Выборы-2015: станет ли Россия портить Лукашенко кровь
На президентских выборах 2015 года Запад вряд ли станет серьезно интриговать против Александра Лукашенко. А вот как поведет себя в контексте этой электоральной кампании малопредсказуемая ныне Москва?
С одной стороны, из «последнего диктатора Европы»Лукашенко резко превратился в миротворца, призывающего Кремль и Киев прекратить кровопролитие и снискавшего благодарность Брюсселя в лице баронессы Эштон. И вообще Западу сейчас не до эфемерных сценариев «картофельной революции» в худо-бедно стабильной Беларуси.
С другой стороны, эту стабильность Россия способна опрокинуть одной левой. И некоторые комментаторы предрекают Беларуси роль очередной жертвы экспансионистской политики Владимира Путина.
В очереди на аншлюс?
«Беларусь находится в первой очереди на «воссоединение», на аншлюс», — убежден Андрей Илларионов, один из самых жестких критиков Путина и его бывший помощник, хорошо знающий кремлевскую кухню.
В интервьюNaviny.by Илларионов высказал мнение, что «наиболее благоприятными условиями для осуществления такого рода действий будут, например, президентские выборы в Беларуси».
Очередные выборы по графику должны состояться в ноябре 2015 года.
Предыдущая же президентская кампания большинству врезалась в память разгоном Площади 19 декабря 2010 года. И многие подзабыли, что почти весь тот год прошел под знаком жесточайшей информационной войны между Москвой и Минском. В частности, российское телевидение «мочило» Лукашенко разоблачительным сериалом «Крестный батька».
Оппозиция была вдохновлена, многие заговорили о том, что Кремль решил «валить Батьку». Некоторые из соперников действующего президента попытались разыграть российскую карту. Но тот всех оставил с носом, триумфально замирившись с Москвой за считанные дни до голосования.
Второй фронт Кремлю не по зубам
Так как же поведет себя Москва в очередной белорусской электоральной кампании? При этом по умолчанию подразумевается, что Лукашенко будет драться за свою власть над страной изо всех сил.
«С точки зрения логики сейчас Кремль не в той ситуации, чтобы открывать еще один «фронт», — отметил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security BlogАндрей Поротников.
Он подчеркивает: начинать противостояние с членом Евразийского экономического союза и ОДКБ — значит похоронить и так призрачные перспективы евразийской интеграции.
Стоит добавить, что сегодня Минск особенно важен для Кремля как военный союзник (потому что конфронтация с НАТО, судя по всему, будет нарастать) и вместе с тем как переговорная площадка по украинскому вопросу (если прижмет и придется искать компромисс).
Но это — с точки зрения сугубо рациональной. Путин же аннексией Крыма и разжиганием войны на востоке Украины пошел ва-банк, изумив зажиревших в однополярном мире западников своим авантюризмом, отвязанностью.
Теперь, как считает ряд обозревателей, Кремль будет ковать железо, пока горячо. Иначе говоря — попытается максимально расширить границы «русского мира», пользуясь неготовностью Запада дать в ответ по зубам.
Более того, Путин, по мнению некоторых комментаторов, стал заложником этого «вставания России с колен»: охваченные имперским психозом массы не простят ему нерешительности, слабости. Напротив, будут требовать новых завоеваний. И тут перед глазами такой лакомый кусочек, как Беларусь.
К слову, знающие люди говорят, что на миротворческую роль Минска в украинском вопросе Кремль согласился скрепя сердце. И обида на Лукашенко за относительно самостоятельную позицию в этом вопросе кое у кого там, мол, осталась. Так что на выборах-2015 этот кое-кто может попробовать отомстить, как минимум потрепать нервы.
«В донбасском стиле»
Да, вполне вероятно, что в Москве возникнет «соблазн выставить пророссийского кандидата в донбасском стиле», сказал в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.
Он подчеркивает: речь не идет о фигурах типа тех, кого в Беларуси называли пророссийскими во время прежних президентских кампаний. Те были все-таки сторонниками независимости и лишь обещали ладить с Москвой лучше, чем Лукашенко.
В 2015 же году может появиться — «или сам, или ему помогут» — такой «спойлер-кандидат», который открытым текстом скажет: «Белоруссия — это Россия», допускает Юрий Дракохруст.
Со своей стороны, Андрей Поротников нарисовал вероятный сценарий Москвы в случае, если там все же решат всерьез бросить перчатку Лукашенко.
Это может быть «сценарий Площади, только под евразийскими лозунгами», говорит аналитик.
«Экономика Беларуси балансирует, толкни — и повалится. Можно толкнуть, понизив ощутимо уровень доходов населения. Даже не толкнуть, а просто не оказать поддержку. И немножко прикрутить нефтяной вентиль, — рассуждает Поротников. — А далее раскручивается такая цепочка: уровень жизни упал потому, что не помогла Россия; Россия не помогла потому, что Лукашенко ее предал; надо снять Лукашенко и с помощью России вернуть прежний уровень благосостояния».
Собеседник Naviny.by оговаривается, что это очень упрощенная схема. «Да и вопрос, успеет ли Москва ее реализовать: времени мало остается не только у оппозиции, но и у внешних игроков», — подчеркивает Поротников.
Добавлю: если Лукашенко почует угрозу, то может приблизить выборы: уже вброшена в публичное пространство идея назначить их на весну следующего года.
Попугать могут, но не более
Что же касается вероятного прокремлевского кандидата в донбасском стиле, то, как считает Юрий Дракохруст, «этим могут пугать, но вряд ли на него будут делать ставку».
Аналитик перечисляет ряд моментов, которые, по идее, удерживают Кремль от жесткого по отношению к нынешнему руководителю Беларуси сценария действий на выборах-2015. В частности, украинские события хотя и показали высокий уровень пророссийских настроений в Беларуси, но вместе с тем и укрепили позиции Лукашенко в обществе.
К тому же далеко не факт, что поддержка идеи «Белоруссия — это Россия» окажется здесь столь же внушительной, как идеи «Крымнаш». И действующий президент суровой дланью контролирует СМИ, силовые структуры.
Наконец, жесткая игра против него в рамках выборов-2015 рискованна для Кремля тем, что Лукашенко может сыграть на геополитическом поле, сделать маневр сближения с Западом (пусть во многом имитационный, но все равно болезненный для Москвы).
И еще момент. По словам Дракохруста, планы Путина в отношении Украины, скорее всего, не в том, чтобы подвинуть границу РФ на запад от Донбасса, или до Киева, или до Ужгорода, а в том, чтобы не выпустить эту страну из своей орбиты.
«Но ведь Беларусь уже в этой орбите, и в этом смысле от добра добра не ищут», — заключает эксперт.
Короче говоря, Кремлю, завязшему на Украине, обострившему отношения с Западом, сейчас как минимум не до того, чтобы еще и пытаться выбить кресло из-под бессменного президента Беларуси.
Но вот чтобы он поерзал в этом кресле перед очередными выборами — в таком удовольствии Москва может себе и не отказать.
Александр КЛАСКОВСКИЙ