Найдется ли в Беларуси место для ядерного оружия?
В символическом клубе ядерных держав современная Беларусь просуществовала почти пять лет: от развала Советского Союза в декабре 1991 года до 27 ноября 1996-го, когда территорию республики покинул последний эшелон с ракетами, начиненными ядерными зарядами.
С тех пор из уст ряда политиков не раз звучали слова о якобы задаром потерянной мощи, ибо ядерная дубина — убедительный аргумент для противодействия козням внешних потенциальных врагов, посягающих на суверенитет государства. То вдруг посол Александр Суриковвыскажется о возможном размещении в Беларуси российского ядерного оружия «при определенном уровне взаимодоверия и интеграции». То Александр Лукашенконазовет«жесточайшей ошибкой» вывод из Беларуси ядерного оружия, обвинив при этом «наших националистов и Шушкевича» за то, что профукали «величайшее достояние и дорогой товар».
Эпизодически некие анонимные источники из белорусского и российского военных ведомств заявляют о готовности вернуть ядерные ракеты в синеокую при условии, что будет «принято решение руководства». Примечательно, что военспецы союзников отмечают: «У белорусов в идеальном состоянии находится вся военная инфраструктура времен Варшавского договора, вплоть до пусковых установок ракет с ядерными боеголовками, которые были вывезены в Россию после развала СССР».
Что касается площадок для пусковых установок, то их состояние Naviny.by уже анализировали — в публикации «Ядерному оружию в Беларуси нет места?». Понятно, что к такого рода объектам — действующим до сих пор либо законсервированным — близко подходить, мягко говоря, небезопасно. Однако кое-какое представление о современном состоянии, например, баз, способных хранить боеприпасы с ядерной начинкой, можно получить и из открытых источников. Особо следует подчеркнуть, что в гипотетическом возвращении в Беларусь «величайшего достояния» именно такие базы являют собой первостепенную стратегическую важность. С них все и начинается.
Наша часть ядерной истории
Данные об общем количестве ядерных зарядов в СССР никогда не публиковались в открытой печати. По разным оценкам, в Советском Союзе их насчитывалось от 20 до 45 тысяч единиц. Некоторые исследователи указывают, что по состоянию на 1989 год на территории БССР находилось порядка 1180 стратегических и тактических ядерных боезарядов. Базы для их хранения начали строить в начале 1950-х годов. И строили, надо сказать, на века: высокомарочного цемента не жалели, хранилища зарывали в землю на глубины до 10 метров.
В числе самых первых и крупных войсковых складов — ядерных баз, предназначенных для хранения и подготовки к применению атомных бомб, была построена база при аэродроме дальней авиации, располагавшаяся в Мачулищах, что в двух десятках километрах от Минска. На языке военных она называлась в/ч № 75367 и имела условное наименование «ремонтно-техническая база».
Еще одна база ракетного вооружения стратегического назначения (РВСН) располагалась под Гомелем. О ней практически ничего неизвестно, только номер — в/ч 42654 — и кодовое название «Белар Арсенал».
Самым известным объектом этой серии был и остается артиллерийский арсенал, который начали строить в 1952 году недалеко от станции Колосово Столбцовского района Минской области. До распада СССР хранилище обслуживала в/ч 25819, а само оно носило название «25-й арсенал РВСН». Официально часть была расформирована и выведена в Россию в 1996 году. Однако позже подразделение было реанимировано, и сейчас в составе Вооруженных сил Беларуси числится как 25-й арсенал ракетно-артиллерийского вооружения. Именно здесь в 90-х происходил демонтаж ядерных боеголовок под пристальным наблюдением инспекторов НАТО.
Шумел «Камыш» и командир исчез
После того, как последний ядерный боезаряд был вывезен из арсенала в Россию, в части начались разброд и шатания. На некогда засекреченный объект можно было легко попасть, минуя КПП, просто перешагнув через поваленный забор. К месту заметить, арсенал представлял собой по сути три объекта: на одной территории в лесном массиве располагался военный городок и собственно административная часть подразделения с техническими сооружениями. База хранения боеприпасов под названием «Камыш» находилась в нескольких километрах от штаба — также в лесу. В 1996 году там уже не было практически никакой охраны.
Столбы со щитами с надписью «Проход запрещен. Стреляем без предупреждения» были выворочены. Помещения КПП разворованы, на земле валялись остатки сигнализации. Единственное, что оставалось в нетронутом виде, так это непосредственно территория, где под землей находились склады с обычными боеприпасами. Правда, желающих туда попасть не было. Семикилометровая по периметру территория была огорожена двумя рядами колючей проволоки, которая находилась под высоким напряжением. Рядом с запертыми на замок воротами стояла пятиметровая металлическая башня с бойницами. Зрелище жуткое…
Командование арсенала и оставшиеся в строю и никому ненужные офицеры больше были озабочены проблемой собственного выживания, чем службой. Местная власть грозилась обесточить и лишить тепла военных за неуплату накопившихся долгов. Ситуация была аховая, и каждый из служивых крутился как мог.
Командир арсенала — полковник, проблему собственного выживания решил просто. В один из дней он просто исчез. Как оказалось — дезертировал, но не с пустыми руками. Вместе с ним исчез чемоданчик с очень дорогими «трофеями»: полковник похитил 600 магнитов с высоким содержанием платины на общую сумму порядка 100 тысяч долларов. В ходе демонтажа ракет в части шел сбор цветных и драгоценных металлов.
Каким образом и какой ценой 25-й арсенал восстановили и, что называется, поставили в строй, гадать не будем.
По сведениям Naviny.by, лет десять назад сей военный объект был оснащен новейшей комплексной системой охраны, которая состоит из нескольких подсистем. Техническая территория арсенала представляет собой проволочное ограждение с напряжением между линиями в 3 тысячи вольт. Даже если преодолеть этот рубеж, то внутри можно нарваться на электрошоковые ловушки с напряжением под 6 тысяч вольт с тремя уровнями срабатывания: сигнальным, предупреждающим и поражающим. Охранять территорию в любое время суток помогает и особая система видеонаблюдения. Плюс ко всему — человеческий фактор в форме и с автоматом.
По всем признакам, 25-й арсенал способен охранять и обслуживать не только вооружения обычного, скажем так, взрывного типа. Как говорят военные: «Мы приказы выполняем, а не обсуждаем!».
Очередной такой приказ они недавно получили. После того, как их главнокомандующий 13 февраля утвердил Соглашение между Беларусью и Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Чем не повод посудачить о некогда утерянной ядерной мощи и возможных вариантах ее обретения?
Виктор ФЕДОРОВИЧ