В таких условиях, по словам эксперта, "каждый солдат ополчения может считать себя командиром". Он напоминает, что это проблема любого ополчения. Та же проблема, говорит Коктыш, существует и в рядах украинских военных.

- А кто контролирует батальоны Коломойского? Может батальон "Донбасс" "послать" батальон "Айдар"? Легко. Украина вошла в состояние феодальной раздробленности с такими же феодальными войсками.

Но, даже в таких условиях, по убеждению политолога, стороны отведут тяжелое вооружение на 15 километров с обеих сторон. Он говорит, что о процедуре договориться можно всегда, ведь это лучше, чем умирать. Коктыш считает, что демилитаризованная зона в 30 километров установится, и будет способствовать разрешению конфликта.

 Но это не решится за один день. Думаю, что минская переговорная группа будет работать до весны. Риск срыва переговоров будет возможен лишь за неделю до выборов в Верховную раду. Не исключаю, что нарушение правил будет со стороны Ляшко или той же Юлии Владимировны, которое может вылиться в провокацию и контрнаступление.

Кто и каким образом, в таком случае, перехватит командование, говорит Коктыш, можно только гадать. Но все же, по его словам, такой сценарий не слишком вероятен. А сейчас, мнению эксперта, нарушать перемирие невыгодно никому и оно будет соблюдаться. А вот в то, что иностранные вооруженные формирования будут выведены в ближайшее время, политолог не особенно верит.

 Американские войска останутся. Польские войска останутся. Со своей стороны Киев грешит на российские войска на стороне ополчения, но, в лучшем случае, это не войска, а добровольцы. Порошенко говорит, что 70% российских войск покинуло Украину, но встает вопрос, заходили ли они на эту территорию? ОБСЕ вообще не фиксировала никаких передвижений войск через границу. Не было ли это все хорошим объяснением Порошенко своему народу, почему мы все проигрываем?

Коктыш говорит, что для Порошенко было бы смертельно признаться своему народу, что "они проигрывают ополчению, шахтерам, своему же народу". "А сказать, что проигрываешь мощной российской армии – вроде бы не стыдно", – говорит собеседник.

Бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков недавно заявил, что на Донбассе воюют российские военные, которые просто написали рапорта на отпуска и уехали в Украину.

 Возможно, были, но на фоне тех 15-20 тысяч человек в ополчении, это далеко не то количество, которое может оказаться решающим.

Но это профессионалы.

 Да, но и с западной стороны приехали не дети. И я думаю, что их количество сопоставимо.

Политолог считает, что иностранные вооруженные формирования покинут ряды украинской армии, когда Украина перестанет выступать в роли разменной карты США, чтобы наказать Россию.

 Россия ведь начала, с точки зрения Соединенных Штатов, нарушать те правила игры, которые могут нарушать лишь Соединенные Штаты. Им нужно сейчас поставить Россию на место и доказать, что они самые сильные. Этого не получается и все больше их финансовая система трещит по швам.

И, если, говорит эксперт, Украина не будет нужна Штатам как черная дыра на карте Европы, то США просто перестанут платить наемникам. Соответственно тогда, по мнению политолога, пункт соглашения о выведении иностранных вооруженных формирований будет выполнен. С реализацией этого пункта в рядах сепаратистов сложнее.

 У нас нет оснований утверждать, что добровольцы подчинены центральному российскому командованию. А при каком условии человек, который сам себе хозяин, изменит свое решение – я сказать не могу.
←Генсек ООН приветствовал подписание Минского меморандума

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика