Ереван будет соперничать с Минском за дотации?
Армения подала заявку на вступление в Таможенный союз и сразу получила согласие России и Казахстана. Судя по всему, согласие Беларуси на расширение ТС – только вопрос времени. Однако эксперты сходятся во мнении: теперь у Беларуси появится прямой конкурент в борьбе за российские дотации для национальной экономики.
Четвертое колесо Таможенного союза
Во вторник, 3 сентября, Армения объявила о желании присоединиться к Таможенному союзу, а в дальнейшем - участвовать в формировании Евразийского Союза (ЕАС). Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян. Инициативу сразу же поддержал президент России Владимир Путин, с которым Саргсян встречался в Ново-Огарево.
В тот же день глава МИД РФ Сергей Лавров напомнил журналистам: чтобы Армения официально присоединилась к Таможенному союзу, она должна получить официальное одобрение от России, Казахстана и Беларуси – нынешних участников Таможенного союза. «Вступают в силу процедуры, которые в Таможенном союзе существуют, – обращение к руководству трех государств – основателей Таможенного союза, к Евразийской экономической комиссии. Это уже предмет переговоров, достаточно технический. Но политическое решение принято в Армении и России. Надеемся, что оно будет поддержано всеми членами Таможенного союза», – сказал Лавров.
Решение Армении присоединиться к Таможенному союзу уже на следующий день поддержал Казахстан. 4 сентября о нем одобрительно отозвалась министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова. «Там есть процедуры присоединения, их надо будет соблюсти. Если есть какие-то несоответствия (законодательной базы), то они должны их подтянуть, чтобы стать членами Таможенного союза. Но это будет решение глав государств в рамках Таможенного союза», – сказала министр.
А вот официальные лица Беларуси пока не высказываются по поводу намерения Армении присоединиться к Таможенному союзу. Только 5 сентября пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных обтекаемо заявил для БелТА: «Беларусь позитивно оценивает возможности расширения Таможенного союза. Это важное региональное объединение, значение которого будет только возрастать с течением времени. Потенциал этого объединения может также увеличиваться за счет присоединения других стран региона, имеющих прочные торгово-экономические связи с участниками „тройки“».
Для справки: товарооборот между Россией и Арменией в 2012 году составил около миллиарда долларов. Для сравнения, между Россией и Беларусью он составляет $45 млрд, между Россией и Казахстаном – около $24 млрд. Тема вступления Армении в ТС поднималась с 2010 года, а в августе 2012-го была создана рабочая группа по рассмотрению этого вопроса.
Но вот принципиально важный момент: прямо сейчас Армения фактически отказывается от зоны свободной торговли с ЕС в пользу Таможенного союза. Соглашение об ассоциации с ЕС, в рамках которой предполагалось создание зоны свободной торговли, Саргсян планировал парафировать в ноябре в Вильнюсе на саммите стран Восточного партнерства. По словам президента Армении, решение страны вступить в Таможенный союз не означает отказа от диалога с европейскими структурами. Однако в Европе считают иначе. «Приняв решение о вступлении в Таможенный союз, Армения заблокировала свои шансы парафировать соглашение об ассоциации с ЕС и создании зоны свободной торговли на вильнюсском саммите», – заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
«Кажется, Армения срывает переговоры по соглашению о свободной торговле с ЕС и интегрируется с Россией. Поворот на 180 градусов», – написал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в своем твиттере.
Чисто тактически присоединение к ТС выгодно для Армении: она получит скидку на российский газ, свободный доступ на рынки России, Беларуси и Казахстана, а также укрепит свою региональную безопасность. Россия очевидных экономических выгод от вступления Армении в ТС не получит, но получит политические. А они сейчас более важны – на фоне ухудшения отношений с Беларусью и отказа Украины присоединиться к евразийской интеграции.
Можно сказать, что просьба президента Армении принять его страну в Таможенный союз – хороший пример того, как действует российская «мягкая сила» (популярная сейчас в Кремле внешнеполитическая концепция). Не так давно Путин посетил Баку, заключив там газовые соглашения и договор о крупных поставках Азербайджану российского оружия. Ранее в Армении выросли тарифы на российский газ и электроэнергию, импортируемую дочерней компанией «Интер РАО ЕЭС» «Электрические сети Армении». В 2013-м объем поставок природного газа из России в республику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 7,2%. Неудивительно, что после этого руководство Армении решило «сменить ориентацию» с Брюсселя на Москву. Тем более, что на Россию в Армении приходится почти половина всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику страны.
Таможенный союз vs. Восточное партнерство
Наблюдая за всем, что происходит на постсоветском пространстве с начала нынешнего года, можно констатировать: Россия успешно разрушает европейский проект Восточного партнерства. Страны Восточного партнерства получили альтернативу в виде Таможенного союза, то есть Москва действует как самостоятельный игрок со своим собственным интеграционным проектом.
В результате в Восточном партнерстве реально осталось три из шести стран. Беларусь давно откололась от проекта, Азербайджан также держится в стороне, а теперь и Армения резко переориентировалась на Москву. Остаются Украина, Грузия и Молдова. Но и там полно проблем. Украине приходится защищать свое право на ероинтеграцию в череде тяжелых торговых войн с Россией. Даже газ ей Россия продает дороже, чем Западной Европе. В Молдове есть пророссийски настроенные Приднестровье и Гагаузия, и в обозримом будущем эти конфликты разрешены явно не будут. В Грузии на смену прозападному Саакашвили пришли пророссийски настроенные политики, так что там тоже все неясно.
Восточное партнерство основывается на «трех китах» – ассоциации и свободной торговле, возможности доступа на внутренний рынок ЕС и облегченном визовом режиме. Такой подход связан именно с тем, что «с другой стороны» действует интеграционный проект Таможенного союза. В Брюсселе уверены, что страны, участвующие в Таможенном союзе, теряют возможность вести самостоятельную политику, так как посредством ТС Россия получает возможность контролировать не только торговлю стран-членов ТС, но и их отношения с Евросоюзом.
Получается, выбрав один проект, страны больше не могут участвовать в другом. Хороший тому пример – попытка Украины предложить России и всему ТС формат «3+1». И Россия, и Европа на это отреагировали очень резко, не оставляя Украине свободы для маневра, для многовекторной политики.
Комментарий эксперта
«В новой ситуации важные для нашей страны моменты можно просто перечислить по пунктам, – говорит Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. – Их всего шесть, вот они:
1. У Беларуси появился конкурент в борьбе за российские дотации: заявку правительства Армении на выделение средств уже утвердил антикризисный фонд ЕврАзЭС.
2. России удалось перекупить Армению, так как в ноябре договор об ассоциации с Евросоюзом должен был быть подписан с Украиной, Молдовой и Арменией. На первых двух оказывается давление через угрозу закрытия доступа на российский рынок. Для Армении в полтора раза были подняты цены на газ. Еревану этого хватило.
3. Вступление в Таможенный союз страны, не имеющей общей границы с прочими участниками, выглядит необычным.
4. Выгоды для Беларуси и Казахстана от вступления Армении минимальны. Страна слаборазвитая, бедная. Основной продукт экспорта – армяне, которых по всему миру живет 12-14 млн человек, а в самой Армении – 3 млн.
5. Очевидно, что это скорее политический шаг для Москвы, призванный продемонстрировать хотя бы минимальную динамику в развитии евразийской интеграции.
6. Если в Таможенный союз вступят еще и Таджикистан и Кыргызстан, то с учетом ухудшения экономического самочувствия России поддержка Беларуси может снизиться, так как Боливар четверых уже не вынесет. Кому-то придется или слезть с дотаций или умерить аппетит».