Белорусские радары прижали санкциями

Источник материала:  
13.02.2013 09:02 — Новости Политики

В минувшую субботу стало известно, что США ввели санкции против двух предприятий белорусского ВПК – компании «ТМ Сервисиз» (ТМС) и КБ «Радар», а также всех их дочерних структур. Санкции были введены вскоре после заявления Александра Лукашенко о том, что белорусский ВПК должен быть одним из основных источников поступления валюты в страну. При этом, как ни удивительно, американские санкции против белорусских оборонных предприятий выгодны прежде всего России.


Санкции как они есть

9 февраля информагентство ИТАР-ТАСС сообщило, что США ввели новые санкции против ряда юридических и физических лиц в Беларуси, Китае, Венесуэле, Иране, Сирии и Судане – всех их обвинили в нарушении положений американского Закона о нераспространении в отношении Ирана, КНДР и Сирии.

Как сообщил госдепартамент США, санкции применяются к двум организациям из Беларуси – компании «ТМ Сервисиз» (ТМС) и Республиканскому научно-промышленному унитарному предприятию КБ «Радар», всем их дочерним структурам. Вместе с ними в «черный список» попали пять физических и юридических лиц из КНР («BST текнолоджи энд трейд компани», «Корпорация по импорту-экспорту продукции точного машиностроения», «Далян санни индастриз», «Поли текнолоджи инкорпорейтед» и некий Карл Ли, пользующийся еще именем Ли Фанвей); три – из Ирана («Иран электроникс индастриз», «Марин индастриз организейшн» и Милад Джафари); два – из Судана («Аль-Заргаа инжиниринг комплекс» и «SMT инжиниринг»); Государственная военно-промышленная компания Венесуэлы; Бюро снабжения армии Сирии. Как и в случае с Беларусью, санкции распространяются и на их дочерние организации.

По мнению американских властей, действия перечисленных структур и граждан потенциально были способны внести «материальный вклад в разработку оружия массового уничтожения или крылатых или баллистических ракет». Более конкретных сведений относительно того, кто, когда, кому передавал какую именно технику или технологии, внешнеполитическое ведомство США не приводит.

Введение санкций означает, что правительству США запрещено заключать контракты с целью покупки каких-либо товаров, услуг и технологий у включенных в «черный список» людей и компаний, оказывать им какое- либо содействие. Также попавшие под санкции с этого момента не могут приобретать в США оружие и военную технику, услуги по их обслуживанию и иные товары, продажа которых за рубеж регулируется американскими правилами экспортного контроля.

Срок действия санкций – два года. Досрочно их действие может быть прекращено по решению госсекретаря США. Нынешнее решение о введении санкций было принято еще 20 декабря 2012-го, но вступило в силу только 5 февраля. Соответствующее распоряжение подписал исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Саймон Лимадж.

Кто пострадает в Беларуси

Компания «ТМ Сервисиз» (TMS) довольно малоизвестна в нашей стране. В каталогах она упомминается как компания, которая специализируется на научных разработках в сфере безопасности. В 2011 году она уже появлялась в «черных списках» США. Тогда сообщалось, что некий белорусский бизнесмен Юрий Чернявский попытался добыть технологии для своей компании TM Services у российской фирмы Optolink с целью их последующей продажи Ирану.

Что же касается ОАО «КБ «Радар», то оно является управляющей компанией холдинга «Системы радиолокации». Помимо него в холдинг входят ОАО «Алевкурп» и ОАО «Волатавто». «КБ «Радар» – ведущее предприятие оборонного сектора промышленности Беларуси, специализирующееся на разработке конструкторской документации, производстве и сопровождении аппаратуры для радиолокации и радиоэлектронной борьбы.

Кстати, из-за того, что в подчинении у ОАО «КБ «Радар» находится ОАО «Волатавто», в белорусских СМИ произошла определенная путаница. Дело в том, что «Волат» – это торговая марка и одноименные колесные платформы военного назначения производства Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). И некоторые журналисты решили, что санкциям теперь подвергнется именно МЗКТ.

Однако ОАО «Волатавто» – самостоятельное предприятие оборонного сектора, специализирующееся на проектировании и изготовлении мобильных быстроразворачиваемых платформ с гидро- и электроприводом и программируемой системой управления на колесном шасси. Они предназначены для размещения, транспортирования и обеспечения боевого применения сложных образцов вооружения. Также предприятие занимается модернизацией реактивных систем залпового огня, разработкой объемных гидроприводов, электрических приводов и систем управления ими.

ОАО «Волатавто» – это действительно дочернее предприятие МЗКТ, но оно получило самостоятельность еще в 1991 году. Сегодня для своих систем оно использует шасси не только МЗКТ, но и МАЗ, и других производителей.

Есть мнение, что введение санкций против КБ «Радар» на самом деле не имеет никакого отношения к оружию массового поражения – на самом деле это часть реакции американцев на одно из самых загадочных военно-технических событий 2012 года. В прошлом году иранские военные сумели перехватить управление и посадить на своей территории гордость американской армии – разведывательный беспилотный летательный аппарат RQ-170. Для этого, в частности, использовались новые белорусские мобильные твердотельные цифровые радиолокационные станции метрового диапазона «Восток-Э».

Именно «иранской» версии придерживаются и эксперты БДГ.

«Причин введения санкций может быть несколько. Во-первых, это факт перехвата иранцами в прошлом году американских БПЛА, особенно сверхсекретного RQ-170. Для такой операции требуется серьезная техническая база. И нет оснований полагать, что Иран смог разработать соответствующие технологии самостоятельно, – говорит Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus security blog. – Поэтому с самого начала звучали подозрения, что перехват беспилотников стал возможен благодаря импортному оборудованию. А 6 февраля иранский телеканал IRIB показал документальный фильм про историю перехвата БПЛА, где открыто продемонстрировано использовавшееся, по словам иранцев, оборудование: белорусские радиолокационные станции «Восток-Э» производства КБ «Радар» на шасси МЗКТ-65273-20. После этого в иранских СМИ кадры с белорусскими РЛС были растиражированы и прокомментированы в стиле «враг не пройдет».

Чем провинилось «TM Services» не совсем понятно – хотя бы в силу того, что нет достоверной информации о том, чем эта компания занимается вообще. Если исходить из того, что известно, то это может быть участие в иранской космической программе. В общем-то, «КБ Радар» и «TM Services» должны быть довольны: американские санкции потенциальные потребители могут рассматривать как знак качества их продукции».

Ролик, о котором говорит эксперт БДГ, можно посмотреть здесь (http://www.youtube.com/watch?v=aByFAwW2Puw), белорусская РЛС в нем мелькает на 7-й секунде.

Выгода россиян

Введение американцами санкций против белорусских предприятий ВПК автоматически ограничивает их экспортные возможности – одной Венесуэлой и Ираном сыт не будешь. Это означает, что для Беларуси более важным становится оборонный рынок России.

При этом совсем недавно предприятия Беларуси получили равный с российскими доступ к федеральному гособоронзаказу. По словам председателя Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергея Гурулева, 24 декабря правительство РФ издало постановление, согласно которому в России при размещении заказа для государственных нужд, в том числе в рамках гособоронзаказа, к товарам, материалам и комплектующим, страной происхождения которых является Беларусь, применяется режим, аналогичный режиму, установленному для товаров, материалов и комплектующих российского производства.

По сути, руководство России старается максимально задействовать потенциал белорусского ВПК в программе перевооружения своих вооруженных сил. Связано это с тем, что в Беларуси выпускается ряд образцов военной техники, которые не имеют аналогов на постсоветском пространстве. Это, прежде всего, тяжелые многоосные шасси, предназначенные для монтажа различных систем вооружений. В частности, грунтовых мобильных комплексов стратегических межконтинентальных ракет типа «Ярс» и «Тополь-М». Заместить белорусскую продукцию в этом сегменте российские предприятия просто не могут.

Российские военные очень высоко оценивают белорусские программные продукты, а также автоматизированные системы управления оружием и войсками, системами ПВО. В последние годы в Беларуси также успешно создаются собственные модели беспилотных летательных аппаратов, востребованные в России.

24 января Александр Лукашенко провел крупное совещание по вопросам развития ВПК. На нем были сформулированы преимущественно экспортные перспективы собственных военно-технических разработок белорусских предприятий. Президент констатировал, что стабильный спрос в различных странах мира имеют комплексы управления войсками и оружием, системы защиты от высокоточного оружия, радиолокационные станции, средства ПВО, производимые белорусскими оборонными предприятиями. «Сегодня более 70% продукции белорусского ВПК уходит на внешний рынок, а техника таких предприятий, как "Пеленг", МЗКТ, "Тетраэдр", практически в полном составе реализуется иностранным заказчикам», – сказал Лукашенко.

«Нам удалось преодолеть ситуацию, когда в структуре экспорта преобладала излишествующая в Вооруженных силах советская техника. Сейчас почти 90% экспортируемого вооружения и услуг – белорусские. Такую позитивную динамику нужно закреплять», – заявил президент.

Главными покупателями продукции белорусских предприятий, подведомственных Госвоенпрому, являются российские оборонщики. Российские производители вооружений сотрудничают с предприятиями ВПК Беларуси почти по 1600 наименованиям военно-технической продукции.

Белорусские предприятия поставляют в Россию навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенны, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программное обеспечение для них, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем.

В среде белорусских экспертов все чаще звучат опасения, что предприятия Госвоенпрома Беларуси могут быть попросту поглощены российским бизнесом. И эти опасения имеют под собой основание – например, российский вице-премьер Дмитрий Рогозин (курирует оборонзаказ, атомную и космическую промышленность, а также военно-техническое сотрудничество) уже не раз высказывался в том духе, что Россия может гарантировать свою безопасность только в том случае, если будет иметь в собственности и контролировать военное производство на всех уровнях.

По некоторым предположениям, равный доступ к российскому гособоронзаказу был предоставлен белорусским предприятиям в обмен на их ускоренную интеграцию в состав российского ВПК. Так что падение прибыльности белорусских предприятий сектора ВПК в результате американских санкций может лишь упростить их покупку россиянами.

 

←Лукашенко и Макей взялись за геополитические качели

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика