Законы любят порядок
Интервью “НГ” Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира АНДРЕЙЧЕНКО.
— Владимир Павлович, как депутаты белорусского парламента восприняли недавнюю резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы по Беларуси?
— Однозначно.
— То есть?
— Как ни крути заезженную пластинку, скрипит она все так же.
— А призывы к ужесточению санкций в отношении нашей страны?
— Они политически мотивированы, пристрастны и совершенно безосновательны. Искусственная подгонка отдельных фактов и событий, с соответствующей их интерпретацией, под заранее определенные, ангажированные выводы с целью политического давления на Республику Беларусь. Я уже высказывался в СМИ, что в рамках требований Совета Европы Беларусь сделала многое, в том числе по регистрации общественных объединений, созданию информационного пункта Совета Европы, по некоторым законодательным вопросам. Однако вместо того, чтобы последовательно продвигаться в выстраивании диалога с белорусским парламентом, ПАСЕ предпочло конструктивному взаимодействию абсолютно бесперспективную игру на дальнейшую конфронтацию.
— Вы считаете, что такой “футбол” нам не нужен?
— Он не нужен не только нам, но и здравомыслящим политикам Запада. Необходима принципиально иная стилистика наших отношений.
— И какими они, на ваш взгляд, должны быть?
— Равноправными, прагматичными. Только при таком подходе и можно поддерживать и развивать диалог по вопросам, представляющим общий интерес. Для начала же, разумеется, следует восстановить Национальному собранию Беларуси статус специально приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы. А так получается, что все действия ассамблеи последнего времени в отношении нашей страны направлены не на совместный поиск путей решения имеющихся обоюдных озабоченностей, а на дискредитацию Беларуси в европейском общественном мнении.
— Да еще и на одергивание по любому поводу...
— Одергивать нас не надо. Мы не находимся на службе у ПАСЕ. Национальное собрание Республики Беларусь — избранный белорусским народом парламент и проводит политику в интересах бело-русского народа, в интересах нашего суверенного, независимого государства. Однако в ПАСЕ это пока что не сознают и не хотят сознавать, увязнув в тине двойных стандартов и предвзятой, пристрастной оценки общественно-политических процессов, происходящих в Республике Беларусь.
— Пытаются приструнить Беларусь за вхождение в ЕЭП?
— Прежде всего — за самостоятельность нашего государства на мировой арене, за вполне определенную, твердую внешнюю и внутреннюю политику. Разумеется, Единое экономическое пространство, созданное Беларусью, Россией и Казахстаном, далеко не всем политикам Запада по нутру, как и вообще наше единение. Это серьезный, прорывной шаг вперед трех государств в направлении развития торгово-экономического сотрудничества, значительного роста валового внутреннего продукта, что там не могут не понимать. Надеялись, что Республика Беларусь захлебнется в финансово-экономических проблемах и приползет на коленях за милостыней. Не вышло. Понятно, это вызывает у западного политического бомонда раздражение, тем более что в Евросоюзе и США ломают голову, как остановить нисходящую спираль финансового и экономического кризиса, да и прочих острых неурядиц хватает. Вот эту ситуацию в своих странах они пускай и приструнивают. А мы сами разберемся с нашими проблемами.
— Достаточно странно выглядит призыв резолюции ПАСЕ о неприменении силы в отношении незаконных демонстраций, когда почти еже-дневно по телеканалу “Евроньюс” мы видим, как полицейские достаточно жестоко разгоняют массовые демонстрации недовольных в странах Евросоюза. Что вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, что все массовые мероприятия в республике должны организовываться и проводиться в строгом соответствии с национальным законодательством. В противном случае государство не сможет гарантировать свободу собраний, к которой призывают наши политические оппоненты за рубежом и внутри страны. Да и иностранный опыт это подтверждает. В резолюции ПАСЕ содержатся и другие странные, если не сказать смехотворные, пассажи. О том же, скажем, освобождении оппозиционных активистов от ответственности за неисполнение налогового законодательства. На любые законные меры в отношении таких лиц, принятые уполномоченными государственными органами, безапелляционно навешивается политический ярлык. Может, и награждать за неуплату налогов? Попробовали бы они призывать США к лояльности в отношении злостных неплательщиков налогов, где налоговые преступления караются самым суровым образом! Да и в Евросоюзе за противозаконные деяния по головке не гладят.
— Недавно один высокопоставленный чиновник Евросоюза заявил в своем телевизионном интервью, что подход в отношении Беларуси состоит в том, чтобы, как он сказал, “вдохнуть жизнь в оппозицию и в гражданское общество”. Вероятно, недавняя резолюция ПАСЕ является знаком именно в этом направлении? Как вы полагаете?
— Если мнение одного чиновника и является каким-либо знаком, то только в смысле подтверждения того, о чем мы только что говорили: непонимания нашими западными оппонентами общественно-политических процессов, происходящих в стране, по очевидным взаимосвязанным причинам — незнание реальной ситуации и преследование своих политических интересов. Хотя в данном заявлении содержится, на мой взгляд, и рациональное зерно: признание того незавидного состояния, в котором пребывают политические группы, с радикализмом настроенные как к действующей власти, так и ко всему обществу, не поддерживающему их идейные ценности. На них-то и делают ставку определенные политические силы в ЕС. А где же исповедуемая ими на словах приверженность к демократии, то есть уважение к воле народа? В чем оно, это уважение, проявляется? Вот вопросы, на которые они и не ищут ответы, так как все ответы у них уже заранее сформулированы в дежурных “демократических” заготовках, приятных их слуху. Что касается гражданского общества, то и здесь представление о нем у наших западных оппонентов весьма одностороннее — как об оппозиционных кругах радикальной окраски. Между тем в республике множество общественных объединений. Однако настроенные на позитивный лад общественные структуры, отдающие предпочтение политической и общественной стабильности, способствующие сохранению гражданского мира и устойчивому развитию государства, соответствующим образом ориентированную часть чиновничества ЕС не интересуют. Им важно нечто иное — по максимуму нагнетать в нашей стране и обществе политическую конфронтацию под соусом риторики о демократии и правах человека. Они и дают ориентиры тем, кто у них в фаворе, куда двигаться, какими инструментами химичить закваску общественного противостояния. Вот и делайте из этого вывод, какую “жизнь” наши “друзья” хотели бы “вдохнуть” в белорусское общество.
— Но это они называют содействием развитию демократических процессов...
— Чем заканчивается такое содействие — хорошо известно. Под его маркой произошли перевороты в ряде государств мира, но жизнь простого люда в них, как известно, не улучшилась, а наоборот, никак не может войти в нормальное русло со всеми вытекающими из этого сломанными судьбами и массовыми человеческими трагедиями и бедствиями. Демократические процессы только тогда и являются таковыми, когда они не навязываются извне по некой универсальной схеме, а востребованы поступательным развитием государства и общества, естественно вырастая из потребностей общественно-политической жизни. Только в таком случае они не разрушительны, не замешаны на корысти и цинизме, и только в таком случае они получают широкую общественную поддержку, пользуются народным доверием и без острого конфликта интересов, без потрясений реализуются в конкретных го-сударственных и общественных механизмах и инструментах. Именно таким путем и движется Беларусь. Это прослеживается по следующим, к примеру, фактам. По состоянию на 1 января 2012 года в нашей стране зарегистрировано 15 политических партий и почти тысяча партийных организаций, 37 профессиональных союзов и около 23 тысяч профсоюзных организаций. Действует 2402 общественных объединения. Из них 230 международных, 682 республиканских и 1490 местных. Не хотел бы утомлять вас статистикой, но по ней видна динамика. В прошедшем году Минюстом и главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома зарегистрировано 118 новых общественных объединений, 21 фонд. Кроме того, зарегистрировано и поставлено на учет свыше 36 тысяч организационных структур общественных объединений и 26 новых организационных структур политических партий. Так что не правы те наши оппоненты, кто не замечает либо не желает замечать развития в Беларуси гражданского общества.
— Одной из самых обсуждаемых тем в обществе в настоящее время является заявление главы государства о том, что будет модернизироваться наша политическая система. Какими вам видятся масштабы этой работы?
— Серьезные перемены, имеющие большое государственное и общественное значение, требуют такого же серьезного отношения к их предварительному осмыслению, детальной, тщательной проработке и, самое важное, к их практическому осуществлению. Здесь должен быть ключевым принцип медицины: не навреди, что означает в данном случае предельную взвешенность каждого шага, обоснованность всех мер, анализ и учет не только различных общественных трендов, многослойных интересов плюс квинтэссенции самых толковых, адекватных, а не иллюзорных предложений, но и возможных последствий для общества и национальной безопасности. Разумеется, любая трансформация должна проходить в конституционно-правовом русле, без отставания от реалий и вместе с тем без слишком резкого рывка вперед.
— Без опережения?
— Работа на опережение, на упреждение возможных негативных процессов является сутью нашей государственной политики во всех сферах. Я имею в виду здесь своевременность внедрения новых подходов, их необходимость именно на том или ином этапе. Как отметил Президент, главное — сохранить стабильность, дать возможность человеку нормально жить, сохранить его основные права, на которые он претендует и вправе иметь их.
— Вы сторонник развития избирательной системы?
— Я сторонник всяческого развития, если оно на пользу людям, обществу и государству. Избирательная система здесь не исключение. Но ценность любых совершенствований, на чем опять делаю акцент, в их своевременности.
— Насколько, на ваш взгляд, приемлемы предложения о проведении выборов в Палату представителей по пропорциональной избирательной системе — по партийным спискам?
— Это, конечно, золотая мечта партий. Возможно, что в перспективе она осуществится, но на данном этапе, полагаю, выбирать депутатов по пропорциональной системе было бы преждевременно, так как в обществе авторитет партий еще низок. Они в большинстве находятся, я сказал бы, в состоянии младенчества. Нужен период, чтобы партии заявили о себе не просто своими бумажными и виртуальными программами, но, главное, чтобы они показали себя в делах, полезных обществу. Думаю, что более приемлемой в будущем могла бы стать смешанная избирательная система — и по одномандатным округам, как в настоящее время, и по партийным спискам.
— Сейчас в Палате представителей межсессионный период. Чем занимаются депутаты?
— Обычными парламентскими делами. На первом плане подготовка к очередной, десятой сессии. Продолжаем также развитие наших межпарламентских и международных связей, работаем в избирательных округах. Депутат должен знать реальную ситуацию на местах, проблемы и нужды людей, поэтому регулярные выезды в округ являются очень важной частью парламентской работы.
— И что можно ожидать от предстоящей сессии?
— Она будет достаточно напряженной и насыщенной. Нам предстоит принять ряд законодательных решений, необходимых для экономики, социальной сферы, национальной безопасности, расширения международного сотрудничества страны и по другой актуальной тематике. Хотя еще только февраль, количество вопросов в сессионном графике уже приближается к пятидесяти. К началу апреля, когда откроется сессия, число их, разумеется, увеличится. Более половины законопроектов, которые в настоящее время в работе, идут на второе чтение. Это уже, как говорится, без пяти минут законы, так как проработка большинства из них на этапе завершения.
— Какую тематику среди этих законопроектов вы выделили бы как особо важную?
— Это темы государственной инновационной политики и инновационной деятельности, государственных закупок товаров, работ и услуг, экономической несостоятельности (банкротства), жилищных отношений, занятости населения, защиты прав потребителей, профилактики правонарушений несовершеннолетних, обращения с животными. Назову также блок законопроектов по вопросам культуры.
— На ваш взгляд, какие темы заглавные среди законопроектов первого чтения?
— В начале года на рассмотрение депутатов поступил законопроект системного характера о государственном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь. Он, несомненно, будет приоритетным на весенней сессии. Мы рассмотрим также базовые законопроекты о коммерческой тайне, об издательском деле, поправки в Кодекс о недрах, в законодательство об ипотеке, по вопросам социального обслуживания, трансплантации органов и тканей человека и другие.
— Банкиры, как известно, утверждают, что деньги любят тишину. А что, по вашему мнению, любят законы?
— Законы любят политическую и общественную стабильность, уважение к законности и порядок. Только в таком случае они работают и приносят пользу людям и стране.