Мир без ядерной угрозы: мечта и реальность
В 1986 году Беларусь, испытав на себе страшную трагедию чернобыльской катастрофы, глубоко осознала угрозу ядерной безопасности. После обретения независимости белорусское государство самостоятельно приняло решение об отказе от ядерного оружия, находящегося на его территории, тем самым став примером и для других стран.
Исходя из этого, я считаю, что Беларусь может играть достаточно значимую роль в решении проблем международной ядерной безопасности.
Международный саммит по ядерной безопасности в Сеуле: плутоний нам не друг
С 26 по 27 марта нынешнего года в Сеуле был проведен 2–й международный саммит по ядерной безопасности.
Страны, принявшие в нем участие, договорились к концу 2013 года объявить о добровольных конкретных действиях по сведению к минимуму использования высокообогащенного урана, усилить контроль за ядерными материалами с целью предотвращения угрозы ядерного и радиоактивного терроризма, прикладывать все усилия для укрепления ядерной безопасности, а также поддержания надежных связей и координации деятельности всех государств. Тем самым проведение этого саммита стало важным шагом на пути к формированию «мира во всем мире без угрозы ядерного терроризма».
Стоит отметить, что в ходе Сеульского саммита по ядерной безопасности было внесено официальное предложение об уничтожении высокообогащенного урана. Надеюсь, что как страна, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия, Беларусь внесет значительный вклад и в уничтожение высокообогащенного урана (ВОУ).
В связи с этим стоит отметить тот факт, что прямо накануне Сеульского саммита по ядерной безопасности Украина завершила вывоз запасов высокообогащенного урана со своей территории в Россию и США, тем самым став страной, которая полностью избавилась от высокообогащенного урана. Была достигнута договоренность о том, что Россия и США в течение 2 лет осуществят поставки в Украину низкообогащенного урана взамен на вывезенный военный плутоний.
Эффект разорвавшейся ракеты
Между тем, что касается ядерной безопасности, хотелось бы отметить, что серьезные, на наш взгляд, неправильные действия, самовольно проводимые Северной Кореей, представляют угрозу всемирной безопасности.
В октябре 2006 года и июне 2009 года Северная Корея дважды провела ядерные испытания, а также с целью разработки средств доставки ядерных боеприпасов в июле 2006 года и апреле 2009 года осуществила запуск ракет «Тэпходон–2».
Более того, 13 апреля текущего года КНДР произвела запуск баллистических ракет дальнего радиуса действия, который был приурочен к столетию со дня рождения бывшего лидера КНДР Ким Ир Сена.
И хотя после запуска баллистической ракеты ее первая ступень не смогла отсоединиться и ракета взорвалась, разлетевшись на части спустя 2 минуты 15 секунд после пуска, все же такого рода действия КНДР представляют собой серьезную угрозу и вызов всеобщей безопасности в мире.
Во–первых, несмотря на утверждения Северной Кореи о том, что был произведен запуск так называемого спутника для прикладных исследований, если учесть невысокий уровень освоения спутников и непростое экономическое положение в КНДР, очевидно, что осуществлен запуск баллистических ракет военного назначения.
По оценкам специалистов, уровень технологий, которыми на сегодняшний день обладает Северная Корея, позволяет лишь разработать элементарный опытный образец спутника весом от 50 до 100 кг.
В мире лишь 9 развитых стран самостоятельно используют коммерческие спутники. И ввиду того, что на разработку и использование этих спутников требуются колоссальные финансовые затраты, учитывая сложности экономического положения Северной Кореи, разработка и использование ею коммерческих спутников представляются невозможными.
Более того, думается, что истинная цель, которую преследует КНДР, — это не столько запуск мирного спутника, способного успешно достичь земной орбиты, сколько стремление озаботить мировое сообщество, продемонстрировав возможность запуска ракет с ядерными боеголовками.
Во–вторых, нарушение резолюций Совета Безопасности ООН в отношении КНДР, запрещающей все новые ядерные испытания или пуски с использованием технологии баллистических ракет, станет «серьезным вызовом всеобщему миру на земле».
12 июня 2009 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1874 в ответ на второе ядерное испытание, проведенное КНДР 25 мая того же года. Документ требует, чтобы КНДР не производила никаких новых ядерных испытаний или пусков с использованием технологии баллистических ракет, и предусматривает эмбарго на экспорт и импорт северокорейских вооружений. По сути, эта резолюция повторила все то, что было сказано совбезом ранее, после первого ядерного испытания, объявленного КНДР 9 октября 2006 года. Уже тогда СБ ООН потребовал, чтобы КНДР не производила никаких новых ядерных испытаний или запусков баллистических ракет.
К тому же 16 апреля сего года Совет Безопасности ООН «строго осудил» провокационные действия КНДР, назвав запуск ракеты «серьезным нарушением своих резолюций». Совет Безопасности ООН также согласовал заявление, в котором выразил «свою решимость принять соответствующие меры в случае дальнейших запусков ракет и ядерных испытаний КНДР», Китай также согласился с этим заявлением. Белорусское правительство выразило свою позицию в официальном заявлении пресс–секретаря МИД, назвав произошедший запуск баллистической ракеты нарушением резолюции Совета Безопасности ООН.
Цена вопроса в рисовом эквиваленте
Возникает вопрос о нравственности военных вызовов КНДР, а также о том, можно ли доверять этой стране.
Во–первых, Северная Корея, заключив в конце февраля этого года соглашение с США о введении со стороны КНДР моратория на ядерные испытания и запуски ракет в обмен на продовольственную помощь от США около 240 тысяч тонн, всего спустя две недели кардинальным образом изменила свою позицию.
29 февраля текущего года по итогам переговоров между представителями США и КНДР в Пекине Северная Корея согласилась ввести мораторий на испытания ядерного оружия, запуски ракет дальнего радиуса действия, прекратить работы по обогащению урана, а также допустить инспекторов МАГАТЭ на свой крупнейший ядерный объект. Ценой решений со стороны Северной Кореи стало предоставление продовольственной помощи от США объемом около 240 тысяч тонн.
КНДР, нарушив взятое на себя обещание мировому сообществу еще до того, как успели высохнуть чернила на подписанном документе, проявил себя в итоге, на наш взгляд, «как партнер, которому нельзя доверять».
Во–вторых, расходы, затраченные на строительство стартового комплекса и производство ракет, оцениваются примерно в 850 млн. долларов. Исходя из актуальных на сегодняшний день мировых цен, на них можно купить 1 млн. 141 тыс. тонн риса или почти 2,5 млн. тонн китайской кукурузы, на такую сумму можно также закупить 2 млн. 120 тыс. тонн муки. Этого количества продуктов питания хватило бы, чтобы обеспечить продовольствием все 24–миллионное население Северной Кореи на протяжении 8 — 9 месяцев. Этих средств достаточно, чтобы на протяжении более 10 лет покрыть стоимость продовольственной помощи в объеме 240 тысяч тонн, которую готовы предоставить США.
Согласно исследованиям Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO), а также Всемирной продовольственной программы ООН (WFP) в прошлом году Северная Корея испытывала нехватку продовольствия объемом более 700 тыс. тонн, при этом около 6 млн. северокорейцев сталкивались лицом к лицу с недоеданием и нехваткой продуктов питания.
Для поддержания системы наследования власти уже в третьем поколении северокорейские власти проводят различного рода пропагандистские мероприятия, затрачивая колоссальные средства на разработку ядерного оружия и ракет. При этом Северная Корея ежегодно просит международные организации и различные страны оказать ей продовольственную помощь.
Беларусь является страной, способной стать примером для всего мира по решению проблем ядерной безопасности. Надеюсь, что действия, указывающие на опасность разработок Северной Кореей ядерного оружия и ее планов по запуску баллистических ракет, а также требования отказаться от северокорейской ядерной программы будут примером для других стран в области обеспечения мира без ядерной угрозы.
Кан Вон Сик, посол Республики Корея в Беларуси.