Состоялся мозговой штурм
Вчера в Минске завершился семинар для руководящих работников центральных и местных органов власти, который на этот раз был посвящен теме импортозамещения. Как сказал Александр Лукашенко, хронически отрицательное торговое сальдо Беларуси превратилось из экономической категории в политическую. «Это касается валютного рынка, стабильности национальной валюты, финансовой системы и в целом платежеспособности страны», — конкретизировал он свою мысль. Проблему необходимо срочно решать, именно для этого на «мозговой штурм» во Дворце Республики было собрано все руководство страны. По итогам мероприятия выкристаллизовался ряд мер, с помощью которых будут исправлять ситуацию. О чем речь?
В последние годы мы воспринимали отрицательное торговое сальдо, исчисляющееся миллиардами, как побочный эффект развития экономики. Тем более что ВВП стабильно прирастал. В результате «болезнь» запустили, и сегодня мало уже «лечить», а необходимо «хирургическое вмешательство».
Александр Лукашенко не просто присутствовал в Малом зале, а выступал на семинаре в качестве модератора, предлагал участникам порассуждать:
— Некоторые могут сказать, что, мол, многие страны живут с отрицательным сальдо и их благосостояние гораздо выше. Однако в чем секрет этого благосостояния? В постоянных заимствованиях? Во влезании в долговую яму? А в конечном итоге что? Страны становятся на край экономической пропасти. И мы видим, как это происходит с рядом экономик внешне устойчивых и процветающих европейских государств...
По его мнению, Беларусь, мобилизовав весь свой административный, производственный и научный потенциал, в состоянии добиться положительного сальдо торгового баланса в 1,5 миллиарда долларов. Решений, собственно, всего два: увеличивать экспорт и уменьшать импорт. А вот путей, которыми этого можно достичь, много — важно выбрать оптимальные.
«Я знаю, как вы на местах вкалываете, — не надо этого. Давайте так: проблема — предложение», — сказал Александр Лукашенко тем чиновникам и директорам, которые захотели высказать свое мнение. Некоторые еще по старинке пытались просить денег, госзаказов, однако эти речи быстро прерывались. Наоборот, к примеру, во время выступления председателя президиума Академии наук Анатолия Русецкого Александр Лукашенко потребовал урезать бюджет НАН. Он аргументировал свою точку зрения:
— Они работают сами, зарабатывают приличные деньги, надо потихоньку их отводить от кормушки. Пусть не наполовину, но 25 — 30% надо урезать. До тех пор, пока мы будем кормить не только ученых, но кого бы то ни было, и производственников, давать деньги из бюджета, притом невозвратные деньги, до тех пор они ничего делать не будут. Я ничего нового не сказал — такова жизнь...
И ведь нельзя сказать, что сделано в импортозамещении совсем мало. Некоторые результаты очевидны даже на бытовом уровне... Вчера говорили, что мы уже не покупаем так много, как раньше, иностранных автобусов, соков, микроволновок и прочего. Однако пока гораздо больше примеров необязательного импорта. Освоив новую продукцию, можно и валюту сберечь, и заработать, и открыть новые рабочие места.
«В 2012 году необходимо свести к минимуму импорт потребительских товаров, которые мы производим или конкурентоспособное производство которых мы можем создать с привлечением прямых иностранных инвестиций, — поручил Александр Лукашенко, благо в зале сидело Правительство в полном составе. — Министерству торговли, если это не получается у наших производителей, необходимо буквально «взять за руку» и привести в республику не менее 3 — 5 инвесторов с мировым именем для организации производства востребованной продукции».
Но так называемый потребительский импорт — это еще полбеды. Хуже, что, даже производя продукцию, которая предназначена для иностранцев, наши предприятия слишком много тратят валюты на комплектующие, на энергоресурсы и т.д.
Вот еще один фрагмент из выступления Президента:
«Все обязаны экономить. Правительству, министерствам, концернам, обл–, гор– и райисполкомам как политическая задача — обеспечить повсеместный и жесточайший режим экономии». Причем он потребовал, чтобы такой режим был введен в стране практически с завтрашнего дня: от километража на автомобилях чиновников до расхода топлива каждым механизатором.
В качестве примера, где работы непочатый край, можно привести строительство. За 10 лет эта отрасль выросла в три раза, а потребление металла возросло в семь раз! И такой перекос никого не волнует. Как это понимать? Иначе чем расточительством не назовешь...
Другая острая тема — это потребление газа и электроэнергии предприятиями. Несмотря на новые договоренности с Россией по поводу энергоресурсов, следует понимать, что эра дешевого топлива закончилась. Если это кому–то непонятно, то следует ввести лимиты потребления. «Не уложился — плати в разы больше!» — вердикт Президента по этому делу однозначный. Он подчеркнул, что отвечать должны конкретные лица. И наоборот — для тех работников, которые экономят, необходимо предусмотреть премирование на регулярной основе.
Вчера было объявлено, что уже начиная со следующего года будут постоянно ужесточаться нормы расхода топливно–энергетических ресурсов на единицу продукции так, чтобы постепенно выйти на приемлемый мировой уровень.
За пять лет необходимо снизить энергоемкость ВВП на треть. Параллельно стоит задача перехода на местные виды топлива — опилки, торф, отходы. Звучит для кого–то экзотически, но примеров, когда энергию удается добывать «из ничего», уже достаточно, осталось поставить эту работу на поток.
На поиск новых, необычных подходов призвал Александр Лукашенко и Правительство, и региональных руководителей. Через две недели заработает ЕЭП с Россией и Казахстаном, логично использовать те возможности, которые открываются перед белорусскими производителями. Ведь речь идет о рынке с населением 170 миллионов человек. И, нужно сказать, об очень платежеспособном рынке: в прессе писали, что в этом году Россия от продажи энергоносителей получит 350 миллиардов долларов, Казахстан не отстает. Деньги партнеры будут тратить в том числе и на покупку товаров.
Президент ориентирует белорусские предприятия на более тесное сотрудничество, а может быть, и завязывание кооперационных связей с работающими на территории ЕЭП транснациональными корпорациями, а также российскими и казахстанскими компаниями. Уже есть неплохие предложения от австрийских, итальянских, словацких и других ведущих игроков мирового рынка, но здесь все эти начинания нужно довести до ума.
В конечном итоге есть два универсальных критерия качества экономики — это прибыль предприятия и зарплата работника. По ним и будут судить об эффективности принятых мер.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО
Фото: Артур ПРУПАС