Прагматики против политиканов
Почему в эффективности давления на нашу страну все больше сомневается сам Запад?
В том, что санкции против Беларуси вызваны лишь самостоятельной внутренней и внешней политикой нашей страны, все меньше сомневаются даже представители деловых и общественных структур стран Евросоюза. И демонстрируют растущее недовольство политикой тех, кто готов поступиться экономическими выгодами и общечеловеческими нормами в угоду сомнительным “демократическим нормам”.
Беларусь не требует ничего сверхъестественного: нашу страну просто надо уважать — так же, как она уважает суверенные интересы других государств, считает Председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко. Говоря о мотивах авторов антибелорусских санкций, спикер парламента заметил: “Им не нравится, что Беларусь живет по своим законам. Но мы суверенное государство, у нас есть своя Конституция, свои законы, мы вправе проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, основанную на волеизъявлении народа”.
В самих странах Евросоюза отношение к антибелорусским санкциям вовсе не столь однозначное, как хотелось бы Брюсселю. Однако даже убежденные их сторонники преследуют скорее личные экономические, нежели абстрактные демократические интересы. В беседе с журналистом “НГ” директор Центра проблем европейской интеграции Юрий Шевцов высказал мнение, что расширение санкций в отношении ряда белорусских бизнесменов — это предупреждение другим предпринимателям, дескать, не участвуйте в процессах приватизации госсобственности в Беларуси. “Тем самым вычищается приватизационный фонд для иностранных собственников, — считает эксперт. — Если сейчас предприниматели будут бояться входить в качестве собственников в крупные государственные предприятия, то туда придут иностранные компании”.
На неделе этот тезис получил подтверждение: в Варшаве прошел семинар по вопросам приватизации белорусских объектов с участием высокопоставленных чиновников Евросоюза и Польши, а также лидера одной из белорусских оппозиционных партий. “Делили шкуру неубитого медведя представители Евросоюза и белорусской оппозиции, — так прокомментировала семинар член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Валентина Леоненко. — Но есть и реальная политика. Она отражает то, что скрывается за фразеологией европейских чиновников и политиков. Идет поиск: где можно привязать к материальным ресурсам совершенно виртуальные деньги. В своих странах европейцы этого не могут сделать, поскольку все уже распределено. Поэтому определенные силы хотели бы завладеть прибыльными предприятиями в Беларуси”.
Впрочем, некоторые отечественные экономисты видят за санкциями ЕС скорее сотрясание воздуха, нежели какой-либо серьезный материальный урон. “Я не считаю такие меры чем-то серьезным, — сказал “НГ” кандидат экономических наук Александр Подгайский. — Они, скажем так, в большей степени неприятны, чем убыточны. Я бы эти санкции охарактеризовал как выражение недовольства политикой Беларуси”. Пока же Брюссель демонстрирует неудовольствие, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s на днях не просто подтвердило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг нашей страны, но и улучшило прогноз по нему — с “негативного” до “стабильного”. Как поясняют аналитики S&P, тому способствовали стабилизация белорусской экономики и улучшение краткосрочных финансовых условий: резервы в иностранной валюте в Беларуси растут, непосредственное регулирование обменного курса рубля ослабло, а темп инфляции постепенно замедляется.
Тем временем ряд апологетов антибелорусской политики в Европе все чаще теряют портфели в своих странах и пополняют ряды местной оппозиции. Например, 4 апреля со своего поста ушел глава словацкого МИД Микулаш Дзуринда. Позже в газетных интервью он не скрывал своего раздражения: антибелорусские санкции пробуксовывают, а экономическое сотрудничество Беларуси и ЕС продолжает крепнуть.