Пролесковскому не доверили информационную поддержку пятого срока Лукашенко
Чуть более четырех с половиной лет возглавлявший Министерство информации Олег Пролесковский отправлен в отставку. Официальной формулировки причин такого кадрового решения общественности еще не представлено, но догадаться не сложно. Пролесковского меняют по той же причине, по которой сам Олег Витольдович сменил своего предшественника Владимира Русакевича.
|
Тогда, в конце 2009 года, в преддверии старта президентской избирательной кампании власть точечно усиливала вертикаль, обновляя застоявшиеся кадры на свежую креатуру. Этой волной в министерское кресло занесло и идеолога Пролесковского, но, как оказалось, лишь на один срок. Информационную поддержку своему пятому сроку Александр Лукашенко решил доверить другому специалисту.
От прихода Пролесковского в Министерство информации независимые эксперты и негосударственные медиаресурсы ничего хорошего не ожидали. Ни у кого не было сомнений в том, что Пролесковского назначили на эту должность вовсе не отжимать гайки.
Впрочем, нельзя сказать, что за время руководства Пролесковским Министерством информации ситуация со свободой слова в Беларуси существенно ухудшилась. Но не улучшилась — это точно.
Основное внимание чиновника было уделено повышению эффективности государственных СМИ. Причем экономическая ситуация в стране требовала, чтобы этот вопрос шел в тесной связке с сокращением и оптимизацией расходов.
Фактически на первой же для себя коллегии Мининформации новый глава ведомства определил приоритеты — укрупнение государственных СМИ и развитие интернет-сегмента. В частности, именно Пролесковский инициировал и продвигал идею создания единого интернет-портала белорусских СМИ.
Портал не создан до сих пор, а вот идея укрупнения СМИ частично реализована. В частности, ряд республиканских печатных изданий объединены в издательские дома, хотя и продолжают выходить под собственными брендами.
Так, в общественно-политический холдинг «Советская Белоруссия» вошли газеты «Советская Белоруссия», «Народная газета», «Рэспублiка», «Сельская газета» (прежняя «Белорусская нива») и «Знамя юности». Издательский дом «Звязда» включает газеты «Звязда», «Лiтаратура i Мастацтва», журналы «Полымя», «Маладосць», «Неман» и «Вожык».
Однако ведомство Олега Пролесковского не забывало следить и за негосударственными СМИ. И в случае чего особо не церемонилось.
Например, в июне 2010 года Мининформации вынесло предупреждение «Народной воле» за серию публикаций о Великой Отечественной войне, которые, по мнению ведомства, ссылавшегося на заключение Института истории, дискредитировали партизанское движение.
В апреле 2011 года Министерство информации подало иски в Верховный суд о прекращении деятельности «Нашай нівы» и «Народной воли» — за некорректное освещение теракта в минском метро. Тогда Пролесковский заявил, что это «право министерства и моя, как министра, личная позиция». Однако впоследствии оба иска были отозваны.
Наиболее громкими делами эпохи Пролесковского стало закрытие «Авторадио» и лишение лицензии издательства «Логвинов».
У «Авторадио» забрали лицензию на вещание за трансляцию предвыборного ролика кандидата в президенты Андрея Санникова. И именно Пролесковский использовал весь свой немалый административный вес, когда Верховный суд отменил решение о лишении «Авторадио» права на вещание, и добился пересмотра дела новым составом судей, которые приняли нужное государству решение.
Что касается «Логвинова», то лицензии издательство лишилось за альбом «Пресс-фото Беларуси-2011», который государство посчитало экстремистским.
Одним из последних карательных решение министра Пролесковского стало предупреждение газете «СНплюс. Свободные новости плюс» — за формирования негативного отношения к чемпионату мира по хоккею.
Эксперты: в эпоху Пролесковского ситуация на медиа-рынке ухудшилась
Медиаэксперты и представители журналистского сообщества затрудняются предположить причины отставки Олега Пролесковского с должности министра информации.
Вместе с тем они отмечают: в бытность Пролесковского на министерском посту начал действовать новый закон о СМИ, который существенно ужесточил порядок работы масс-медиа, отмечались многочисленные факты давления на журналистов негосударственных СМИ.
В феврале нынешнего года международная правозащитная организация «Индекс цензуры» назвала Беларусь страной «с одним из наиболее репрессивных медиаландшафтов в Европе». Председателю Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Жанне Литвиной«сложно вспомнить что-то хорошее», связанное с работой уволенного министра информации.
«В последние пять лет мы видели жесткое государственное регулирование медиа-пространства. Министерство информации, в том числе и руководитель министерства, были воплощением и носителем этой государственной политики», — сказала она в комментарии для БелаПАН.
БАЖ, по словам Литвиной, неоднократно пыталась наладить диалог с властями, но безрезультатно — чиновники разных ведомств после консультаций с Мининформом заявляли, что считают такие диалоги и дискуссии нецелесообразными. В свою очередь медиаэксперт Павел Быковский напомнил об одном из первых интервью Пролесковского на посту министра информации.
«Было очень интересное его интервью газете «7 дней», в котором он рассказал, что работал в службе безопасности президента и занимался мониторингом СМИ, искал там всякую угрозу для первого лица. Это интервью сразу же показало: человек, который в журналистах искал угрозу, будет заниматься регулированием и контролем сферы СМИ. Поэтому даже самое безобидное замечание Пролесковского об изменениях в этой сфере очень часто воспринималось как что-то ужасное. Никаких улучшений в сфере СМИ, большей свободы во время его правления не наблюдалось», — отметил Быковский.
«Именно при Пролесковском у нас практически не появлялось новых СМИ, — констатировал эксперт — История с запретом БАЖ выдавать фрилансерам удостоверения журналиста тоже произошла в его время (фрилансеры, которые по белорусским законам не считаются журналистами, пользовались удостоверением БАЖ, чтобы доказать свою принадлежность к журналисткому цеху)».
Быковский обратил внимание на то, что в последнее время все инициативы Мининформа исходили, в основном, от заместителей Пролесковского. «Это дает основание предположить, что ситуация после отставки министра, скорее всего, не сильно изменится, все будет двигаться в том же направлении», — прогнозирует медиэксперт.
Так говорил Пролесковский |
![]() |
«Сегодня никому уже не нужны партийные листки. Нужны современные, информационно насыщенные, а значит объемные, высокого полиграфического уровня газеты». |
«К сожалению, фактически около 300 песен все радиостанции республики крутят по несколько раз в неделю. Таким образом, музыкальный эфирный рынок насыщен однообразным продуктом». |
«Подписка не такая уж обязательная — это рекомендации, а не приказ. Но, думаю, это хорошая практика». |
«Перед СМИ стоит высокая цель — мобилизовать и консолидировать общество, донести те проблемы, с которыми сталкивается Беларусь, и в то же время не поднять панику, не ввергнуть людей в депрессию, отчаяние, а наоборот — зарядить на самоотверженную, напряженную и эффективную работу на будущее страны». |
«То, что они посмели помогать некоторым политикам плясать на костях после теракта — прощения таким вещам не будет». |
«Однако самоокупаемость не самоцель. Газета, телевидение — это не источник извлечения прибыли, это информационный источник, поэтому государство помогало и будет помогать СМИ». |
«Я не только не боюсь, но и уверен, что в рыночных условиях большинство наших газет («Советская Белоруссия», «7 дней» и другие) камня на камне не оставят от так называемых независимых газет. Рейтинги наших изданий намного выше, чем у так называемых оппозиционных газет, а по количеству подписчиков — это просто небо и земля». |
«В реальном мире человек, нарушивший закон, должен неотвратимо за это ответить. Значит, так же должно быть и в глобальной сети. Интернет должен быть свободен не только от цензуры и диктата, но и от произвола анонимных провокаторов и преступников». |
Дмитрий СЕРГЕЙЧИК