В русле реалий жизни

Источник материала:  

“На осенней сессии Палаты представителей, которая начнет работу 2 октября, будут сделаны новые важные шаги в законодательном обеспечении задач  дальнейшего развития страны”, — отметил в интервью “НГ” Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО

— Владимир Павлович, значимость осенней  сессии для нынешнего депутатского состава Палаты представителей особая, так как большинству депутатов впервые предстоит участвовать в обсуждении и принятии республиканского бюджета. Не осложнит ли это прохождение в парламенте главного финансового документа на 2014 год?

— Не осложнит, потому что у моих коллег  за плечами солидный профессиональный опыт, у многих — годы управленческой работы, а также  депутатской — в местных Советах, приобретена уже и законотворческая практика —  проведено  две сессии.  Хотя законопроект о республиканском бюджете на 2014 год и традиционно рассматриваемые в пакете с ним  изменения и дополнения  в Налоговый кодекс пока  не поступили в палату, депутаты еще летом включились в их проработку. Группа депутатов входит в состав межведомственной рабочей группы, которая занимается подготовкой проекта основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики  на 2014 год и среднесрочную перспективу.

— Депутаты вносят  свои предложения и замечания?

— Не только вносят, но и активно отстаивают.

— К примеру, по решению каких вопросов внесены предложения?

— Они касаются порядка зачисления основных налогов и рационального перераспределения доходов между уровнями бюджетной системы, финансирования национальных проектов, бюджетного субсидирования пассажирского транспорта, финансовых подходов к жилищно-коммунальным услугам и ряда других бюджетных параметров.

— Обратив особое внимание парламентариев на подготовку проекта Закона о республиканском бюджете на 2014 год, Президент Александр Григорьевич Лукашенко на недавней встрече с вами подчеркнул, что уровни и параметры, на которые должна выйти страна, надо определять объективно, исходя из реальной ситуации, критически оценивая проекты подготовленных документов. Здесь-то, наверное, и проявится понимание депутатами первоочередных социально-экономических задач и видение ими путей решения самых неотложных вопросов?

— Именно так. Все постоянные комиссии Палаты представителей сориентированы на детальный анализ важнейших бюджетных позиций, их тщательную проработку совместно с правительством и подведомственными ему министерствами и ведомствами, имея в виду прежде всего последствия для экономики и социальной сферы.

— Понятно, что свои предложения и замечания по проекту законопроекта о республиканском бюджете имеются у каждого депутата. Не получится ли, так сказать, “разброд и шатание” при окончательном определении конкретных цифр бюджетных расходов?

— Обсуждение бюджетных позиций еще до внесения бюджета в парламент исключительно важно, так как позволяет сопоставить разные точки зрения, определить самые реалистичные, взвешенные предложения и достигнуть предварительного согласия по принципиальным вопросам с правительством и другими участниками бюджетного процесса. На своем парламентском опыте я убедился, что если в бюджетных дискуссиях не отрываться от земли, а исходить из возможностей экономики, то обсуждение всех предложений проходит конструктивно, по-деловому. Думаю, в таком же рабочем темпе будет продвигаться к принятию и главный финансовый документ 2014 года.

— Еще одна резонансная тема осенней сессии — корректировка избирательного законодательства. Чем вызвана необходимость в изменениях?

— Практикой применения законов о проведении выборов и референдумов.

— Законопроект внесен в Палату представителей?

— Внесен. Депутаты уже работают над ним.

— В чем суть предложенных законодательных новаций?

— В основном они касаются проведения выборов в Палату представителей. Совершенствуются такие  вопросы, как определение результатов выборов, образование избирательных комиссий, финансирование избирательных кампаний, выдвижение кандидатов в депутаты, повышение информированности избирателей о кандидатах в депутаты, признание полномочий депутата и некоторые другие. Выборы депутатов Палаты представителей предлагается проводить в один тур, а результаты выборов определять по принципу относительного большинства. Среди нововведений законопроекта также запрещение агитации, направленной на бойкот выборов, и возложение на местные территориальные избиркомы обязанности изготавливать информационные материалы о кандидатах в депутаты. Они будут направляться каждому избирателю вместе с уведомлением о дате и времени голосования.

— Но ведь по действующему Избирательному кодексу кандидатам в депутаты выделяются бюджетные средства на изготовление агитационной печатной продукции?

— Однако не все соискатели депутатского мандата их используют, и избиратели узнают о таких кандидатах только на избирательном участке, что вызывает у избирателей нарекания. Корректировка кодекса позволит исправить эту ситуацию.

— Вторая сессия запомнилась принятием ряда серьезных экономических законов, среди которых — об инвестициях, о концессиях, об аудиторской деятельности, о бухгалтерском учете и отчетности.  А какова экономическая “корзина” третьей сессии?

— Она по-прежнему объемная. Кроме напряженной работы над проектом Закона о республиканском бюджете на 2014 год, депутатам предстоит определиться по законодательным инициативам широкой тематики, касающейся противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, естественных монополий, хозяйственных обществ, приватизации государственного имущества, ценообразования, экономической несостоятельности (банкротства), земельных отношений, транспорта, электросвязи, почтовой связи, торговли и общественного питания, таможенного регулирования. Плюс к этому проект Водного кодекса, поправки в Воздушный кодекс, ратификация нескольких международных соглашений, в том числе с Сингапуром и Индонезией по налоговым вопросам.

— Что предусматривается законопроектом о ценообразовании?

— Это поправки в действующее законодательство. Главная новелла в том, что сфера ценообразования унифицируется с международными соглашениями Республики Беларусь в рамках Единого экономического пространства, в том числе с Соглашением о единых правилах и принципах конкуренции. Законопроект прорабатывается к рассмотрению в первом чтении.

— Правовая база совершенствуется на предмет ее соответствия масштабным интеграционным задачам на евразийском пространстве?

— Названный законопроект не единственный такой направленности. Например, принятие законопроекта о таможенном регулировании создаст прозрачные и благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенных процедур. В проекте Закона “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” закрепляется комплекс мер, направленных на развитие здоровой конкуренции и недопущении монополизации рынка.

— Повышенный общественный интерес вызывают законы социального характера. Какие тут ожидаются новые решения?

— На второе чтение идут поправки в Трудовой кодекс, которыми регламентируется труд спортсменов и тренеров в профессиональном спорте, повышается гибкость трудового законодательства, изменяются подходы к  работе по совместительству руководителей, расширены возможности для надомного труда.

В проекте Закона “О физической культуре и спорте” закреплен принцип сочетания государственного и общественного регулирования и управления в данной сфере. Впервые на законодательном уровне регламентируются права и обязанности спортсменов и тренеров. Отдельной статьей зафиксированы меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий. Предусмотрено создание городских и районных физкультурно-оздоровительных центров и физкультурно-спортивных клубов.

Изменениями и дополнениями в Закон “О здравоохранении” устанавливаются новые виды медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной и медико-социальной. Расширен перечень условий оказания медицинской помощи, одним из которых будет медицинская помощь вне организации здравоохранения.

Вносятся также поправки в законодательство, регулирующее проведение культурно-зрелищных мероприятий.

Социальную направленность имеет и ряд законопроектов иной тематики, среди которых — об основах деятельности по профилактике правонарушений, по вопросам функционирования лечебно-трудовых профилакториев, обеспечения безопасности дорожного движения, о почтовой связи, поправки в уголовные и административные кодексы, Водный кодекс. Они решают разные правовые задачи, но имеют большое значение для социального самочувствия людей, сохранения стабильности в обществе.

Если в целом характеризовать предстоящую на осенней сессии законотворческую работу, то ее траектория — выход на качественно новый уровень законодательной базы, обеспечивающей модернизацию экономики, безопасность страны, социальную защиту граждан и улучшение их жизни.

— Владимир Павлович, что бы вы пожелали своим коллегам-депутатам в преддверии третьей сессии?

— Работать с максимальной отдачей на результат, чего ожидают от нас избиратели и вся страна.

←Обзор важнейших событий 23 сентября 2013 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика