Лукашенко потребовал в течение месяца разобраться с организационно-кадровыми вопросами в Минэнерго и по тарифам
Источник материала: БелТА
16.04.2013 23:13
—
Новости Политики
16 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал в течение месяца разобраться с проблемными вопросами Министерства энергетики: как организационно-кадровыми, так и по формированию тарифов. Такую задачу глава государства поставил 16 апреля на совещании по вопросу функционирования и развития белорусской энергетики, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.
Открывая совещание, Президент указал на особую значимость энергетики для успешного развития экономики страны. "Энергетический комплекс, безусловно, является одной из ключевых, стратегически важных отраслей экономики. Я бы сказал - фундаментальной отраслью экономики, и на нее завязаны другие экономические процессы в нашей стране. Любой сбой в ее работе может привести к крайне негативным последствиям, поскольку затрагивает все без исключения отрасли и систему жизнеобеспечения страны", - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства убежден, что только опережающее и динамичное развитие энергетики придаст необходимый импульс развитию реального сектора экономики и повышению качества жизни населения.
Александр Лукашенко напомнил, что в 2007 году была утверждена Концепция энергетической безопасности Беларуси до 2020 года. В ней учтены мировые тенденции изменения потребления топливно-энергетических ресурсов, определены потенциальные и реальные угрозы в энергетической сфере. "С учетом долгосрочной перспективы мы определили цели, задачи и основные направления обеспечения энергетической независимости страны, предусмотрели соответствующие средства для их достижения", - отметил Президент.
За последние шесть лет благодаря активной инвестиционной политике государства организации Минэнерго освоили $7 млрд. капитальных вложений. "С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, исходя из того, что там происходит и как осваивались эти средства, не совсем хорошо", - заметил Президент.
Тем не менее проведенная работа позволила существенно повысить надежность систем электроснабжения, а уровень износа основного оборудования значительно снизился - с 60% до 40%. Кроме того, за счет модернизации генерирующих мощностей и сетевого хозяйства на 7% снижен удельный расход топлива на выработку электроэнергии. Развивается перспективное направление диверсификации источников электроснабжения, ведется строительство белорусской атомной электростанции.
Однако, по словам главы государства, в отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: "Как мне докладывают контролирующие органы, не все из намеченного выполняется, соответствующей отдачи от вложенных средств до сих пор не получено. Серьезные недоработки имеются по многим направлениям. И все это на фоне обостряющихся проблем внутри отрасли".
Президент констатировал несогласованность проводимой энергетической политики, что в свою очередь обостряет противоречия между разными отраслями и регионами, усугубляет проблему перекрестного субсидирования. "Смотрите, до чего доходит. Промышленные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства просто отказываются от услуг Минэнерго, создают собственные дублирующие мощности. При этом ни те, ни другие на компромисс не идут. В результате энергетические предприятия становятся более затратными, а покрывать свои растущие издержки энергетики планируют за счет населения и бюджета. Такая позиция для государства контрпродуктивна, и так дело не пойдет", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства указал на такие проблемы, как непрозрачность механизмов формирования стоимости услуг по тепло- и электроснабжению, а также постоянное повышение тарифов, что вызывает негативную реакцию как субъектов хозяйствования, так и населения. "На этом начинают активно спекулировать и наши противники. Поэтому мной было поручено Комитету государственного контроля провести детальную проверку обоснованности формирования тарифов", - отметил Президент. При этом Александр Лукашенко напомнил о неизменности своего требования, которое заключается в том, что рост доходов населения должен непременно опережать рост соответствующих тарифов.
Александр Лукашенко положительно оценил введение дифференцированной оплаты за потребление электроэнергии. Однако он обратил внимание на нецелевое использование полученных за счет этого средств со стороны Министерства энергетики. "Плату за перерасход Минэнерго забирает в свой котел, то есть использует по своему усмотрению, а не строго по целевому назначению - на энергосбережение. Так дело не пойдет", - подчеркнул глава государства.
По мнению Президента, очевидны перекосы и в вопросах энергосбережения: "Что за поблажки устраиваются для Минэнерго в виде не столь напряженных заданий, как для других отраслей? И при этом - полное отсутствие материальной ответственности за их невыполнение. Энергетики сформировали общество, которое можно назвать государством в государстве. Это некая своя независимая организация с элементами мафии и банды".
Александр Лукашенко также констатировал неэффективность экспорта электроэнергии. "При существующем избытке мощностей для увеличения их полезной загрузки нам необходимо наращивать экспорт. Однако что получается на деле: за прошлый год вдвое увеличили экспорт электроэнергии, но экспортная цена не покрывала даже сложившихся внутри страны затрат, - констатировал глава государства. - Ситуация продолжается и в этом году. Причем продаем по еще более низким ценам. Что это за бизнес?".
Реализация инвестиционных проектов в энергетике, по мнению Президента, идет из рук вон плохо: "Сплошь и рядом непродуманные решения, завышение стоимости проектных работ, заключение договоров с потенциальными банкротами и посредническими компаниями, покупка некачественного, а зачастую и контрафактного оборудования, срыв сроков реализации и убытки".
Президент считает, что до сих пор в отрасли не наведен порядок в системе государственных закупок. "А ведь именно здесь зачастую выявляются факты воровства, откатов, коррупции, да и элементарное разгильдяйство. Деньги-то не свои, вот и сорят напропалую", - отметил глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание на кадровые проблемы в энергетической отрасли. По его словам, при проведении оптимизации госаппарата следовало более детально проанализировать работу Министерства энергетики: "У Минэнерго два самостоятельных крупных объединения в подчинении - "Белэнерго" и "Белтопгаз". Чем занимается министерство? Откатами? Мешают работать? Зачем нам вообще такое министерство? Тоже вопрос".
"Как видите, проблем предостаточно, и не все из них я перечислил", - подчеркнул Президент.
Министр энергетики Александр Озерец отметил, что отрасль в востребованных объемах надежно и бесперебойно обеспечивает население и реальный сектор экономики электрической, тепловой энергией и газом.
Министр обратил внимание на некоторые проблемы, существующие в отрасли, и в частности на физический износ оборудования. По его словам, по госпрограмме планируется до 2016 года обеспечить ввод в эксплуатацию 2241 МВт высокоэффективных технологических мощностей и при этом вывести 1840 МВт тех мощностей, которые сегодня не востребованы и не могут быть использованы. Это позволит обеспечить снижение отказов в работе оборудования, сократить удельный расход топлива и получить значительную экономию финансовых средств. Александр Озерец отметил, что эффект от реализации всех мероприятий оценивается более чем в $630 млн., что ляжет в базу снижения себестоимости электрической и тепловой энергии.
С учетом экономической целесообразности предусматривается развитие источников на местных видах топлива, в том числе сооружение четырех гидроэлектростанций суммарной электрической мощностью более 100 МВт.
Проводится системная работа по сокращению издержек в отрасли.
Министр признал наличие недостатков по вводу ряда генерирующих мощностей, в частности на Березовской ГРЭС, Гродненской ТЭЦ, а также издержки в работе блока на Минской ТЭЦ-5. Что касается Березовской ГРЭС, то, по словам Александра Озерца, необходимое оборудование будет поставлено в конце июля. В первом полугодии 2013 года будет введен и парогазовый блок на Гродненской ТЭЦ-2.
В свою очередь председатель Комитета государственной безопасности Валерий Вакульчик сообщил, что по имеющимся фактам проволочек с вводом мощностей на Березовской ГРЭС Следственный комитет возбудил уголовное дело. Он рассказал, что аналогичная ситуация наблюдается и при реконструкции Мозырской ТЭЦ, где также затягиваются сроки ввода примерно на 2 года.
Касаясь вопроса перекрестного субсидирования, Александр Озерец отметил, что тарифы на электрическую, тепловую энергию и газ полностью не покрывают затраты. По его словам, в соответствии с программой социально-экономического развития до 2015 года в стране должны выйти на уровень возмещения коммунальных услуг потребителями в 60%, что позволит создать финансовый баланс для расчетов за привлеченные кредитные ресурсы и снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию.
Глава Администрации Президента Андрей Кобяков обратил внимание на то, что сегодня в стране целый ряд энергоисточников загружен только на 20-30%. При этом расходы на их содержание и обеспечение ложатся на всю энергосистему. В то же время наращивается импорт электроэнергии.
По мнению главы Администрации Президента, необходимо пересмотреть целесообразность капитальных вложений в энергетическое хозяйство, определенных Концепцией энергетической безопасности.
Кроме того, Андрей Кобяков считает, что отсутствие прозрачности в затратах Минэнерго и формировании тарифов порождает серьезные подозрения и негативную реакцию. Исходя из этого преобразования требует сама структура энергетики.
Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон отметил, что доля доминирующего энергоресурса - газа - в производстве тепловой электрической энергии продолжает превышать критический пороговый уровень энергетической безопасности, определенный государственной программой развития белорусской энергетической системы.
Он подробно остановился на отдельных проблемах работы энергетической отрасли.
По его мнению, там создана недостаточно эффективная система управления, проводится несовершенная тарифная политика, не выполняются важнейшие прогнозные показатели, срываются сроки модернизации энергетических мощностей.
По словам председателя КГК, существующая система управления не обеспечивает требуемую эффективность функционирования отрасли. В качестве примера он привел следующие цифры. Так, для управления энергосистемой, в которую входит 80 предприятий, численность аппарата Министерства энергетики составляет 137 человек и выросла со времени создания Министерства в сентябре 2001 года более чем в 2 раза. С учетом государственных объединений "Белэнерго" и "Белтопгаз" она составляет 395 человек. При этом Министерство промышленности управляет 252 предприятиями при численности персонала в 146 человек, численность Минтранса составляет 81 единицу на 169 подведомственных организаций. По мнению Комитета госконтроля, созданная система управления энергетической отраслью приводит к дублированию функций и перераспределению ответственности при принятии управленческих решений.
Говоря о тарифной политике, Александр Якобсон отметил, что ее определяют принятые еще в прошлом веке ведомственные нормативные акты. При этом за прошедшие десятилетия изменилась структура производства и потребления энергии, на объектах энергетики внедрено и работает более современное и эффективное оборудование. "Однако подходы к расчетам тарифов определяются Минэкономики и Минэнерго в отдельных случаях исходя из ведомственных интересов последнего, а не общегосударственных", - заявил председатель КГК.
Он привел конкретный пример с формированием тарифов на электроэнергию для населения на 2013 год. По словам Александра Якобсона, здесь заложены более высокие уровни удельных норм расхода топлива, а также потерь в электро- и теплосетях, чем фактически сложившиеся в 2012 году. При этом при снижении стоимости потребляемого предприятиями "Белэнерго" газа на 12% топливная составляющая в тарифе на электроэнергию уменьшилась только на 2,5%.
Председатель КГК считает, что более оперативного решения требует вопрос снижения при перекрестном субсидировании убытков от применения так называемых базовых тарифов для населения за счет предприятий. Высокие тарифы на электро- и теплоэнергию для промышленных предприятий приводят к отказу их от централизованного энергоснабжения и строительству собственных энергоисточников. В результате снижается нагрузка на энергосистемы и повышается стоимость вырабатываемой энергии для оставшихся потребителей.
В качестве сравнения Александр Якобсон привел тариф для промышленных потребителей соседних с Беларусью стран, в частности, в Латвии он составляет 12 центов за кВт/ч, в Польше - 10, в России - 9, в Беларуси - 14.
Александр Якобсон обратил внимание и на тот факт, что неоправданно большие средства предприятия энергетики тратят на содержание многочисленной социальной сферы, включающей 7 санаториев, 14 баз отдыха, более 20 оздоровительных комплексов и другие объекты. "Убытки от содержания данных объектов относятся на основную деятельность, а ведь это достаточно доходный у нас в стране вид услуг, способный не только окупать свои затраты, но и приносить прибыль", - отметил председатель КГК. Так, убытки от содержания социальной сферы только "Витебскэнерго" в 2012 году составили Br8 млрд.
Кроме того, объединение "Белтопгаз" ежегодно выделяет средства на займы своим работникам. Так, только за 2012 год было выдано займов на сумму около Br9,5 млрд., при этом на текущий год только по центральному аппарату объединения запланировано увеличение средств почти в 4 раза.
Одной из основных причин высокой себестоимости электроэнергии Александр Якобсон назвал затягивание сроков модернизации генерирующих мощностей. По его словам, небрежное отношение к разработке проектной документации и обоснованию выбора поставщиков, непринятие мер по установлению жесткого контроля за соблюдением технологий строительства и условий поставок оборудования привело к срыву сроков реализации ряда инвестиционных проектов и значительному их удорожанию. Так, неоднократный перенос сроков реализации проектов на Березовской ГРЭС и Гродненской ТЭЦ-2, до настоящего времени не введенных в эксплуатацию, уже потребовал дополнительных расходов в сумме Br120 млрд. При этом только на командировки специалистов "Брестэнерго" для обеспечения поставок оборудования потрачено около Br2 млрд. Не соблюдаются и новые сроки поставки оборудования.
Не добившись снижения затратности генерирующих установок и сетевого хозяйства, министерство увеличивает объемы импорта более дешевой электроэнергии (на 38% за 2012 год).
Александр Якобсон указал на необходимость диверсификации генерирующих мощностей, ускоренного развития производства на местных видах топлива и возобновляемых источников энергии. По его словам, доля местных видов топлива в системе "Белэнерго" не превышает 5%. Слабыми темпами развивается гидроэнергетика, за последние 3 года установленные мощности имеющихся в стране гидроэлектростанций составляют не более 0,5% всей энергетической мощности страны. Не получили должного развития и ветроэнергетические установки. "Отсутствие тщательного выбора и обоснований реализуемых проектов, непринятие мер по увеличению загрузки приводит к простому вымыванию значительных финансовых средств", - подчеркнул председатель КГК.
Он отметил, что отдельные результаты проверок КГК выявляют факты несоблюдения действующего законодательства о закупках, нецелевого использования средств, нарушений проектно-сметной документации, завышение объемов и стоимости выполненных работ.
Александр Якобсон считает, что необходимо коренным образом перестроить подходы к работе энергетической отрасли в сторону повышения ее эффективности, включая снижение необоснованных затрат и сокращение сроков модернизации объектов энергетики, формирование продуманной экономически обоснованной тарифной политики, устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний.
Председатель КГБ Валерий Вакульчик рассказал, что выявлены факты недобросовестного подхода должностных лиц Минэнерго при организации государственных закупок. Так, упущенная выгода при простое блока Березовской ГРЭС составила $70 млн.
Премьер-министр Михаил Мясникович признал, что тарифная политика несовершенна: "На тарифы списываются многие непроизводственные расходы и потери. Поэтому многие предприятия стремятся к тому, чтобы создать свои мощности и отключиться от общей энергосистемы. Здесь, конечно, влияет и перекрестное субсидирование".
"Вы душите население, душите предприятия, вы приходите ко мне и постоянно просите и требуете: надо тарифы увеличивать для населения - надо на мусор, на то, на это", - возмутился Александр Лукашенко.
Президент потребовал предоставить ему прозрачную схему формирования тарифов. "До сих пор у меня полной ясности нет. Говорят, что населению надо возмещать 60% затрат и сегодня этого нет. А я скажу, что 70% есть! Потому что, во-первых, я не знаю истинных тарифов ЖКХ, и мне кажется, что эта себестоимость у них увеличена - факты приводили, она в два раза выше, чем могла бы быть. А если в два раза выше, то наше население сегодня платит не 30%, а 60% с лишним. Попробуйте меня опровергнуть! Вот я так посчитал", - сказал глава государства.
"Работой этого сектора экономики я категорически недоволен!" - подчеркнул Александр Лукашенко.
"Я вас предупреждал в прошлом году, что я ни за кем больше бегать не буду! Я буду контролировать как Президент, давать оценку кадрам и, если надо, менять эти кадры. Видимо, настало время нам тщательно посмотреть в комплексе на Министерство энергетики и принять решения: и кадровое, и организационное, и по системе управления посмотреть", - сказал глава государства.
Александр Лукашенко затронул и вопрос содержания системой Минэнерго социальных объектов. "Сколько у них там домов отдыха, санаториев, профилакториев и прочих баз отдыха! Слушайте, они столько не работают, сколько у них баз отдыха, и они все отдыхают! Они ведь отдыхают за счет всего белорусского народа! Потому что содержат эти базы отдыха за счет увеличения тарифов, увеличения цены на электроэнергию, пусть не на 100%, но оттуда они это получают! Кто им это позволил делать?" - сказал глава государства, поручив соответствующим органам детально разобраться в этом вопросе.
"На каких автомобилях они ездят? На какие нужды они выдают эти кредиты и под какие проценты? - отметил Президент. - Я советую всем до проверки сделать так, чтобы к вам не было никаких вопросов, особенно низовым структурам. Ладно, с министерством понятно, мы с ними разберемся, и притом в ближайшее время. Пощады никому не будет, и не ждите!".
Александр Лукашенко поручил не затягивать следствие по выявленным фактам нарушений.
"Вопрос не в кровожадности Президента. Но я вам не позволю так работать в стране. Ни премьер-министру, ни вице-премьеру, ни вам", - сказал глава государства, обращаясь к министру энергетики.
Президент подчеркнул, что в течение этой недели должен быть решен кадровый вопрос в Минэнерго.
"Создайте группу из специалистов и выверните наизнанку все вопросы по Минэнерго. И чтобы мы видели, какой реальный тариф. И вы увидите, какое будет тут перекрестное субсидирование", - поручил глава государства.
"Порядок должен быть наведен. И он будет наведен, - подчеркнул Президент. - Категорически не приемлю такую работу этого министерства!"
"В течение этого месяца все вопросы должны быть решены. И на его примере раскрутите так, чтобы другим не было повадно", - добавил глава государства.
Открывая совещание, Президент указал на особую значимость энергетики для успешного развития экономики страны. "Энергетический комплекс, безусловно, является одной из ключевых, стратегически важных отраслей экономики. Я бы сказал - фундаментальной отраслью экономики, и на нее завязаны другие экономические процессы в нашей стране. Любой сбой в ее работе может привести к крайне негативным последствиям, поскольку затрагивает все без исключения отрасли и систему жизнеобеспечения страны", - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства убежден, что только опережающее и динамичное развитие энергетики придаст необходимый импульс развитию реального сектора экономики и повышению качества жизни населения.
Александр Лукашенко напомнил, что в 2007 году была утверждена Концепция энергетической безопасности Беларуси до 2020 года. В ней учтены мировые тенденции изменения потребления топливно-энергетических ресурсов, определены потенциальные и реальные угрозы в энергетической сфере. "С учетом долгосрочной перспективы мы определили цели, задачи и основные направления обеспечения энергетической независимости страны, предусмотрели соответствующие средства для их достижения", - отметил Президент.
За последние шесть лет благодаря активной инвестиционной политике государства организации Минэнерго освоили $7 млрд. капитальных вложений. "С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, исходя из того, что там происходит и как осваивались эти средства, не совсем хорошо", - заметил Президент.
Тем не менее проведенная работа позволила существенно повысить надежность систем электроснабжения, а уровень износа основного оборудования значительно снизился - с 60% до 40%. Кроме того, за счет модернизации генерирующих мощностей и сетевого хозяйства на 7% снижен удельный расход топлива на выработку электроэнергии. Развивается перспективное направление диверсификации источников электроснабжения, ведется строительство белорусской атомной электростанции.
Однако, по словам главы государства, в отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: "Как мне докладывают контролирующие органы, не все из намеченного выполняется, соответствующей отдачи от вложенных средств до сих пор не получено. Серьезные недоработки имеются по многим направлениям. И все это на фоне обостряющихся проблем внутри отрасли".
Президент констатировал несогласованность проводимой энергетической политики, что в свою очередь обостряет противоречия между разными отраслями и регионами, усугубляет проблему перекрестного субсидирования. "Смотрите, до чего доходит. Промышленные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства просто отказываются от услуг Минэнерго, создают собственные дублирующие мощности. При этом ни те, ни другие на компромисс не идут. В результате энергетические предприятия становятся более затратными, а покрывать свои растущие издержки энергетики планируют за счет населения и бюджета. Такая позиция для государства контрпродуктивна, и так дело не пойдет", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства указал на такие проблемы, как непрозрачность механизмов формирования стоимости услуг по тепло- и электроснабжению, а также постоянное повышение тарифов, что вызывает негативную реакцию как субъектов хозяйствования, так и населения. "На этом начинают активно спекулировать и наши противники. Поэтому мной было поручено Комитету государственного контроля провести детальную проверку обоснованности формирования тарифов", - отметил Президент. При этом Александр Лукашенко напомнил о неизменности своего требования, которое заключается в том, что рост доходов населения должен непременно опережать рост соответствующих тарифов.
Александр Лукашенко положительно оценил введение дифференцированной оплаты за потребление электроэнергии. Однако он обратил внимание на нецелевое использование полученных за счет этого средств со стороны Министерства энергетики. "Плату за перерасход Минэнерго забирает в свой котел, то есть использует по своему усмотрению, а не строго по целевому назначению - на энергосбережение. Так дело не пойдет", - подчеркнул глава государства.
По мнению Президента, очевидны перекосы и в вопросах энергосбережения: "Что за поблажки устраиваются для Минэнерго в виде не столь напряженных заданий, как для других отраслей? И при этом - полное отсутствие материальной ответственности за их невыполнение. Энергетики сформировали общество, которое можно назвать государством в государстве. Это некая своя независимая организация с элементами мафии и банды".
Александр Лукашенко также констатировал неэффективность экспорта электроэнергии. "При существующем избытке мощностей для увеличения их полезной загрузки нам необходимо наращивать экспорт. Однако что получается на деле: за прошлый год вдвое увеличили экспорт электроэнергии, но экспортная цена не покрывала даже сложившихся внутри страны затрат, - констатировал глава государства. - Ситуация продолжается и в этом году. Причем продаем по еще более низким ценам. Что это за бизнес?".
Реализация инвестиционных проектов в энергетике, по мнению Президента, идет из рук вон плохо: "Сплошь и рядом непродуманные решения, завышение стоимости проектных работ, заключение договоров с потенциальными банкротами и посредническими компаниями, покупка некачественного, а зачастую и контрафактного оборудования, срыв сроков реализации и убытки".
Президент считает, что до сих пор в отрасли не наведен порядок в системе государственных закупок. "А ведь именно здесь зачастую выявляются факты воровства, откатов, коррупции, да и элементарное разгильдяйство. Деньги-то не свои, вот и сорят напропалую", - отметил глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание на кадровые проблемы в энергетической отрасли. По его словам, при проведении оптимизации госаппарата следовало более детально проанализировать работу Министерства энергетики: "У Минэнерго два самостоятельных крупных объединения в подчинении - "Белэнерго" и "Белтопгаз". Чем занимается министерство? Откатами? Мешают работать? Зачем нам вообще такое министерство? Тоже вопрос".
"Как видите, проблем предостаточно, и не все из них я перечислил", - подчеркнул Президент.
Министр энергетики Александр Озерец отметил, что отрасль в востребованных объемах надежно и бесперебойно обеспечивает население и реальный сектор экономики электрической, тепловой энергией и газом.
Министр обратил внимание на некоторые проблемы, существующие в отрасли, и в частности на физический износ оборудования. По его словам, по госпрограмме планируется до 2016 года обеспечить ввод в эксплуатацию 2241 МВт высокоэффективных технологических мощностей и при этом вывести 1840 МВт тех мощностей, которые сегодня не востребованы и не могут быть использованы. Это позволит обеспечить снижение отказов в работе оборудования, сократить удельный расход топлива и получить значительную экономию финансовых средств. Александр Озерец отметил, что эффект от реализации всех мероприятий оценивается более чем в $630 млн., что ляжет в базу снижения себестоимости электрической и тепловой энергии.
С учетом экономической целесообразности предусматривается развитие источников на местных видах топлива, в том числе сооружение четырех гидроэлектростанций суммарной электрической мощностью более 100 МВт.
Проводится системная работа по сокращению издержек в отрасли.
Министр признал наличие недостатков по вводу ряда генерирующих мощностей, в частности на Березовской ГРЭС, Гродненской ТЭЦ, а также издержки в работе блока на Минской ТЭЦ-5. Что касается Березовской ГРЭС, то, по словам Александра Озерца, необходимое оборудование будет поставлено в конце июля. В первом полугодии 2013 года будет введен и парогазовый блок на Гродненской ТЭЦ-2.
В свою очередь председатель Комитета государственной безопасности Валерий Вакульчик сообщил, что по имеющимся фактам проволочек с вводом мощностей на Березовской ГРЭС Следственный комитет возбудил уголовное дело. Он рассказал, что аналогичная ситуация наблюдается и при реконструкции Мозырской ТЭЦ, где также затягиваются сроки ввода примерно на 2 года.
Касаясь вопроса перекрестного субсидирования, Александр Озерец отметил, что тарифы на электрическую, тепловую энергию и газ полностью не покрывают затраты. По его словам, в соответствии с программой социально-экономического развития до 2015 года в стране должны выйти на уровень возмещения коммунальных услуг потребителями в 60%, что позволит создать финансовый баланс для расчетов за привлеченные кредитные ресурсы и снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию.
Глава Администрации Президента Андрей Кобяков обратил внимание на то, что сегодня в стране целый ряд энергоисточников загружен только на 20-30%. При этом расходы на их содержание и обеспечение ложатся на всю энергосистему. В то же время наращивается импорт электроэнергии.
По мнению главы Администрации Президента, необходимо пересмотреть целесообразность капитальных вложений в энергетическое хозяйство, определенных Концепцией энергетической безопасности.
Кроме того, Андрей Кобяков считает, что отсутствие прозрачности в затратах Минэнерго и формировании тарифов порождает серьезные подозрения и негативную реакцию. Исходя из этого преобразования требует сама структура энергетики.
Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон отметил, что доля доминирующего энергоресурса - газа - в производстве тепловой электрической энергии продолжает превышать критический пороговый уровень энергетической безопасности, определенный государственной программой развития белорусской энергетической системы.
Он подробно остановился на отдельных проблемах работы энергетической отрасли.
По его мнению, там создана недостаточно эффективная система управления, проводится несовершенная тарифная политика, не выполняются важнейшие прогнозные показатели, срываются сроки модернизации энергетических мощностей.
По словам председателя КГК, существующая система управления не обеспечивает требуемую эффективность функционирования отрасли. В качестве примера он привел следующие цифры. Так, для управления энергосистемой, в которую входит 80 предприятий, численность аппарата Министерства энергетики составляет 137 человек и выросла со времени создания Министерства в сентябре 2001 года более чем в 2 раза. С учетом государственных объединений "Белэнерго" и "Белтопгаз" она составляет 395 человек. При этом Министерство промышленности управляет 252 предприятиями при численности персонала в 146 человек, численность Минтранса составляет 81 единицу на 169 подведомственных организаций. По мнению Комитета госконтроля, созданная система управления энергетической отраслью приводит к дублированию функций и перераспределению ответственности при принятии управленческих решений.
Говоря о тарифной политике, Александр Якобсон отметил, что ее определяют принятые еще в прошлом веке ведомственные нормативные акты. При этом за прошедшие десятилетия изменилась структура производства и потребления энергии, на объектах энергетики внедрено и работает более современное и эффективное оборудование. "Однако подходы к расчетам тарифов определяются Минэкономики и Минэнерго в отдельных случаях исходя из ведомственных интересов последнего, а не общегосударственных", - заявил председатель КГК.
Он привел конкретный пример с формированием тарифов на электроэнергию для населения на 2013 год. По словам Александра Якобсона, здесь заложены более высокие уровни удельных норм расхода топлива, а также потерь в электро- и теплосетях, чем фактически сложившиеся в 2012 году. При этом при снижении стоимости потребляемого предприятиями "Белэнерго" газа на 12% топливная составляющая в тарифе на электроэнергию уменьшилась только на 2,5%.
Председатель КГК считает, что более оперативного решения требует вопрос снижения при перекрестном субсидировании убытков от применения так называемых базовых тарифов для населения за счет предприятий. Высокие тарифы на электро- и теплоэнергию для промышленных предприятий приводят к отказу их от централизованного энергоснабжения и строительству собственных энергоисточников. В результате снижается нагрузка на энергосистемы и повышается стоимость вырабатываемой энергии для оставшихся потребителей.
В качестве сравнения Александр Якобсон привел тариф для промышленных потребителей соседних с Беларусью стран, в частности, в Латвии он составляет 12 центов за кВт/ч, в Польше - 10, в России - 9, в Беларуси - 14.
Александр Якобсон обратил внимание и на тот факт, что неоправданно большие средства предприятия энергетики тратят на содержание многочисленной социальной сферы, включающей 7 санаториев, 14 баз отдыха, более 20 оздоровительных комплексов и другие объекты. "Убытки от содержания данных объектов относятся на основную деятельность, а ведь это достаточно доходный у нас в стране вид услуг, способный не только окупать свои затраты, но и приносить прибыль", - отметил председатель КГК. Так, убытки от содержания социальной сферы только "Витебскэнерго" в 2012 году составили Br8 млрд.
Кроме того, объединение "Белтопгаз" ежегодно выделяет средства на займы своим работникам. Так, только за 2012 год было выдано займов на сумму около Br9,5 млрд., при этом на текущий год только по центральному аппарату объединения запланировано увеличение средств почти в 4 раза.
Одной из основных причин высокой себестоимости электроэнергии Александр Якобсон назвал затягивание сроков модернизации генерирующих мощностей. По его словам, небрежное отношение к разработке проектной документации и обоснованию выбора поставщиков, непринятие мер по установлению жесткого контроля за соблюдением технологий строительства и условий поставок оборудования привело к срыву сроков реализации ряда инвестиционных проектов и значительному их удорожанию. Так, неоднократный перенос сроков реализации проектов на Березовской ГРЭС и Гродненской ТЭЦ-2, до настоящего времени не введенных в эксплуатацию, уже потребовал дополнительных расходов в сумме Br120 млрд. При этом только на командировки специалистов "Брестэнерго" для обеспечения поставок оборудования потрачено около Br2 млрд. Не соблюдаются и новые сроки поставки оборудования.
Не добившись снижения затратности генерирующих установок и сетевого хозяйства, министерство увеличивает объемы импорта более дешевой электроэнергии (на 38% за 2012 год).
Александр Якобсон указал на необходимость диверсификации генерирующих мощностей, ускоренного развития производства на местных видах топлива и возобновляемых источников энергии. По его словам, доля местных видов топлива в системе "Белэнерго" не превышает 5%. Слабыми темпами развивается гидроэнергетика, за последние 3 года установленные мощности имеющихся в стране гидроэлектростанций составляют не более 0,5% всей энергетической мощности страны. Не получили должного развития и ветроэнергетические установки. "Отсутствие тщательного выбора и обоснований реализуемых проектов, непринятие мер по увеличению загрузки приводит к простому вымыванию значительных финансовых средств", - подчеркнул председатель КГК.
Он отметил, что отдельные результаты проверок КГК выявляют факты несоблюдения действующего законодательства о закупках, нецелевого использования средств, нарушений проектно-сметной документации, завышение объемов и стоимости выполненных работ.
Александр Якобсон считает, что необходимо коренным образом перестроить подходы к работе энергетической отрасли в сторону повышения ее эффективности, включая снижение необоснованных затрат и сокращение сроков модернизации объектов энергетики, формирование продуманной экономически обоснованной тарифной политики, устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний.
Председатель КГБ Валерий Вакульчик рассказал, что выявлены факты недобросовестного подхода должностных лиц Минэнерго при организации государственных закупок. Так, упущенная выгода при простое блока Березовской ГРЭС составила $70 млн.
Премьер-министр Михаил Мясникович признал, что тарифная политика несовершенна: "На тарифы списываются многие непроизводственные расходы и потери. Поэтому многие предприятия стремятся к тому, чтобы создать свои мощности и отключиться от общей энергосистемы. Здесь, конечно, влияет и перекрестное субсидирование".
"Вы душите население, душите предприятия, вы приходите ко мне и постоянно просите и требуете: надо тарифы увеличивать для населения - надо на мусор, на то, на это", - возмутился Александр Лукашенко.
Президент потребовал предоставить ему прозрачную схему формирования тарифов. "До сих пор у меня полной ясности нет. Говорят, что населению надо возмещать 60% затрат и сегодня этого нет. А я скажу, что 70% есть! Потому что, во-первых, я не знаю истинных тарифов ЖКХ, и мне кажется, что эта себестоимость у них увеличена - факты приводили, она в два раза выше, чем могла бы быть. А если в два раза выше, то наше население сегодня платит не 30%, а 60% с лишним. Попробуйте меня опровергнуть! Вот я так посчитал", - сказал глава государства.
"Работой этого сектора экономики я категорически недоволен!" - подчеркнул Александр Лукашенко.
"Я вас предупреждал в прошлом году, что я ни за кем больше бегать не буду! Я буду контролировать как Президент, давать оценку кадрам и, если надо, менять эти кадры. Видимо, настало время нам тщательно посмотреть в комплексе на Министерство энергетики и принять решения: и кадровое, и организационное, и по системе управления посмотреть", - сказал глава государства.
Александр Лукашенко затронул и вопрос содержания системой Минэнерго социальных объектов. "Сколько у них там домов отдыха, санаториев, профилакториев и прочих баз отдыха! Слушайте, они столько не работают, сколько у них баз отдыха, и они все отдыхают! Они ведь отдыхают за счет всего белорусского народа! Потому что содержат эти базы отдыха за счет увеличения тарифов, увеличения цены на электроэнергию, пусть не на 100%, но оттуда они это получают! Кто им это позволил делать?" - сказал глава государства, поручив соответствующим органам детально разобраться в этом вопросе.
"На каких автомобилях они ездят? На какие нужды они выдают эти кредиты и под какие проценты? - отметил Президент. - Я советую всем до проверки сделать так, чтобы к вам не было никаких вопросов, особенно низовым структурам. Ладно, с министерством понятно, мы с ними разберемся, и притом в ближайшее время. Пощады никому не будет, и не ждите!".
Александр Лукашенко поручил не затягивать следствие по выявленным фактам нарушений.
"Вопрос не в кровожадности Президента. Но я вам не позволю так работать в стране. Ни премьер-министру, ни вице-премьеру, ни вам", - сказал глава государства, обращаясь к министру энергетики.
Президент подчеркнул, что в течение этой недели должен быть решен кадровый вопрос в Минэнерго.
"Создайте группу из специалистов и выверните наизнанку все вопросы по Минэнерго. И чтобы мы видели, какой реальный тариф. И вы увидите, какое будет тут перекрестное субсидирование", - поручил глава государства.
"Порядок должен быть наведен. И он будет наведен, - подчеркнул Президент. - Категорически не приемлю такую работу этого министерства!"
"В течение этого месяца все вопросы должны быть решены. И на его примере раскрутите так, чтобы другим не было повадно", - добавил глава государства.
БЕЛТА о новостях в стране и мире
БелТА (оригинал новости)