Без наблюдателей БДИПЧ белорусские выборы невозможны?

Источник материала:  
17.03.2012 16:53 — Новости Политики


Глава Центризбиркома Лидия Ермошина добавила перцу в дипломатический конфликт Беларуси с Евросоюзом. В качестве достойного ответа на визовые санкции в отношении белорусских чиновников она предложила отказать представителям стран ЕС во включении в миссию наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ на предстоящих в сентябре парламентских выборах. Впрочем, как полагают эксперты, заявление Ермошиной вряд ли означает, что руководство Беларуси окончательно определилось в этом вопросе.

Без наблюдателей БДИПЧ белорусские выборы невозможны?В интервью государственному агентству БЕЛТА Ермошина предложила в качестве ответа на санкции со стороны Евросоюза поставить заслон представителям стран ЕС, когда будет формироваться миссия наблюдателей ОБСЕ на парламентские выборы. При этом глава ЦИК подчеркнула, что это ее «не более чем предложение и личное мнение».

Тем не менее, реакция со стороны БДИПЧ ОБСЕ последовала. Пресс-секретарь организации Йенс-Хаген Эшенбехер проинформировал, что Беларусь, как и любая другая страна-участница ОБСЕ, взяла на себя обязательство приглашать на выборы наблюдателей от этой организации. Невозможно себе представить, чтобы БДИПЧ занималось отбором и разрешало лишь определенным государствам направлять на выборы своих наблюдателей, подчеркнул Эшенбехер.

Уже отвечая на реакцию ОБСЕ, Ермошина заявила, что Беларусь имеет право оговаривать условия деятельности миссии наблюдателей БДИПЧ на выборах. По ее словам, направляя приглашение принять участие в наблюдении, «та или иная страна может оговаривать определенные условия». В качестве примера она привела последние президентские выборы в России, где ОБСЕ пошла на снижение количества наблюдателей в миссии.

При этом Ермошина возмутилась, почему международных наблюдателей «по всем миссиям в России было менее семисот, а в крохотной Беларуси на президентских выборах — тысяча».

Выборы в Беларуси и в самом деле приковывают особое внимание со стороны международного сообщества.

На президентских выборах 2010 года Центризбирком Беларуси аккредитовал более тысячи международных наблюдателей. Наибольшее количество — около четырехсот — приходилось как раз на миссию БДИПЧ ОБСЕ.

Подобная ситуация наблюдалась и на последних парламентских выборах 2008 года. Тогда в наблюдении принимали участие около 350 наблюдателей БДИПЧ.

Впрочем, ничего удивительно в пристальном международном внимании к выборам в Беларуси нет. Слишком специфично здесь выглядит даже не избирательное законодательство, а практика проведения выборов. Она такова, что права наблюдателей (по сути, главного субъекта, способного подтвердить или опровергнуть демократичность избирательного процесса) в слишком большой ступени зависят от часто субъективного и конъюнктурного подхода избирательных комиссий.

Действия наблюдателей от оппозиции, как правило, очень нервно воспринимаются составом избирательных комиссий, сформированных из представителей подконтрольных властям структур. Возможности допуска наблюдателей к непосредственному обозрению бюллетеней, подсчитываемых комиссией, власти сопротивляются с особым упорством.

Может, хоть иностранцам позволяют больше? Если и да, то ненамного. Как отмечает эксперт в вопросах избирательного законодательства Сергей Альфер, по части реализации прав, способствующих реальному наблюдению, местные и международные наблюдатели — почти в одинаковой ситуации.

Впрочем, отмечает собеседник, международные наблюдатели все-таки имеют ряд привилегий, связанных с возможностью опрашивать посетителей участков для голосования, а также обнародования своей точки зрения.

При этом Альфер подчеркивает, что процедура наблюдения на выборах в Беларуси регулируется не только Избирательным кодексом, но и постановлениями Центризбиркома, которые могут как расширять, так и суживать права наблюдателей, в том числе международных.

«С формальной точки зрения любой председатель избирательной комиссии по любому поводу (да и без повода, поскольку законодателем не определено, что это такое — мешать работе избирательной комиссии) может удалять с участка для голосования не только белорусских, но и международных наблюдателей», — отмечает эксперт.

Это положение, полагает он, отлично иллюстрирует особенности белорусского избирательного законодательства. При том что все решения избирательных комиссий носят коллегиальный характер, удалять наблюдателей разрешено единолично председателю.

В целом права международных наблюдателей, как и национальных, не слишком способствуют нормальному фиксированию процесса подсчета голосов. Международных наблюдателей, как правило, также держат на максимальном отдалении от места подсчета голосов. То есть они видят не результаты голосования в бюллетенях, а спины членов участковых комиссий.

Конечно, отмечает Альфер, с международными наблюдателями власти предпочитают обходиться относительно мягко.

«Эти вопросы носят имиджевый характер и в существенной степени влияют на понимание международными наблюдателями свободы и открытости избирательного действия. Поэтому очень редко избирательные комиссии идут на откровенное нарушение прав международных наблюдателей», — подчеркивает собеседник.

По мнению политолога Юрия Чаусова, последние заявления Ермошиной — это скорее тактический ход в рамках обмена политическими угрозами между Беларусью и ЕС.

«Если миссия БДИПЧ будет приглашена, то пожелания Беларуси относительно персоналий, квот для стран в миссии, безусловно, не будут официально приниматься во внимание», — считает эксперт.

Сергей Альфер напоминает, что у Беларуси были разные взаимоотношения с БДИПЧ в вопросах наблюдения за выборами. Но в результате все заканчивалось тем, что белорусская сторона, за редким исключением, принимала позицию миссии ОБСЕ.

«Вполне очевидно, что пойти на серьезный конфликт с международными структурами по поводу проведения выборов Беларусь не готова, поскольку это означает серьезные имиджевые потери в глазах международного сообщества и подтверждение несправедливости избирательного процесса в стране», — подчеркивает собеседник.

Приглашение «урезанной» миссии либо запрет на въезд ее членов из отдельных стран в Беларусь, считает эксперт, априори ставит жирный крест на любых заявлениях белорусских властей, что выборы будут проведены свободно и справедливо.

В то же время Юрий Чаусов не исключает, что на процесс формирования миссии БДИПЧ могут повлиять кулуарные договоренности. «Но в любом случае, это будет не позиция Ермошиной, а результат неких кулуарных договоренностей. Лучше миссия укороченная, чем вообще никакой — возможно, именно такой может быть позиция БДИПЧ», — отмечает политолог.

По его мнению, сокращение количества наблюдателей от БДИПЧ может стать одним из наиболее вероятных вариантов развития событий во время парламентской кампании.

Со своей стороны, Сергей Альфер полагает: Беларусь должна быть заинтересована не только в признании выборов миссией наблюдателей СНГ, делающей свои выводы исходя из корпоративных интересов. «Миссия наблюдателей СНГ — орган скорее политический, а не наблюдающий в соответствии с международными правовыми документами. Сложно представить, что он признает недемократическими выборы в странах СНГ, происходящие даже с очевидными нарушениями», — считает эксперт.

По его мнению, к мнению наблюдателей миссии ОБСЕ, как бы ее ни обвиняли в двойных стандартах, все же прислушиваются, в том числе и в странах СНГ.

«Скорее всего, в Беларусь приедет миссия БДИПЧ в полном составе. Однако предполагать это можно, только если отношения Беларуси с демократическим миром не обострятся еще сильнее», — считает Альфер.



Сергей КОРОЛЕВИЧ
←Лидера белорусских нацболов отправили на Окрестина

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика