Вопрос о транзитной привлекательности Беларуси на неделе обсуждался на самом высоком уровне.
Вопрос о транзитной привлекательности Беларуси на неделе обсуждался на самом высоком уровне.
Рассказывает Сергей Хаментовский.
Чистота и хорошие дороги. Это, пожалуй, два самых первых впечатления гостей нашей страны. И действительно, белорусские дороги становятся комфортнее. Трасса М1-Е30, не за горами ввод "могилевки". За комфорт, как известно, надо платить. Это обычная мировая практика. Тема и стала центральной на совещании у Президента. Внедрение электронной системы взимания дорожных сборов - проект для Беларуси инновационный.
Общегосударственное значение этому, казалось бы, частному проекту придает транзитное положение республики. На встрече с австрийским инвестором Александр Лукашенко четко обрисовал условия сотрудничества. Основных - два.
(Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь)
Действующая система платных дорог в Беларуси пока представлена одной артерией - трассой М1-Е30. На ней четыре пункта взимания дорожных сборов. Хоть и приносят они доход регулярно, но устарели физически и концептуально. Бюджет на этих пунктах теряет порядка 20% сборов. Реконструировать дорого и неперспективно. Австрийская компания "Капш Трафик Ком" предлагает микроволновую технологию сбора оплаты за проезд. Так работает Европа.
(Александр Головнев, начальник управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор")
Под электронную систему дорожных сборов создадут и соответствующую инфраструктуру. Пункты пополнения баланса и продажи бортовых устройств откроют по всей стране.
(Александр Головнев, начальник управления содержания дорожной сети департамента "Белавтодор")
Собранные деньги пойдут на дальнейшую модернизацию дорог. Кстати, легковые автомобили по-прежнему будут ездить по дорогам бесплатно. Причем не только наши, но и партнеров по Таможенному союзу. Платить за проезд будет коммерческий транспорт. Это принципиальный момент. В Беларуси платную систему сдадут под ключ в три этапа. Первый, трасса М1-Е30. Дальше остальные дороги 1 категории.
(Эрвин Топлак, директор компании Kapsch (Австрия)
Платную систему дорог австрийцы обещают построить за собственные средства, а это 267 миллионов евро. За 20 лет белорусской казне она принесет порядка трех миллиардов долларов. И еще один момент: австрийцы обещают не менее 30 процентов локализации производства оборудования.
(Андрей Харковец, Министр финансов Беларуси)
(Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь)
После возврата государством вложенных инвестором средств, дорожная система перейдет к Беларуси в собственность. Итогом разговора у Президента стало поручение еще раз проработать финансовую сторону, выйти на справедливую формулу распределения долей участников проекта.
(Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь)
(Анатолий Калинин, заместитель Премьер-министра Беларуси)
По расчетам специалистов, система платных дорог окупится за три года. Ведь транзитные потоки, идущие по Беларуси, растут из года в год.