Санкции против Лукашенко: европейский горох о кремлевскую стену
Брюссель 27 февраля в очередной раз уколол белорусскую власть точечными санкциями. Но дозу выбрал умеренную — плюс 21 представитель режима в уже насчитывавший около двух сотен черный список невъездных в ЕС. Эксперты считают: пока Александра Лукашенко прикрывает Москва, санкциями его особо не прижучишь.
Евросоюз же, с одной стороны, обозначил свою принципиальность: не выпускаете политзаключенных, душите инакомыслящих — мы реагируем. Короче, по принципу noblesse oblige — «честь обязывает». Эту позицию выразил перед заседанием министров иностранных дел ЕС Карл Бильд, глава шведской дипломатии: «Без острых санкций наши слова будут выглядеть слабыми».
С другой стороны, Европа явно не перешла ту красную черту, о которой недавно предостерегающе упоминал Лукашенко. Ведь просачивалась инфа, что в блэк-лист первоначально планировали включить 135 человек.
Дело не в том, что западники испугались обещанного «жесткого ответа». Там понимают, что это блеф. Аналитик-международник Андрей Федоров в интервью для Naviny.by высказал мнение, что «у Брюсселя нет уверенности в том, какой подход к белорусскому вопросу наиболее правилен».
Смягчать это подход нет оснований, говорят одни: душиловка в стране продолжается, только что упекли на два года с гаком пассионарного витебского оппозиционера Сергея Коваленко. Однако другие замечают: механическая эскалация санкций ведет лишь к тому, что режим отыгрывается на внутренних оппонентах да усиливает пророссийский тренд.
Европа, у которой финансовых хлопот полон рот и нет пороха на битву с загадочной болотной диктатурой, наверняка и рада была бы зацепиться за любую уступку Минска, чтобы начать более гибкую игру. Но здешнее начальство играет лишь желваками. И даже написавших прошения о помиловании политзеков не выпускает.
У Кремля как у Христа за пазухой?
Накануне сбора министров в Брюсселе, 24 февраля, Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев выступили с совместным заявлением от недопустимости экономического давления Запада на Беларусь. Трогательное единство славянских душ! При том что сильнее Москвы синеокую республику никто не давил. И газ перекрывали, и молочные, и сахарные войны развязывали. На этом фоне меры Брюсселя с Вашингтоном — детский сад.
Но сейчас пошла у Минска с Москвой вот такая любовь. Российские верхи раскручивают антизападную риторику в предвыборных целях, работая на рейтинг Путина. Белорусское же начальство получило возможность лишний раз подчеркнуть: мы у Кремля как у Христа за пазухой.
Это далеко не так, и эксперты дружно сулят Минску проблемы после воцарения Путина на трон. Но до предполагаемой суровой ревизии того, что наобещано белорусским начальством в обмен на кредиты и дешевые энергоносители, еще далековато.
А пока это двуствольное заявление вполне способно усугубить нерешительность Брюсселя. В частности, один из тамошних аргументов против экономических санкций — опасение вдавить Беларусь в Россию.
Впрочем, глава Центра политического образования Андрей Ляхович убежден: «Вопреки достаточно распространенному мнению, Лукашенко не идет в объятия России». По мнению политолога, белорусский официальный лидер заинтересован и впредь балансировать между Западом и Кремлем.
Как полагает Ляхович, Лукашенко «намерен держать политических заключенных за решеткой, чтобы показать Западу: попытки революций, силового давления на власть в Беларуси не будут иметь успеха». Вместе с тем, убежден аналитик, авторитарный правитель Беларуси не собирается делать шаги, которые Москва считает настоящей интеграцией.
Как словенцы отбивали Чижа
С другой стороны, Евросоюз отнюдь не являет собой монолита в белорусском вопросе. Из брюссельских кулуаров просочилась инфа, что Словения спасала от попадания в блэк-лист белорусского бизнесмена Юрия Чижа, имеющего на Западе репутацию «кошелька Лукашенко». По интересному совпадению у словенцев в Беларуси — гешефты в кооперации с фирмой Чижа «Трайпл».
И это не единственный пример, когда интересы бизнеса сковывают Старый Свет в белорусском вопросе. От экономических связей с «последней диктатурой Европы» критически зависит хозяйство маленьких соседних Литвы и Латвии. Да и далекие Нидерланды купаются в белорусских нефтепродуктах.
Так что решение Мальты, введшей суровую ответственность — штраф в 116,5 тысячи евро или тюремный срок до пяти лет — за обход санкций ЕС в отношении белорусского режима, выглядит этакой диковинкой. Вряд ли многие страны Евросоюза пойдут по стопам славного рыцарскими традициями островного государства (где, к слову, зарегистрирована фирма Samuel International с торговым директором Владимиром Пефтиевым — еще одним «кошельком Лукашенко» по версии Запада).
Во всяком случае, Чиж в черный список пока не попал. Маленькая Словения, как видим, уперлась рогом и устояла под прессингом европейским грандов. Вот она, разруганная белорусской пропагандой гнилая демократия в действии! Пусть скажут спасибо.
Качели может раскачать… Москва
Ряд независимых экспертов полагают: экономические санкции Запада могли бы стать последней каплей в случае серьезных волнений в самой Беларуси. Но как минимум в нынешнем году, имея миллиарда на четыре одних только нефтегазовых дотаций, у руководства страны есть хорошие шансы удержать макроэкономическую стабильность.
По сути, при такой подпитке с востока остается лишь не наделать больших глупостей, удержаться от соблазна напечатать побольше пустых рублей, чтобы задобрить хмурых работяг, которые то тут, то там — от борисовского БАТЭ до микашевичского «Гранита» — пробуют качать права.
Но пока вертикаль успешно локализует пролетарские бунты. В принципе же революционной ситуации в стране и близко нет. Тоскливые парламентские как-будто-выборы, ожидаемые в сентябре, вряд ли способны наэлектризовать атомизированное прагматичное население.
И это еще одна причина, заставляющая Европу умерять пыл в моральном противостоянии с занозистым режимом загадочной болотной страны. К европейским полисимейкерам приходит осознание, что процесс дозревания белорусов до демократических ценностей может растянуться на долгие годы.
И потому Европа, скорее всего, пока ограничится символическими санкциями да поддержкой ростков гражданского общества. Ну и будет предлагать некий туманный «диалог для модернизации», не сильно веря в отклик белорусской номенклатуры.
Да, Лукашенко в принципе заинтересован разморозить западный вектор, раскачать привычные геополитические качели. Но так, чтобы особо не уступать западникам. Либерализация ему действительно страшна, политическая модель на это не рассчитана и может расползтись от микродозы.
В обозримой перспективе гибкость Минска на европейском направлении будет зависеть в решающей степени от того, насколько сильно надавит на Лукашенко Москва, убежден аналитик Андрей Федоров. Европа, по его мнению, исходит из того, что верхушка белорусского режима все же не горит желанием сдавать страну Кремлю.
Да уж, довольно печальный расклад для демократов и проевропейцев в самой Беларуси. Но пока они не могут навязать здесь свою повестку дня, упования на Европу наивны.
Александр КЛАСКОВСКИЙ