Модернизация избирательной системы — пыль в глаза Европе?
В эксклюзивном интервью информационному агентству БелаПАН председатель Центризбиркома Лидия Ермошина высказалась на тему изменения избирательной системы в Беларуси. Зачем властям реформы и что они дадут обществу?
Белорусские выборы уже давно стали объектом серьезной критики. Под ее прицелом практически все стадии избирательного процесса: от формирования избирательных комиссий и регистрации кандидатов до условий для наблюдателей и подсчета голосов.
И вот презентован пакет реформаторских планов от главы ЦИК Лидии Ермошиной. Реально ли власти озаботились постоянной критикой в адрес выхолощенных, как считают оппоненты, выборов? Или хочется пустить пыль в глаза Евросоюзу, выступившему с инициативой «Европейского диалога о модернизации с Беларусью»?
Новые предложения осторожны, но, вместе с тем, достаточно конкретны. Поэтому оставить их без анализа нельзя. Слова высших чиновников, сказанные сегодня в интервью, завтра могут стать законом.
Кто сможет выдвигать кандидатов?
Одна из идей Лидии Ермошиной — наделить республиканские общественные объединения, в состав которых входит более тысячи человек, правом выдвигать кандидатов на выборах. Глава ЦИК мотивировала это слабостью белорусских партий.
Пикантность в том, что норма, закрепляющая право общественных объединений выдвигать кандидатов на выборах, уже прописана в статье 69 Конституции. Однако сама власть однажды это право у них отобрала.
Сергей Альфер, юрист, эксперт в области избирательного законодательства, напоминает: «Избирательный кодекс изменили таким образом, что под общественными объединениями стали понимать только политические партии».
И в этом была своя логика (если вынести за скобки вольную трактовку Основного закона). Эксперт поясняет: «Общественные объединения по определению не могут заниматься политической деятельностью».
Таким образом, предложенное сейчас «новшество» — это лишь хорошо забытое старое.
Сергей Альфер считает: «Надо поднимать роль политических партий, а не общественных объединений, в том числе, может быть, и искусственно созданных для подобных действий».
Вот здесь, вероятно, и кроется сверхзадача предложенных изменений. По итогам сентябрьских выборов 57% мест (63 мандата) в Палате представителей досталось представителям откровенно провластного РОО «Белая Русь». Но можно подать такое положение дел эффектнее.
Если реальная многопартийность властям не нравится, то почему бы не создать пару-тройку лояльных общественных объединений и заполнить парламент их выдвиженцами?! Вот и обещанная народу модернизация, и подобие политической конкуренции для западного наблюдателя.
«Капитализм на выборах» по-белорусски
Лидия Ермошина также активно выступила за более широкое использование финансовых средств кандидата, его избирательного фонда на всех стадиях предвыборного процесса.
Сергей Альфер считает это предложение главы ЦИК нормальным: «Вполне очевидно, что усиление роли избирательных фондов на сегодняшний день необходимо». Такова мировая практика, напоминает эксперт, ни одно государство не в состоянии полностью платить за выборы.
В то же время собеседник БелаПАН подчеркивает, что и от государственной поддержки отказываться нельзя: «Государство в любом случае обязано выделять какой-то минимум финансирования в виде бесплатных выступлений на радио и телевидении». Все остальное, по мнению юриста, кандидат в депутаты должен покрывать из своего избирательного фонда.
А вот мнение Лидии Ермошиной по этому поводу: «Эфирное время надо предоставлять кандидатам иным способом: только на дискуссии, дебаты, а если хочешь выступить лично — покупай за свои деньги».
Но где гарантия, что государственный канал не откажет в предоставлении эфирного времени? Сколько минут максимум дадут кандидату? И будут ли оплаченные выступления цензурироваться, как это произошло на последних выборах с выступлениями бесплатными?
Даже такая, в общем-то, верная идея при «правильном» воплощении может стать еще одной декорацией. С одной стороны, вроде как модернизация избирательной системы и приобщение к мировому опыту. А с другой — еще более жесткий контроль над выступлениями кандидатов, только иными способами.
Самая важная идея пока вне обсуждения
Из 109 депутатов Палаты представителей нового созыва только пять представляют политические партии. Такого низкого уровня партийного представительства нет ни в одной европейской стране.
Повысить роль политических партий мог бы отход от мажоритарной избирательной системы. Даже Лидия Ермошина отмечает, что «это поможет формированию политической партийной системы».
Соглашается с такой оценкой и Сергей Альфер: «Введение пропорциональной системы приведет Беларусь медленными шажками на путь более цивилизованного развития, и это необходимо приветствовать».
Но, отвечая на прямой вопрос о планах ее введения, глава ЦИК заявляет: «Нет, я не предлагаю реформировать избирательную систему, так как понимаю, что нужно отталкиваться от реальностей, которые имеем сейчас».
По мнению же Сергея Альфера, «существуют определенные опасения президента относительно неконтролируемых последствий введения данной системы выборов».
Появление альтернативных влиятельных групп в парламенте и хотя бы имитационная политическая борьба — это предпосылки к дестабилизации вертикали власти.
Сильные партии, пусть даже лояльные изначально, вполне могут стать проблемой в случае политического кризиса. Взять хотя бы пример соседней России, где начала доставлять головную боль Кремлю задуманная в качестве марионеточной партия «Справедливая Россия» (строптивого члена ее думской фракции Геннадия Гудкова пришлось даже лишить мандата).
Белорусская власть, очевидно, боится серьезных реформ. Объявленная «модернизация сверху» пока выглядит лишь прожектом декоративных мер.
Артем ШРАЙБМАН