Лукашенко и Назарбаев: два крепких орешка против Путина?
Кремль натолкнется на упорство авторитарных лидеров Беларуси и Казахстана, если попытается под маркой Евразийского союза оттяпать у них часть властных полномочий. Это стало еще яснее после новых высказываний, прозвучавших в Астане и Минске. Назарбаев и Лукашенко практически параллельно дали понять, что не хотят политических надстроек в ЕЭП. Только экономика.
«Я абсолютно согласен с Нурсултаном Назарбаевым, что ни в коем случае нельзя политизировать процессы в этой организации», — подчеркнул Лукашенко, рассуждая о ЕЭП 25 апреля на встрече в Минске с премьер-министром Казахстана Сериком Ахметовым. Тот, как сообщают официальные источники, согласился с мнением, что сначала необходимо «построить первый этаж» в этой интеграции, а затем последовательно и поступательно двигаться дальше.
Ранее в тот же день казахстанский официальный лидер в своей столице, упомянув о фобиях, связанных с созданием Евразийского союза (мол, как бы не вышел СССР-2), отрезал: «Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее. Так думают и другие, речь идет о чисто экономической интеграции».
Короче, два президента, правящих железной рукой в своих постсоветских странах уже много лет, заочно подбодрили друг друга и послали Владимиру Путину месседж, чтобы не перегибал палку, продвигая свое детище — проект Евразийского союза.
Лебедь, рак и щука Евразийского союза
Вообще для либералов стало общим местом твердить, что за путинским проектом Евразийского союза стоят имперские амбиции. А вдруг это не так? Ведь и Кремль открещивается от подозрений в намерении воссоздать империю под новой вывеской. Может, Москву зря демонизируют и Беларуси этот проект только на пользу?
Если в процессе создания Евразийского союза большие полномочия окажутся в руках наднациональных органов и те, по аналогии с институтами ЕС, получат право издавать директивы, обязательные для выполнения каждой страной, то это безусловно станет угрозой белорусскому суверенитету. Так заявил в комментарии для Naviny.by аналитик BISS (Вильнюс) Денис Мельянцов.
Экономист «Либерального клуба» (Минск) Антон Болточко предлагает порассуждать, каковы интересы сторон в рамках ЕЭП. Беларусь заинтересована в дешевых энергоносителях и доступе на рынки, где еще можно сбыть свой не слишком конкурентоспособный товар; Казахстан — в торговых путях, которые пролегают через Россию. А Москва?
«Экономически Россия только теряет на Беларуси, с одной стороны, субсидируя ее через энергоносители, а с другой — предоставляя свой рынок для ее товаров», — считает аналитик. Его вывод: интересы Москвы носят великодержавный характер, и Беларусь рассматривается как стратегический плацдарм.
Конечно, ремейка советской экономической системы не будет, добавляет Антон Болточко. Но то, что в интеграционных планах Москвы сильна политическая составляющая, подчеркивает собеседник Naviny.by, видно хотя бы по сюжету с Украиной, которую Кремль сейчас правдами и неправдами пытается затащить в Таможенный союз.
Андрей Егоров, директор Центра европейской трансформации (Минск), также обращает внимание на то, что особого экономического выигрыша для России от Евразийского союза не просматривается.
«Во многом ее экономика конкурентна белорусской и казахстанской, — сказал политолог в комментарии для Naviny.by, — и в Таможенном союзе существуют расхождения по многим позициям. Кроме того, Россия не хочет переходить на чисто рыночные отношения, снимать таможенные барьеры и субсидирование своей экономики в Таможенном союзе. То есть идет чисто политическая игра, экономические рычаги используются в политических интересах».
В таможенной тройке не умеют играть по правилам
Есть и еще одна закавыка. Перед Беларусью стоит задача срочно модернизировать производство. Но ни Россия, ни Казахстан — две сырьевых экономики — в этом деле локомотивами стать не способны. Напротив, Лукашенко на встрече с Ахметовым заметил: «Думаю, что белорусам надо более активно работать в сфере индустриализации казахстанской экономики. Это для нас выгодно».
Конечно, и такие, например, проекты, как выпуск в Казахстане техники марок БелАЗ, МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», могут дать копейку белорусской казне. Но по большому счету кооперация небогатых и технологически непродвинутых постсоветских государств на чудеса не способна.
Тем более что и декларированного свободного рынка в рамках тройки нет, отмечает вслед за Андреем Егоровым и Антон Болточко. Все равно пускается в ход протекционизм, применяются недозволенные приемы против свободной конкуренции.
В этом плане показателен сюжет с поставками белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Сначала Москва выкручивала руки, чтобы белорусы сполна выполняли обязательства, а потом, когда оказалось, что соседский товар сбивает цены, хозяева российских кампаний побежали жаловаться в свое правительство.
У Москвы нет столько денег
Егоров добавляет: нельзя рассматривать проект Евразийского союза в отрыве от того, что происходит внутри самой России, не обращая внимания на возврат имперской риторики, бряцание оружием и т.д.
И действительно, планы Москвы разместить авиабазу в Барановичах уже возбудили в Беларуси ожесточенную дискуссию: не слишком ли дорого приходится платить за дешевый газ, превращая страну в чужой военный плацдарм?
«Имперские основания политики России очевидны. Другое дело, что амбиции есть, а возможностей их реализации совсем мало. Россия не способна быть технологически и цивилизационно привлекательной даже для Казахстана, не говоря уже о более продвинутой Беларуси», — резюмирует директор Центра европейской трансформации.
Сегодня Путину приходится откровенно проплачивать интеграционную лояльность Минска. Но если цены на нефть упадут всерьез и надолго (а их уже колбасит), то пряников может не хватить. «Тогда Россия будет вынуждена задуматься о собственном выживании, и весь интеграционный проект Путина рассыплется», — прогнозирует экономист Антон Болточко.
Ну а пока тройка президентов-интеграторов наметила встретиться 29 мая в Астане. Путина с его планами форсировать проект Евразийского союза будут ждать два крепких орешка.
Александр КЛАСКОВСКИЙ