Анатолий Лебедько. МНЕНИЕ. Холодное лето 2012-го

Источник материала:  
Эвакуация белорусского посольства из Стокгольма — это фактическое объявление "холодной войны" не только Швеции, но и всему евро-атлантическому пространству.
 

Анатолий Лебедько. Председатель Объединенной гражданской партии, сопредседатель Объединенных демократических сил. Дважды избирался в парламент. Позиционирует себя как лидер политических оптимистов.

Почему такое могло случиться? Это естественно для белорусской системы принятия решений на государственном уровне. У нее нет фильтров. Данное решение, скорее всего, ни минуты не было в формате "проекта". Проекта, который проходит через экспертизу, моделирование последствий, воспроизводства всех плюсов и минусов принимаемого решения. Я не удивлюсь, если местный МИД узнал о свертывании дипмиссии из газет. Решение об объявлении "холодной войны" принято одной головой. Остальные послушно кивнули. А уродливая система принятия решений может породить все что угодно, самую невероятную и абсурдную глупость.

Голова не просто одна. У нее еще очень импульсивный мозг, который постоянно находится в положении осажденной крепости. Кругом враги и недруги — внутри страны, на Западе, на Востоке. Они постоянно угрожают безопасности его власти. И нужно все время быть начеку. Сюда плюсуется и нерадужная перспектива. Внешних долгов набрано много, подходит время их возвращения. Только в 2013 году надо вернуть, по самым скромным подсчетам, 8 миллиардов долларов. В политическом аспекте ситуация еще хуже – Запад достает требованиями вести себя поприличней. Восток поймал за руку на воровстве нефтепродуктов. И тут, как снег на голову, свалились шведы со своим легкомоторным самолетом и плюшевыми медвежатами!..

История с этим самолетом выбила из рук Минска его козырной туз – «мы тут надежно прикрываем вас, россиян, с запада». Шведы показали, что прикрытие – дырявое. Сейчас уже несколько источников сообщают, что происходящее стало предметом нескольких резких разговоров между Москвой и Минском. Эти разговоры вполне могли стать подпиткой для эмоционального срыва. И так как механизмов сдерживания нет, то этот срыв трансформировался в официальную позицию белорусского государства.

При этом нужно понять и логику Александра Лукашенко. Он привык своих противников брать на измор, умеет проявлять характер, потом всегда получая компенсацию. С лихвой.

Но сейчас, на нынешнем этапе противостояния Лукашенко – Евросоюз, такая тактика не приносит нужных результатов. После событий 19 декабря 2010 года прошло уже полтора года, но Европа так и не предприняла никаких односторонних шагов навстречу белорусским властям. Наоборот, сейчас вопрос о введении экономических санкций против Беларуси со стороны Евросоюза становиться очень актуальным. Белорусские власти сделали все, чтобы поставить его в повестку дня Брюсселя. Тему санкций протяжно и громко муссировала в недавнем прошлом государственная пропаганда. Дело даже дошло до судебных исков к представителям оппозиции, высказывавшихся в поддержку более жесткой политики Евросоюза по отношению к белорусскому режиму. Теперь же есть все основания для обращения с иском в суд уже к самими властям, которые не на словах, а через действия стимулируют принятие Брюсселем экономических санкций к собственной стране.

Особенность в том, что сейчас причиной санкций станут не внутрибелорусские проблемы – преследования и репрессии в отношении оппозиционеров, журналистов из негосударственных СМИ и правозащитников. Сейчас Красный дом замахнулся на Евросоюз. На одного из членов европейского сообщества. А там действует принцип: бьют одного – значит, бьют всех. И последние шаги белорусской власти обезоружили и ее лоббистов в Евросоюзе – в первую очередь, Словению и Латвию, которые из-за своих бизнес-контактов с Беларусью и олигархами из окружения Александра Лукашенко противились введению экономических санкций в отношении белорусской власти. По моей информации, голоса этих лоббистов теперь не слышны даже в кулуарах.

Не следует, однако, ожидать быстрых и скоропалительных решений. Евросоюз – это не Вашингтон, где решения принимаются в одном городе. Европейские власти – это тяжелая бюрократическая машина.

К тому же в ЕС понимают риски и угрозы такого шага. Это может привести к попытке политического аншлюса Беларуси со стороны России . Что неминуемо повлечет создание еще одной горячей точки.

И чтобы белорусам ни показывало местное телевидение, в Красном доме с тревогой будут ожидать окончательный вердикт Брюсселя. Ведь половина выручки от внешней торговли Беларуси приходит в белорусский бюджет именно с Запада. Так что говорить, что у Брюсселя нет рычагов воздействия или реагирования на официальный Минск, было бы ошибочным.

Что может принести среднестатистическому гражданину Беларуси “холодная война", инициированная Красным домом?

Сплошные минусы. Лукашенко из правителя превращается в вассала. Конфронтация с Западом делает его еще более слабым в международной политике. Он вынужден будет интегрироваться во внешнюю политику России. Слабость Лукашенко выглядит слишком соблазнительной и аппетитной, чтобы ею не воспользовалась Москва. За адвокатские услуги Кремля, за экономические преференции предстоит расплачиваться собственностью и суверенитетом. Станет ли от этого богаче белорусский гражданин? Нет! Станет ли свободнее и защищеннее местный житель? Нет!

Очевидно одно: экономический, финансовый кризис усиливается международным. Ближайшим последствием этого станет усиление репрессивной машины внутри страны. Уже сегодня происходит мобилизация всех силовых структур. Причем это не только милиция, КГБ, но и суды, военкоматы, налоговая инспекция и другие ведомства. Им дается полный карт-бланш. Беларусь вступает в полосу времени, которую без преувеличения можно назвать «политической шизофренией».

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

←Диалогу Литвы и Беларуси мешают политзаключенные, считает посол

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика