Московские пряники помогут «тупо дотянуть» до выборов-2015
Беларусь и Россия договорились о сотрудничестве в Антарктике. Это сообщение с саммита Лукашенко — Путин невольно улыбнуло. Да уж, нашим интеграторам гораздо легче найти общий язык относительно ледового континента, чем по поставкам нефти и продаже белорусских активов.
Правда, по итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства, прошедшего 15 марта под Санкт-Петербургом, Александр Лукашенко заявил, что в плане совместных проектов «в этом году мы можем емкое слово сказать». Но весь предыдущий опыт двусторонней интеграции показывает, что между словом и делом у Минска может быть дистанция огромного размера.
Белорусское руководство тянет резину, не желая уступать активы, а вместе с тем стремится взять максимальную предоплату за участие в чрезвычайно важном для Владимира Путина проекте Евразийского союза.
Кремль научился подвешивать партнера
С другой стороны, и в Москве не лыком шиты. Там научились держать скользкого белорусского партнера на коротком поводке. Один из способов — выдача траншами кредита ЕврАзЭС. Транши слегка задерживаются, чтобы союзнику служба медом не казалась.
Теперь этот опыт расширен, и точно так же Москва подвешивает Минск, понуждая к большей сговорчивости, поквартальным (раньше вопрос решался сразу на год) балансом нефтяных поставок.
15 марта в Санкт-Петербурге министр энергетики России Александр Новак сообщил журналистам, что лишь «в течение второго квартала, при подготовке баланса на третий квартал, мы выйдем, скорее всего, на окончательные договоренности по году». Таким образом, надежды белорусской стороны, что Путин царским жестом даст желаемые 23 миллиона тонн нефти сразу на год, пока не сбываются.
Есть ли шансы на 23 миллиона в принципе? «Нефтяной баланс завязан на обратные поставки белорусских нефтепродуктов в Россию», — отметил в комментарии для Naviny.by экономист Сергей Чалый.
Он подчеркнул, что топливные нужды России возрастают из-за остановки на плановый капитальный ремонт тамошних нефтеперерабатывающих заводов, а также возросшей потребности в более качественном бензине стандартов Евро-3 и Евро-4.
И если в прошлом году Беларуси сошел с рук срыв балансовых обязательств по возврату нефтепродуктов на российский рынок (причина проста: на Запад гнать прибыльнее), то ныне этот фокус явно не пройдет.
Даст ли Путин два миллиарда?
Перед заседанием ВГС независимая пресса писала, что Лукашенко полетел к Путину за деньгами. Что же в сухом остатке после встречи?
Путин сообщил, что строительство АЭС в Беларуси идет с опережением графика, первый блок будет сдан уже в 2018 году, второй — в 2020-м. При этом российские инвестиции составят до 10 млрд. долларов.
Здесь, однако, стоит заметить, что эти деньги идут на реализацию российского же проекта, закупку российской начинки АЭС.
А что же слышно насчет двух миллиардов долларов на экономическую модернизацию, которые так хотел получить Лукашенко? По этому поводу министр финансов России Антон Силуановвысказался в Петербурге обтекаемо: «Это переговорная позиция, наши руководители рассматривают этот вопрос».
«Вопрос о кредите, как можно судить по словам Силуанова, всего лишь поставлен, и непонятна перспектива, когда и при каких обстоятельствах он может быть рассмотрен, — отметил в интервью БелаПАН минский политический обозреватель Павлюк Быковский. — При этом российский министр подчеркнул, что при проведении массовой приватизации кредит Беларуси может не понадобиться. Представляется, что торг будет продолжен».
Добавим, что приватизацию на 2,5 миллиарда долларов Минск обещал Москве еще в прошлом году, но не ударил пальцем о палец. И Москва это проглотила. Вопрос в том, насколько она будет выкручивать руки теперь.
Экономика Беларуси может обвалиться даже до 2015 года
По мнению Сергея Чалого, белорусской стороне, скорее всего, удастся отделаться малой кровью. Могут быть реализованы, например, два из пяти намеченных совместных проектов — с участием МАЗа и «Гродно Азота», так как здесь стороны наиболее продвинулись, считает аналитик.
Чалый напоминает, что в свое время после нефтяных войн и сериала «Крестный батька» Путин подобрел к Лукашенко. «Путин решил, что поддержка Беларуси на плаву дешевле, чем потери от краха его интеграционных инициатив», — считает собеседник БелаПАН.
Теперь же для российского президента дело чести — создать к 1 января 2015 года громко разрекламированный им Евразийский союз. И это позволяет Минску надеяться на дополнительные бонусы.
Так что двухмиллиардный кредит вдобавок к дешевому газу и беспошлинной нефти вполне реален. Другое дело, что на модернизацию эти деньги если и пойдут, то лишь частично. Главное их назначение — удержать экономику до выборов-2015 года.
Последнее заседание Совмина с участием Лукашенко «показало, что никакой стратегии нет», полагает Чалый. По его мнению, модернизация в примитивной трактовке белорусского руководства («подлатать стены цехов и поставить новые станки») не только неэффективна, «но и вредна», так как лишь съедает ресурсы. И уж никак не может быть альтернативой структурным преобразованиям.
Ну а на структурные реформы перед выборами-2015 Лукашенко точно не пойдет. Таким образом, груз экономических проблем будет лишь отодвинут на потом. И в 2016-м белорусов может ждать финансово-экономический обвал в духе 2011 года. Ну, может, чуть помягче.
При этом есть риск, что обвал случится и раньше. Так что задача белорусских властей сейчас, по выражению Чалого, скорее всего, «в том, чтобы тупо дотянуть» до выборов. «Всё на грани», — лапидарно резюмировал эксперт.
Далеко вперед белорусское руководство заглядывать не привыкло — авось прорвемся. Стоит ли грузиться, если стратегии все равно нет? Да и народ, как показал эксперимент дважды девальвационного 2011 года, безропотно съедает последствия столь мудрой политики.
Александр КЛАСКОВСКИЙ