Россия: стремление к работе в госсекторе
О работе в госсекторе |
Любопытные, если не сказать, сенсационные итоги соцопроса опубликовал на днях Исследовательский центр популярного российского портала, занимающегося подбором кадров SuperJob.ru. Оказывается — большинство граждан предпочитают работать в государственном, а не в частном секторе. И лишь около 22% россиян предпочли бы трудиться даже на очень доброго хозяина. Кстати, опрос проводился по просьбе российской «Независимой газеты», которая слегка озадачена такими результатами.
«Хотя Дмитрий Медведев и Владимир Путин убеждают граждан, что не собираются строить государственный капитализм, большинство работников считают именно государство наиболее привлекательным работодателем», — пишет автор этой газеты. Экивоки либеральных журналистов в адрес тандема понятны: надо же как–то объяснить, почему россияне предпочли государство, отклонив предложение «невидимой руки» и сердца рынка...
В постельцинской эпохе, да будем прямо говорить, в эпоху Путина, в России появились такие мощные корпорации с участием государства, что весь остальной российский бизнес как–то померк на их фоне.
Но в данном случае речь как раз не о «государственном капитализме», а о вещах куда более серьезных. Сдвиг в сознании россиян — вот что интересно. 20 лет их убеждали, что лучше частников счастья нет, а они взяли да почти буквально вслед за пролетарским поэтом Маяковским сказали: «Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая задания на год».
Я в данном случае вовсе не иронизирую. Люди поступили вполне, как говорят социальные психологи, мотивированно.
«Привлекательность работы в госсекторе за последние 10 лет выросла, особенно за последние три года, в связи с существенным ростом заработной платы в этом секторе», — цитирует «Независимая газета» ведущего консультанта холдинга «Ромир» Игорь Березин. По его словам, от других стран — таких как Франция, Израиль или Греция — Россия в отношении предпочтений мало отличается. «Природа человека везде одинакова. Это нормально для большинства граждан — избегать нагрузок и ответственности, рисков и дискомфорта и искать гарантий и стабильности, что и дает госсектор», — отмечает Березин.
В этих словах одновременно и объяснение, и упрек. Да, человек ищет, где лучше, и за это их трудно упрекать. Но почему идеи свободного предпринимательства не прижились? Видимо, это вопрос и к тем, кто и как их прививал. Иными словами, вопрос: почему россияне не желают работать на частников, — относится и к самим частникам. Так же, как в семейных, так и в социально–трудовых отношениях самое главное — это ответственность друг перед другом. А вот этого испытания рынок не выдержал, что особенно стало наглядно во времена кризиса.
«Результаты опроса свидетельствуют прежде всего о стремлении граждан к стабильности. Не секрет, что в 2008 — 2009 годах частные компании сократили больше сотрудников, чем государственные, — и сегодня, когда вновь участились разговоры о новой волне кризиса, люди стремятся обеспечить себе стабильный заработок. Сказывается и тот факт, что во многих частных компаниях, особенно небольших, используются «серые» схемы выплаты зарплаты, из–за чего работники чувствуют себя менее защищенными», — отмечает зампредправления СДМ–Банка Вячеслав Андрюшкин.
Действительно, предпочтение работы в госсекторе респонденты объясняют «стабильностью, надежностью и социальной защищенностью». «В госсекторе есть оформление по нормам Трудового кодекса, существуют оплачиваемый отпуск и отчисления в Пенсионный фонд. А на частных предприятиях встречаются работодатели — настоящие жулики», — уверены некоторые пользователи портала SuperJob.
На вопрос: «Где выше уровень социальной и правовой защиты работников?» — подавляющее большинство (66%) отвечают, что в государственном секторе.
Что тут скажешь... «Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье», — с эйфорией писал когда–то уже цитированный мною Маяковский. Поразительно, современники его не поняли, хотя «товарищ правительство» уже вовсю присутствовало в их частной жизни, а вот нынешнее поколение, судя по опросам SuperJob.ru, стало понимать.
Мне кажется, это главная причина, почему люди вновь захотели реанимировать свой «роман с государством». Пусть уже не советским, а рыночным, но таким же солидным, надежным, долговечным. Правда, насчет долговечных отношений я бы поспорила, потому что жизнь показывает — и государства в наше время должны работать в условиях жесточайшей конкуренции, а это значит, что без инициативы, предприимчивости и естественного отбора лучших сотрудников не обойтись. Так что прежде чем вдаваться в новую эйфорию, не лучше ли понять так и не понятую «диким рынком» протестантскую этику труда, которую, кстати, исповедуют в качестве религии большинство немцев. Да и не только...
Автор публикации: Нина РОМАНОВА