Выборы: концерт, фарс, фальсификация
Но именно с такого вопроса журналиста charter97.org началась беседа по поводу избирательной кампании с белорусским языковедом и дипломатом Петром Садовским.
Как и следовало ожидать – это каждый из нас знает по собственному опыту – нужно быть особенно «зрячим», чтобы не пропустить признаков этого общественно - политического действа в нашей стране. Вот и П.Садовский лишь однажды заметил два пикета – и всё. Ничем больше столица республики не обнаружила перед бывшим депутатом парламента (1991 – 1995 гг.) наличие в её общественном пространстве признаков избирательного процесса.
Для проходившего дипслужбу в Германии Садовского очевидно главное отличие от немцев в этом процессе: там «кандидаты партии чиновников, которая сформировала правительство, и оппозиционные - все имеют одинаковые права».
Нас же, в связи с проблемой участия в выборах или их бойкота, прежде всего волнует вопрос - как правильно - политически и нравственно - решить этот вопрос при наличии политзаключённых в нашей стране.
Увы, ответы чаще всего конъюнктурны и политики в них непоследовательны: «Когда-то же все соглашались, что предпосылка участия в «выборах» - это освобождение политзаключённых, – говорит Садовский. - А теперь некоторые - Милинкевич и «Справедливый мир» - закрыли глаза на это. Наконец, и Евросоюз, и Кэтрин Эштон, и все остальные всё время утверждают, что освобождение политзаключённых будет условием дальнейших переговоров, контактов».
При такой нечёткой и непоследовательной позиции политиков трудно ожидать, по мнению бывшего парламентария, какого-то серьёзного влияния на общество того, что происходит вокруг и по поводу «избирательных урн». Да и на сплочении оппозиционных сил на избирательной платформе тоже никто не рассчитывает.
Тут впору припомнить политику «малых дел». Садовский предлагал в своё время т.н. «микромониторинги» - контроль со стороны активистов гражданского общества и политических партий реальной ситуации на 1-3 избирательных участках, поскольку всего не охватишь: «показать, что не пришло столько людей, а результат, будто люди пришли».
«У меня личный опыт, - говорит Садовский. - Я был наблюдателем, когда выбирался Лукашенко, Гайдукевич и Гончарик. На нашем участке Гончарик набрал 47%, Лукашенко - 41%. Это было засвидетельствовано наблюдателями. Но комиссия протокол не подписала. Мы сделали фотографии. Присутствовали и иностранные журналисты, а назавтра заместитель Ермошиной сказал, что нигде Гончарик не победил. Я сам был свидетелем, и не только я. Вот такая наша действительность. И как-то всё это проходит».
Не случайно главные ассоциации, возникающие по отношению к словосочетанию «белорусские выборы», - концерт, фарс, фальсификация.
И это - из года в год. «Как при Гитлере, как при Сталине, как при коммунистической партии...» - таков вывод учёного и зкс-дипломата.