Дело Халип. «Новая газета» ждет действий от Лукашенко

Источник материала:  
18.10.2012 15:30 — Новости Политики

 

Главный редактор российской «Новой газеты» Дмитрий Муратов 17 октября направил письмо Александру Лукашенко с «искренними извинениями за свои поспешные выводы».

Дело Халип. «Новая газета» ждет действий от Лукашенко

«В публикации «Новой газеты» от 17 октября мы необоснованно сделали вывод, что Ваши слова в интервью английским журналистам о свободе перемещения нашего сотрудника Ирины Халип остались невыполненным обещанием», — говорится в письме, факсимиле которого размещено на сайте издания.

В британской ежедневной газете The Evening Standard в тот день был опубликован фрагмент интервью Александра Лукашенко от 9 октября, в котором он обещал освободить журналистку Ирину Халип. Корреспондент поинтересовался у Лукашенко, почему Халип не может выехать, например, на лечение в Москву, и отметил, что готов лично за нее поручиться. В ответ на это Лукашенко заявил: «А что, она у нас? Я думал, она в Москве. Отправьте сегодня же с вечерней лошадью с Женей (журналист Евгений Лебедев. — БелаПАН.) Халип. Забирайте и вообще ее больше сюда не привозите. Пусть едет. Я первый раз слышу, что она не может выехать в Москву подлечиться. Я об этом человеке вообще ничего не могу говорить. Вы хотите ее в Москву везти? Везите».

Журналист напомнил, что Халип находится под подпиской о невыезде, и Лукашенко обратился к кому-то из своих помощников с просьбой уточнить детали по делу Халип. «Уточните, кто вообще этим занимается из милиции или кто там, и мне скажете, — сказал Лукашенко. — И мы вам организуем. Да и не в Халип дело. Я уже принял решение. Видите, диктатура тоже хороша. Ни один президент сразу не принял бы решение, а я принял».

«Какое решение?» — уточнил Лебедев. На что Лукашенко ему ответил: «Ну, Халип вы сегодня повезете вместо жены домой или куда там».

В интервью «Новой газете», собкором которой в Минске работает Халип, сама журналистка рассказала, что 15 октября она пришла отмечаться в милиции и поинтересовалась, действительно ли может поехать в Москву. «В милиции посмеялись и сказали, что если я попытаюсь уехать за границу, меня сразу объявят в розыск и вернут в Минск в наручниках», — сказала Халип.

«Письмо главного редактора появилось после заметки, вышедшей во вчерашнем номере с описанием всей этой истории, получившейся с интервью газете The Independent и упоминанием Ирины Халип, — сообщила БелаПАН руководитель пресс-службы «Новой газеты»Надежда Прусенкова. — Мы действительно упрекнули белорусского президента в том, что он, как всегда, не выполняет свои обязательства, однако мы получили официальный ответ от Администрации президента Республики Беларусь о том, что для решения этого вопроса требуется несколько больше времени, чем те три дня, которые прошли с момента, как эта история закрутилась, и мы посчитали, что, возможно, действительно погорячились, поторопились».

«Мы, в общем-то, все знаем, что бюрократический аппарат — это конструкция не очень поворотливая, независимо от того, где он находится, в России или в Беларуси; что, возможно, действительно какая-то работа идет, и раз там необходимо какое-то решение суда, необходимо какое-то время, чтобы это произошло, то для того, чтобы не навредить Ирине в первую очередь (это наша основная задача), главный редактор направил официальное письмо господину президенту с тем, что, возможно, мы действительно поторопились и преждевременно сделали выводы о том, что белорусская сторона ничего не предприняла по этому поводу», — сказала представитель «Новой газеты».

«Мы следим за этой историей, — подчеркнула она. — Конечно, если и дальше никаких событий, никаких движений не произойдет, то мы снова вернемся к этой теме, отзовем свои извинения и поставим вопрос в более жесткой форме. На текущий момент наша позиция именно такова».

На вопрос, как долго газета собирается ждать, Прусенкова заявила: «Наверное, мы не будем ждать самого результата. Делается что-то или нет, будет понятно в течение ближайших полутора-двух недель. Если какие-то движения начнутся, то они будут заметны и очевидны. Этот факт вряд ли удастся скрыть. Мы не просто сидим и ждем, когда привезут на правительственном поезде Иру в Москву. Мы следим за этой ситуацией, мы все время держим руку на пульсе».

Ирина Халип заявила БелаПАН, что редакция «Новой газеты» получила сигнал из «высших эшелонов власти», что в случае «резких телодвижений» ее положение может ухудшиться, противном же случае, «может, что-нибудь и получится». «Главный редактор сказал мне, что для него важны моя жизнь и свобода, его главная цель — не навредить мне. Возможно, это письмо — аванс белорусской стороне, и теперь он ждет ответа. Я понимаю своего главного редактора: он слишком много похоронил коллег — висит уже шесть портретов, и он не хочет, чтобы появились седьмой и восьмой. Именно поэтому в свое время он помирился с главой Следственного комитета Бастрыкиным, который угрожал его заместителю», — сказала Халип. Журналистка выразила сомнение, что подписка о невыезде в ее отношении будет отменена.

В мае 2011 года Ирина Халип была признана виновной в участии в массовых беспорядках после выборов 19 декабря 2010 года и осуждена на два года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. Она не имеет права покидать Минск, обязана каждую неделю отмечаться в милиции и быть дома после 22.00. Срок отсрочки заканчивается 20 июля следующего года, после чего дело Халип будет вторично рассмотрено в суде, который решит, освободить ее, отправить в тюрьму или оставить в том же статусе еще на какой-то срок.



Дмитрий ВЛАСОВ

←Ирина Халип объяснила, почему главред "Новой газеты" извинился перед Лукашенко

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика