Белорусские товары готовятся к отступлению с украинского рынка
Одним из важнейших и ожидаемых событий предстоящего в конце ноября в Вильнюсе саммита Восточного партнерства должно стать подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Мало кто из экспертов сомневается, что парафированное еще в 2012 году соглашение будет подписано. Это означает, что в ближайшее время соседнюю страну ожидают масштабные изменения, которые безусловно повлияют на взаимоотношения между Киевом и Минском.
Чем может аукнуться Беларуси подписание Украиной соглашения об ассоциации?
Украина занимает третье место по объемам товарооборота и экспорта среди стран, с которыми торгует Беларусь. В свою очередь, Беларусь — четвертая среди внешнеторговых партнеров Украины. По итогам 2012 года товарооборот между двумя странами достиг отметки в 7,5 млрд. долларов. Причем с Украиной сальдо торгового баланса положительное для Беларуси.
Создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом означает либерализацию торговли между двумя сторонами. Постепенная отмена или существенное уменьшение ввозных пошлин предусмотрено для более чем 95% тарифных позиций. Кроме того, соглашение об ассоциации содержит требования о пересмотре существующих технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер и др.
Нефтяная доминанта
По итогам 2012 года на Украину приходилось 12,1% экспорта Беларуси. За последнее десятилетие товарооборот между двумя странами увеличился практически в 10 раз. Такие достижения стали возможными только благодаря белорусскому нефтяному чуду.
Так, из 5,57 млрд. долларов экспорта в Украину в 2012 году 4,25 млрд. долларов (76,3%) пришлось на нефтепродукты. По сравнению с 2011 годом Беларусь экспортировала нефтепродуктов на 1,43 млрд. долларов больше (в 2011 году экспорт Беларуси составил 4,16 млрд. долларов, а доля нефтепродуктов в экспорте — 67,7%).
Маловероятно, что в ближайшее время что-то может изменить эти цифры в меньшую сторону, и тому есть несколько причин.
Во-первых, импортировать сырую нефть и перерабатывать ее на своих НПЗ украинцам попросту невыгодно. Все дело в том, что экспортная пошлина на нефть для стран Таможенного союза выше аналогичной пошлины на нефтепродукты. В результате продукция украинской нефтянки значительно проигрывает в цене белорусским нефтепродуктам.
Во-вторых, украинские НПЗ сегодня обеспечивают лишь около 50% потребностей рынка страны. Объясняется это в первую очередь технологической отсталостью заводов: глубина переработки нефти не превышает 50% (у белорусских НПЗ этот показатель равняется 75%). Кроме того, технологическая отсталость украинских НПЗ и высокая стоимость нефти снижают прибыльность переработки нефти в Украине.
В-третьих, доля нефтепродуктов белорусского производства составляет примерно 41% украинского рынка. Введение каких-либо ограничений на поставки белорусского топлива на украинский рынок автоматически приведет к повышению цен. Это может негативно отразиться как на экономической, так и на политической ситуации в Украине.
Однако на объеме экспорта белорусских нефтепродуктов может отрицательно сказаться рост напряженности в отношениях между Киевом и Москвой. В этом случае нельзя исключать, что Кремль потребует от белорусского руководства снизить объемы поставок нефтепродуктов на украинский рынок, по крайней мере в качестве показательной акции устрашения.
Возможны и другие меры воздействия на Киев. Александр Лукашенко 21 октября на встрече с руководителями СМИ стран СНГ был вынужден заявить, что в случае открытия украинской границы для европейских товаров Таможенный союз при необходимости может ввести повышенные таможенные пошлины для защиты своего рынка.
Естественно, такой шаг может в принципе нанести урон двусторонней торговле.
Кроме того, экспорт белорусских нефтепродуктов на украинский рынок находится в зависимости и от градуса белорусско-российских отношений, а также возможностей Минска в использовании различных серых схем поставок, например аналогов растворителей и разбавителей.
К слову, за январь-июль нынешнего года экспорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину сократился на 26,7% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Снижение объясняется сокращением поставок биодизеля, которое произошло после прошлогоднего требования России прекратить экспорт из Беларуси растворителей и биодизельного топлива.
МТЗ и МАЗ под угрозой
Другие позиции белорусского экспорта в Украину находятся в более уязвимом положении.
По данным украинских экспертов, в результате снижения размеров ввозных пошлин и их последующего обнуления цены на грузовые автомобили, сельскохозяйственную и бытовую технику могут снизиться на 15-20% после вступления в действия соглашения об ассоциации. Такое снижение цен на украинском рынке приведет к повышению конкуренции и последующему сокращению белорусского экспорта как в денежном, так и в количественном эквиваленте.
Кстати, по некоторым позициям объемы белорусского экспорта начали снижаться еще до подписания соглашения об ассоциации. Поставки грузовых автомобилей МАЗ с полной массой менее 20 тонн за январь-июнь 2013 года в денежном эквиваленте сократились на 26,7% — с 26,1 млн. долларов до 19,2 млн. долларов. Еще большее сокращение экспорта коснулось белорусских грузовиков с полной массой более 20 тонн. За январь-июнь нынешнего года объем экспорта снизился на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: с 21, 9 млн. долларов до 13 млн. долларов.
Вступление в силу соглашения об ассоциации только усилит этот эффект. Стоит добавить, что помимо снятия таможенных барьеров, конкуренцию на рынке Украины могут усилить еще несколько новшеств.
Лизинг и сертификаты соответствия могут стать на пути белорусских товаров
После создания зоны свободной торговли на Украину будет распространено действие европейских программ поддержки машиностроительного экспорта. Это означает, что украинским покупателям станут доступны программы дешевого лизинга, а также кредиты под 3-4% для покупки продукции производителей стран Европейского союза.
Маловероятно, что белорусские производители смогут обеспечить подобные лизинговые или кредитные условия. В условиях белорусской экономики это попросту невозможно. В результате дешевые кредиты и выгодные условия лизинга европейских производителей сделают свое дело: спрос на белорусские товары может упасть.
Кроме того, соглашение об ассоциации предусматривает введение в Украине системы европейских технических регламентов, а также сертификатов соответствия/качества. Белорусским производителям, продукция которых не соответствует таким европейским требованиям, фактически будет отказано в поставках своей продукции на украинский рынок.
Таким образом, белорусским властям есть над чем задуматься. Если опять проморгают изменение конъюнктуры, как это было в истории со вступлением России в ВТО, белорусская промышленность может постепенно лишиться одного из важнейших рынков сбыта, что повлечет за собой целый ряд негативных тенденций для национальной экономики.
Никита БЕЛЯЕВ