Белорусская оппозиция: мычать или телиться?

Источник материала:  
17.01.2012 13:32 — Новости Политики

 

Критики привычно долбают белорусскую оппозицию за то, что она снова-де ни мычит, ни телится. В сентябре — выборы в Палату представителей, а с консолидированной стратегией противников режима на эту кампанию — тормоз.

Белорусская оппозиция: мычать или телиться?

Да, пинать легко, но попробуй выбери, если хрен редьки не слаще. Ввязаться в псевдовыборы, говорят одни, — это впустую потратить силы, подставить под удар последнюю горсть активистов, в итоге — сыграть унизительную роль в спектакле по сценарию власти, помочь легитимации режима. Бойкот же — это принципиально, красиво, гордо. К тому же его идея проста, ее легко разжевать обывателю.

Бойкотировать, говорят другие, — значит окончательно утратить мускулы политических борцов, превратиться в кучку диссидентов-моралистов. Пропаганда через зомбоящик вобьет электорату: совсем кишка тонка стала у пятой колонны, струсили голубчики до старта!

И потом, на сильный бойкот надо еще больше пороху, чем на обкатанное участие. Прежние бойкоты оказались фигой в кармане, широкая масса их просто не заметила.

 

Что совой о пень, что пнем о сову

В принципе, ситуация патовая. Выборы давно выхолощены, против лома нет приема. Ангажированные в дискуссию политики и аналитики хватаются за соломинку соломоновой формулы: пусть стратегия окажется не самой удачной, лишь бы была общей.

Действительно, еще один акт марлезонского балета с эпиграфом «Кто в лес, а кто по дрова» поставит окончательный жирнющий крест на репутации политических оппонентов режима, которую и так изрядно подкосила бестолковая многоголовость минувшей президентской кампании.

Но единство вновь под большим вопросом. Де-факто оппозиция уже раскололась. Так, Координационный совет Народных сходов, не уповая на мучительный поиск консенсуса, автономно объявил кампанию активного бойкота«имитации выборов в марионеточную Палату представителей».

За этой попыткой навязать свою игру всей оппозиции маячит фигура Виктора Ивашкевича, известного сторонника радикальных сценариев. К платформе активного бойкота могут примкнуть христианские демократы, Объединенная гражданская партия. Пока остается вещью в себе позиция кампании «Говори правду!».

Независимые комментаторы уверены: при любом развитии сюжета непременно найдутся персоналии и структуры, которые на выборы пойдут, притом что ярлык ренегатов и агентов КГБ сторонникам такой стратегии обеспечен. Но у них — свой набор аргументов: грех не использовать легальные возможности для несения своих идей в массы и т.д.

 

Как там говаривал Троцкий?

Кто прав? Да никто! «Цели, которые ставят перед собой как сторонники участия, так и сторонники бойкота, невыполнимы», — отметил в комментарии для Naviny.by политолог Юрий Чаусов.

По его мнению, участие или неучастие оппозиции в предстоящих парламентских выборах не является значительным фактором в масштабах общества. «Но оппозиция может чего-то достичь для себя», — отмечает эксперт. Для этого, по его словам, исключительно важен консолидированный сценарий, пусть даже путем внутренних компромиссов.

И еще — этот сценарий должен быть динамическим, подчеркивает наш собеседник.

«Динамический сценарий» — кажется, это весьма удачная формула. Действительно, может, стоит отойти от статичной, метафизической антитезы: или априорный бойкот, или априорное участие?

Некоторые аналитики полушутя преподносят оптимальную формулу в духе Льва Троцкого с его хрестоматийным «ни мира, ни войны»: «Ни участия, ни бойкота».

Если же говорить более сухим языком, то консолидированная стратегия оппозиции на предстоящую кампанию, скорее всего, должна быть вариативной, обусловленной. Например, никак не обойти столь принципиальной вещи, как освобождение политзаключенных.

И еще — неизвестно, как поведут себя Россия и экономика. Это два потенциальных бича для белорусской правящей верхушки. Именно нелады с Россией толкнули Минск к оттепели 2008—2010 годов в отношениях с Западом. И тогда пространство для внутренних оппонентов, хоть и со скрежетом зубовным, было заметно расширено. От демократии аж подташнивало, признался потом Александр Лукашенко.

Попытка вновь начать игру с Европой имела место и в прошлом году, когда в Минск тайком прилетел болгарский министр Младенов. Вы уверены, что до сентября никакие обстоятельства не прижмут вновь пальцы белорусскому начальству?

Короче, оппозиция, по мнению ряда независимых экспертов, вполне может ввязаться в кампанию, использовать законные возможности и ресурсы, чтобы пропиарить нужные тезисы, и с легкой душой сняться за три дня до голосования, если волк в лесу не сдохнет, то бишь если власть не разгонится выполнять принципиальные требования своих противников (прежде всего это — выпуск политузников и допуск в избиркомы).

В любом случае, подчеркивают оппозиционные стратеги, важна кампания наблюдения. Ее цель — понизить легитимность власти. Да, сил мало, да, подсчет голосов непрозрачен, признают они. Но можно сделать грамотную выборку, взять по стране, скажем, 30 контрольных участков — и на пальцах показать: официальная явка завышена.

Другой вопрос, насколько всколыхнет массу заявление о том, что цифры явки у избиркомов и у наблюдателей разошлись. Белорусы привыкли слышать заявления о вольной электоральной арифметике даже из первых уст.

 

Риск выпасть в аут навсегда

Лидер Партии БНФ Алексей Янукевич сообщил Naviny.by, что в их организации пока идет дискуссия и окончательное решение не принято. Причем выбирать приходится, похоже, между плохим и очень плохим.

«Не исключено, что мы выберем все же вариант участия со снятием», — заявил Янукевич. По его словам, от чистого бойкота издержки могут быть больше. В частности, это риск дальнейшей маргинализации.

К слову, если разобраться, то динамический сценарий — это тот же бойкот, но отложенный, в виде дамоклова меча. Может, на самом деле расхождения между двумя крыльями оппозиции не столь велики?

По крайней мере, очевидно то, что ей в грядущей кампании следует быть единой и гибкой — это единственный шанс не угробить остатки морального капитала. А может, и нажить некие проценты. В этом контексте у некоторых лидеров выкристаллизовывается идея нового конгресса демократических сил для выработки единой стратегии. Причем желательно, чтобы она была неординарной, ломающей сценарий властей.

Осталось всего ничего — сесть и придумать. И договориться.

Тем временем Виктор Ивашкевич начал пиарить тезис, что бойкот парламентских выборов — это фактически референдум о недоверии Лукашенко. Рискованное заявление. Потенциальный царский подарок официальной пропаганде. Провалится бойкот (а это вероятно просто из-за малого веса оппозиции) — автоматом получится, что народ оказал доверие бессменному президенту (при том что сейчас его рейтинг, по данным НИСЭПИ, — лишь 24,9%).

Есть и фактор Запада. Неучастие плюс фактический провал бойкота (а успешного его опыта у нас не было и в лучшие для оппонентов Лукашенко времена) могут стать для Европы и Вашингтона симптомом, что оппозиция в этой стране умерла. А значит, усилится соблазн обсуждать белорусские проблемы только с Россией и/или Лукашенко.

Вот ведь в чем фишка: если бы вся эта гамлетовщина сводилась к проблемам самой оппозиции, то — ну и черт с ней, сказали бы многие. А так — снова вопрос вырастает до классического «что же будет с Родиной и с нами?».



Александр КЛАСКОВСКИЙ

←Почему белорусские власти закрыли фонд Эберта

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика